Джамбул. Книга - как источник беды

Валерий Анипко
         В библиотеках раньше нередко можно было видеть плакаты: "Книга - источник знаний"...!... Но оказалось, что не всегда... Книга - может быть и источником беды.. В период жизни в Ассе, куда меня в 1973 году направили «на повышение» секретарём Джамбулского райкома комсомола, особым удовольствием там было копание в книжных запасниках районной библиотеки… Книги вообще были моим пристрастием с детства, за что мне частенко попадало от родителей, когда я по ночам читал их с фонариком под одеялом… А тогда в библиотеках аулов и маленьких посёлков можно было найти такие редкие и старые издания, которых в городах и близко не было… Особенно я увлекался книгами по истории… К слову, в своём рассказе о Марко Поло и Верещагине – я уже об этом упоминал…

         Оказалось, что такими же книголюбами были и 1-й секретарь райкома Жумагуль Жилкибаевна Сергеева, и предрайиспокома Николай Иванович Балабаев, ну и, конечно же – завбиблиотекой Вера Ивановна Китаева… Так вот, встретившись как-то раз все вместе в библиотеке, у нас что-то зашёл разговор о книгах по истории именно нашего края… И Жумагуль поведала, что её отец раньше был очень дружен с одним из самых первых в Казахстане историков-книговедов дядей Абишем Жиренчиным, который был сослан в Джамбул и работал учителем истории в селе Кара-Кемир, откуда она родом… Николай Иванович же начал с ней спорить, что профессор Абусагит Мусулманкулович Жиренчин преподавал у них историю в Джамбулском техникуме, в котором он учился в 1951-54 годах… А Вера Ивановна пошла за стелажи, принесла и положила перед нами книгу «Из истории казахских книг» (1971) – автор А.М.Жиренчин…

         Естественно, что сейчас, выцарапывая из памяти информацию о людях, в биографиях которых упоминается, что он был «сослан в Джамбул», я не мог удержаться, чтобы ни покопаться в различных источниках о человеке, имя которого с тех пор в ней сохранилось…

         И выснилось, что литературовед, писатель, переводчик, этнограф, абаевед и книговед Абусагит Жиренчин был одним из тех, кого теперь считают в Казахстане первопроходцем в своей профессиональной сфере деятельности… А родился он в Чингистауском районе Семипалатинской области 13 декабря 1913 года… Его дед  Жиренше Шокаулы (1834–1915) был бием и родственником Абая Кунанбаева, и его отец Мусулманкул (1879-1953) очень гордился этим… Так что и Абусагит с детства впитал эту гордость, не говоря уже о том, что он проникся безмерным уважением к личности и творчеству Абая…

         Поэтому позднее, когда из-за начавшегося голодомора «А.М. Жиренчин вместе с семьей переехал в Ташкент, где в 1933–1937 гг. ему посчастливилось работать с такими корифеями мировой науки, как В. Бартольд, то именно Бартольд посоветовал ему обратить внимание на изучение литературы и истории своего родного народа, которые практически еще не были объектом серьезных научных исследований», – написал сын ученого, доктор юридических наук, профессор Казбек Абусагитулы Жиренчин в предисловии к книге «Избранные труды А. М. Жиренчина» (Алматы, «Алаш», 2003г.)…

         После окончания в Ташкенте в 1935 году Среднеазиатского университета, он занимается научно-педагогической деятельностью… И через некоторое время его имя уже стало упоминаться, как молодого учёного, подающего большие надежды… Поэтому в 1938 году из Совета народных комиссаров Казахстана ему пришло приглашение на должность научного сотрудника в Республиканском научно-исследовательском обществе… Он перебрался в Алма-Ату и уже вскоре стал заместителем руководителя этого общества по научной работе…

         Именно по его инициативе  проводится празднование  95 и 100 летнего юбилея великого Абая, создание музея Абая в Жидебае и переименованию Чингистауского района на Абайский в 1940 году (ранее Семипалатинской, а ныне Восточно-Казахстанской области)…

         В марте 1942 года его назначили уже директором Центрального музея Казахстана… В 1945 году он успешно защитил диссертацию «Творчество Абая Кунанбаева» - тем самым став первым, кто защитил кандидатскую диссертацию по творческой биографии Абая... В своей научной работе он впервые обнародовал сведения о том, что первым издателем книги Абая и первым его биографом был Какитай Искаков... Да-да, тот самый Исаков, который ездил в Петербург и издал первую книгу Абая (Ибрагима) Кунанбаева в типографии Ильяса Бораганского через пять лет после кончины поэта… Другими словами, Абусагит Жиренчин стоял у истоков абаеведения – ныне обширного направления казахского литературоведения….

