Почему бывает грустно в декабре?

Марина Кэч
  Время, когда  последний месяц года НЕ СИЯЕТ для меня огнями новенькой,уже возвышающейся в центре города ёлки, НЕ ТОРОПИТ меня,хозяйку,на рынок и в супермаркет закупать продукты к празднику,обдумывать наряд, в котором непременно  следует встретить наступающий год.
Несколько лет уже для меня декабрь имеет привкус горечи –такой, которую едва чувствуешь, раскусывая подхваченную лёгким морозцем калину.

  Это деревце растёт у калитки нашей дачи. Летом даёт тень, а с  сентября, когда начинается учебный год, воспламенившимися  ягодами  напоминает о двух особенных женщинах  в моей  судьбе. Одна из них- моя ученица,тоже ставшая учительницей,  другая- классный руководитель мой в средней школе, преподаватель молдавского языка,наша «мама Настя». Обеих уже нет на этом свете,и ушли они - каждая в своём  декабре. Не встречались они,только слышали друг о друге из моих разговоров. Знала, любила каждую  я.
  А  гроздь калины рдела  на учительском столе среди разноцветных кленовых листьев  в подставке для ручек и карандашей у той и у другой. Об этом совпадении я тоже задумываюсь.

  В памяти моей живёт
     ВАЛЮША. ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА.

  Она  сидела за первой партой в среднем ряду,всегда опрятно одета,красиво уложены волосы(и когда успевала в суматохе утра общежития?). Взгляд её всегда как бы поддерживал меня, молодого преподавателя,и даже вдохновлял. Именно от неё я  впервые услышала:«Спасибо за урок!» Выходила Валюша к доске,не страшась сделать что-либо не так,ибо в город приехала получить профессию,а знания даются пытливым и настойчивым. Читать любила, как и я,русскую классику,о жизни знаменитостей: писателей, художников. Она и сама прекрасно рисовала.

Сердце было чуткое у этой девушки.
   Когда  произошли первые  нападения на бендерчан со стороны молдавского ОПОНа, появились жертвы, она пригласила меня с моими мальчишками /одному-8,другому лишь годик с небольшим/-переждать опасность  у них в посёлке.

 Тогда она вела свой первый в жизни класс, и я радовалась, как здорово у неё получается «шестилеток» обучать,играя. Видела молоденькую Валентину Николаевну в роли Красной  Шапочки,которая,начиная урок,предлагала первоклашкам из корзинки пирожок отведать,а в каждом том пирожке- арифметический пример. Как тут его не решить?
 
 Веселились вместе,когда на уроке физкультуры и её ученики и мои сыновья кувырки вперёд на первой весенней травке делали,а рядом резвились козлята,к колышку привязанные.

 Там у них, в посёлке за Днестром, я смогла забыть ненадолго,что в  Бендерах опасно. Та неделя очень сблизила нас, хотя  разница между нами в возрасте была- 10 лет.

   А в начале лета она приехала к нам со своим женихом: знакомить. Свадьба была назначена на 20 июня. Бабушка,моя мама,осталась с внуками,мы с мужем отправились автобусом на трёхдневное торжество вечером, накануне регистрации.

  Как секретничали в комнате невесты,рассматривая фату,платье, туфли,как украшали  палатку-шатёр,где всегда в Молдавии накрывают  свадебные столы,как уважительно представляли меня её родители  соседкам, помогавшим  «крутить голубцы» из виноградных молодых листочков,делать  ещё меньших размеров блинчики-налистнички-всё помню.
 
  Помню,потому что в эти часы уже началась бойня на окраинах моего города на правом берегу Днестра,а дети, сыночки мои, там остались! Я слушала весь вечер танцевальную музыку «на завтра»,которую жених и муж мой записывали на новую кассету/дисков ,компьютеров ещё не было/. Радио и телевизор в тот вечер не включали...

   А утром... Чуткое сердце Валюши противилось: «Как праздновать, когда за рекой миномётный огонь, кровь,когда у гостей из Бендер там остались дети и пожилые родители?» А может, предчувствовала,что счастья не будет,если в ТАКОЙ день гулять-отмечать...

   Не о том речь,что пережили в то лето мы. Где бы ни скитались,пока Александр Лебедь и его бравые ребята этот пожар войны не потушили,-везде раздавался в трубке её встревоженный голос: «Как вы,где вы?»  А вернулись- Валюша  стала крёстной для моего младшего сына,для меня-лучшей подругой.

   Я вполне могла гордиться этой молодой учительницей- моей выпускницей:её любили дети и их родители,ценили коллеги.О Валентине Николаевне напечатали статью в газете под рубрикой «Твои люди, Приднестровье!»  Она стала завучем начальных классов,и директор школы,тоже Валентина,подала её фамилию в списки резерва,находила её достойной для себя сменой.

   А Валентина Николаевна заболела. Об этом мне сказала, а мужу и родителям нет. Говорят, диабет 2-ой формы-приобретённый. А трудно было его НЕ ПРИОБРЕСТИ:       
  _выкладываться  сполна в школе за зарплату в 17 долларов/пишу в этих у.е.,так как у нас свои ,нигде больше не котирующиеся деньги /;
  _подрастала умненькая, хорошенькая дочурка. С ней играла и занималась так,что не только в начальной школе,но и потом девочка шла отличницей;
  _готовить, стирать-убирать, а ещё огород,несколько кур,три кошки,собака.Каждый год на Пасху её дом встречал нас нас свежей побелкой в два цвета- голубой и белый возле наличников на окнах ;
  _ещё бОльшей площади сад-огород был у её родителей,которым тоже надо было помогать. И первую неделю летних каникул она проводила буквально ...на деревьях,собирая вишню, в осенние -  копала огород.Если отец на своём участке обязательно РЯДОМ орудовал лопатой, то вот МУЖ склонен был  придумывать причины  сачковать...

    Этот  случай практически одновременного ухода из жизни совсем ещё молодой пары потряс не меня одну. То ли диагноз, мужу поставленный,так она восприняла- здоровый,ежегодно в крещенскую ночь в  бочке во дворе окунавшийся, в Днестре с апреля и до «ноябрьских» плававший, а «саркома лёгких»-,то ли нрав его крутой, злорадство ,типа «я ухожу, а ты остаёшься..» вынудили  её рассказать ему, почему она отказалась от сладкого, любимой жареной картошечки и вина ,которого целые бочки  всегда из своего винограда делали.
Теперь её жизнь тоже в опасности...
 
   Пластинка поменялась. В последнюю нашу встречу  заявил даже мне: «Думаешь,ОНА долго проживёт?»   Она сидела за столом рядом.

Провожая меня до маршрутки, Валюша моя  тогда впервые призналась: «Устала я.Но ничего, вот выборы пройдут  - отдохну».Ещё и возглавляла избирательный участок,в их школе расположенный. А дома-бессонные ночи.Муж(надо же!)от укола  в полночь отказывался, а в 2 или в 3 часа будил ,требовал укол этот самый срочно поставить.
Неумолимо стареющие родители Валюши только сейчас узнают, что он издевался над ней  ВСЮ их недолгую совместную жизнь.

   Валентину Николаевну  хоронила вся школа:диабетическая кома.
  До сих пор навещаю её родителей, вместе с хризантемами ставлю в банку на могилке веточки калины. Вот сегодня был как раз такой день. Приехала домой и решила написать о Валюше,о Валентине Николаевне.

   Да,муж её прожил  ещё 100 дней. Похоронен на ДРУГОМ кладбище.