01. Байки вахтовиков. Шапка

Серёга Высотник
  Февраль – месяц ветреный. Особенно на севере. Особенно в тундре.

  Трасса Лабытнанги – Бованенково - это, в общем понимании, ни какая не трасса. Лабытнанги – поселок, отделённый от Салехарда рекой Обь. Бованенково – вахтовый поселок, существующий при месторождении природного газа на полуострове Ямал. Для доставки газа на материк построили однопутную железную дорогу, протяженностью около четырехсот километров, с разъездами километров примерно через сорок. По дороге этой с полуострова на материк в цистернах едет сжиженный газ, и в оба конца – вахтовики.

  Километров на двести от Лабытнанги, вдоль железки отсыпана грунтовая дорога. Дальше, до Бованенково идёт зимник. Зимник здесь означает: «Пока тундра замёрзла, поезжай, где проедешь».

  На разъездах постоянно работает человека по два - три. Кое-где к разъезду прилепилась пара балков или даже одноэтажное рабочее общежитие – это уже небольшой вахтовый посёлок. Значит, перевалочная база, стройплощадка или карьер. Населённых пунктов, где люди просто живут на трассе нет.

  Случай, о котором я хотел рассказать произошел где-то на трассе. Водитель Урала-водовозки, Коля, поехал с напарником за водой. Воду набирали в одном из тундровых озёр, где, по заключению санэпидемстанции, она была пригодна для питья.

  Периодически, на озеро ездил и пробивал полутораметровый лёд, трактор с буровой насадкой. Водовозка, оснащенная помпой через лунку накачивала воду в свой бак и везла в посёлок.

  Набрав воды, водовозы двигались к разъезду, когда задула пурга. Через пять минут видимость пропала полностью. Пришлось остановиться и наблюдать за стёклами сплошное «молоко». Задержка досадная, но ничего не поделаешь, прийдётся переждать. Солярки полный бак, мотор работает, в кабине тепло и сухо. Очень кстати пришёлся термос с чаем и пряники. Так, за разговорами обо всём на свете скоротали пару часов, когда пурга начала немного стихать.

  Кажется, что ещё немного, и можно будет, хотя бы потихоньку, ехать. А ехать надо. Ведь не известно, утихнет дальше метель или разыграется с новой силой.

  Выпитый чай навел Николая на мысль, что неплохо бы перед дорожкой выскочить из кабины до ветру. Куртку надевать не стал, а меховую шапку нахлобучил. Ветер всё-таки.

  Коля спрыгнул со ступеньки кабины, развернулся спиной к ветру и сделал шаг. Ударивший в спину ветер сбил с головы шапку. Она отлетела метров на пять и остановилась. Николай сделал пару шагов, но шапка, увлекаемая ветром, вдруг покатилась. Коля встал, и шапка замерла опять метрах в пяти перед ним. «Видимо, передо мной получается что-то вроде «тени» от ветра, поэтому шапка не укатилась до сих пор в тундру, а каждый раз останавливается, но бросать жалко. А что если резко подбежать, пожалуй догоню» - подумал водитель. И побежал. Меховой треух стартанул, будто нарочно выдерживая дистанцию.

  «Да черт с ней! В кабину и в посёлок!» - подумал Коля, повернулся и не увидел машину. Ровно в обратном, как ему казалось, направлении он протопал шагов десять. Потом, для верности, еще пять. Ветер кидал в лицо снег, видимости почти не было. Подумав, что промахнулся, парень сделал несколько шагов вправо, потом влево. В конце концов, упал на четвереньки и стал искать свои, заметенные снегом следы. Но ничего не нашёл.

  Напарник переждал пургу в кабине, пригнал водовозку на базу и сообщил о несчастье. Николая так и не нашли.

  Этот фокус с шапкой не новость. Бывалые вахтовики о нём давно знают. От них про водителя Колю и шапку узнал и я.