         Кроме того, в 1942 году, наряду с должностью директора республиканского музея, на него были возложены обязанности заведующего Краеведческой комиссией Академии наук Казахской ССР и доцента КазГУ... Исходя из чего, именно он в 1947 и 1949 годах возглавлял экспедиции, проводивших в Семитпалатинской области археологические раскопки курганов…

         Однако, как раз в 1947 году было принято Постановлением ЦК КП (б) «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР», которым категорически запрещалось изучение наследия казахского народа в период до октября 1917 года… А попытки изучения и использования произведений культуры казахов прошлых веков объявлялись искажениями националистического толка… Этим же постановлением писатели Сабит Муканов и Мухтар Ауэзов были обвинены в национализме…

         А чуть позднее в Казахстане началась политическая акция, названная «Дело Бекмаханова»… Кто это и что это за «дело»…?.. И как он связано с судьбой Абдусагита Жиренчина…?...

         Согласно информации из различных исчточников, Ермухан Бекмаханов родился в 1915 г. в семье кочевника-бедняка…. В шестилетнем возрасте лишился отца ... Читать и писать научился самостоятельно, и только в 11-летнем возрасте поступил в начальную школу поселка Баянаул... Окончив семилетку, в 1932 году поступает в Семипалатинске на курсы по подготовке для поступления в ВУЗ, а в 1933 году становится студентом сначала в Тамбовском, затем переводом - в Воронежском пединституте…

         После окончания ВУЗа в 1937-м был направлен на работу учителем истории в СШ №28 Алма-Аты.. Но уже через год приглашён научным сотрудником, а позже стал и директором НИИ педагогики (ныне НИИ педагогических наук имени И. Алтынсарина) при Наркомате просвещения Казахской ССР... В 1940 году решением Бюро ЦК КП(б) Казахстана его направили на учебу в Высшую партшколу при ЦК ВКП(б) в Москву, где он пробыл по ноябрь 1941 года…
 
          А в конце 1941 года в Алма-Ату были эвакуированы московские и ленинградские историки во главе с член-корреспондентом Академии Наук СССР Анной Михайловной Панкратовой (с 1953 года — академик)… Бекмаханову было поручено обеспечить устройство и быт приезжих ученых и их семей… В результате сближения научных интересов – он предлагает Панкратовой идею создания методического пособия по истории для учителей школ применительно к потребностям военного времени…

          Вместе они добиваются реализации этого проекта и ставят перед собой уже задачу реализации объединёнными силами казахстанских и российских историков ранее запланированного Наркомпросом Казахской ССР издания «Истории Казахской ССР»… Руководство республики сразу же согласилось... В республиканской библиотеке был оборудован специальный зал для их научной работы и открыты архивные фонды республики... Итогом такого сотрудничества ученых было издание уже летом 1943 г. первой истории Казахстана с древнейших времен до современного авторам периода... Бекмаханов преподнес коллегам приятный сюрприз  - подарив им перед самым отходом поезда Алма-Ата – Москва первые экземпляры ещё пахнувшей типографской краской «Истории Казахской ССР»...

          Причём, написанную лично им для «Истории Казахской ССР» главу о движении Кенесары Касымова, он оформил собственным монографическим исследованием и в качестве кандидатской диссертации защитил её в том же 1943 году в Москве перед Ученом советом Института истории Академии Наук СССР… А продолжая свои изыскания дореволюционной истории Казахстана, теперь уже кандидат наук Бекмаханов решил более конкретно и научно проследить историю Казахстана на протяжении трех десятилетий XIX века… Для этого он в своём труде «Казахстан в 20—40-е годы XIX века» выдвинул концепцию о стремлении казахского общества выйти из кризиса путем создания централизованного феодального государства... С этим он связывал и истоки возникновения и развития движения хана Кенесары Касымова...

           Он представил этот труд в качестве докторской диссертации в Ученый совет Института истории АН СССР... Защита докторской прошла блестяще и, после её утверждения Высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР, он уже в ученой степени доктора исторических наук и в звании профессора, был назначен на должность заместителя директора Института истории АН Казахской ССР, директором которого был известный историк права С.В. Юшков…

           Но когда «История Казахской ССР» была выдвинута на соискание Сталинской премии, то некий член-корреспондент АН Яковлев дал ей очень отрицательную оценку, и потому она не получила премии… Возмущённая Панкратова обратилась в ЦК ВКП(б) с предложением рассмотреть вопрос о положении в исторической науке… Были проведены пять совещаний видных советских историков... Их вел секретарь ЦК ВКП(б) Щербаков, да ещё, кроме историков-учёных, на них присутствовали секретари ЦК Андреев и Маленков…. Член-корреспонденты Академии наук СССР Панкратова, Державин, Греков и др. оценили «Историю Казахской ССР», как очень значимый научный труд о прошлом республики...

           Тогда как Яковлев и ещё один историк Бушуев утверждали, что «История..» издана в духе национализма и носит явно антирусский характер… Яковлен вообще заявлял, что «Всякий учебник для русских школ должен быть русским национальным учебником... Совмещать с этим содержанием интересы еще 100 народов нельзя..»… Ну, ни фига себе…!... Обвиняя другого в якобы национализме,  он сам отстаивал позицию просто оголтелого русского шовинизма…!

          Такие его отрицательные высказывания на совещании ЦК ВКП (б) об «Истории Казахской ССР» постепенно принимают официальный характер... Да тут ещё 26 декабря 1950 года «Правда» опубликовала статью «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана»… По материалам этой статьи, резко раскритиковавшей Бекмаханова, в апреле 1951 года ЦК Компартии Казахстана собирает пленум, где «ошибки» Бекмаханова подвергаются ещё более суровой критике...

           После этого на него было организовано просто гонение - осуждение видного казахского историка началось и в Министерстве образования, и в Институте истории, и в ВУЗах республики, на историческом факультете КазГУ...   Тогда это было запросто – была бы команда сверху… И «возмущённые» граждане начинали громогласно требовать расправиться с «врагами народа», «уничтожить», «расстрелять»… Оперативно отреагировал и КГБ, установив за учёным слежку и собирая на него «компромат»…

           Единственный, кто тогда встал на его защиту – был Абусагит Жиренчин, который вдобавок к этому, еще и опубликовал в «Казахстанской правде» положительную рецензию на творчество Бекмаханова… За что он в 1951 году был снят с работы и лишен статуса кандидата наук, а Бекмаханов был изгнан из Института истории и КазГУ, и в том же 1951-м исключен из рядов партии и лишен всех научных степеней и званий…

          А теперь с трёх раз отгадайте – где после такого оказался  первый доктор исторических наук из числа казахов, основатель первой кафедры истории Казахстана в республике, профессор Ермухан Бекмаханов..?...

          Совершенно верно – на всё той же ссыльной джамбулской земле, а именно в селе Новотроицкое Чуйского района Джамбулской области, где он работал простым учителем истории… И где неподалёку в школе преподавал и сосланный в этот район Солженицын…

          Там Ермухана и арестовали в ночь с 5 на 6 сентября 1952 года… Тогда, почему-то, любили арестовывать именно по ночам.. . Около двух месяцев велось как бы «следствие» по возбуждённому на него делу № 699, и уже 3 ноября 1952 года его ознакомили с обвинительным заключением…. Ученого обвиняли в антисоветской деятельности за период 1942-1952 годов - якобы он «значение присоединения Казахстана к России показал с буржуазно-националистических позиций...»..

           Согласно ст. 58, п. 10 УК РСФСР Коллегия Верховного суда Казахской ССР 2 декабря 1952 года приговорила «врага народа» Бекмаханова аж к 25 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа…

           Но после смерти Сталина и ареста Берии член ЦК партии академик Анна Панкратова лично и напрямик обратилась к Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву по вопросу пересмотра дела, освобождения и реабилитации Ермухана Бекмаханова… «Мы ручаемся за его честность. Мы уверены, что он жертва клеветников».— заявила она... И уже 16 февраля 1954 года дело было закрыто, а сам он реабилитирован…. Учёный поехал в Москву, где в гостинице «Гранд-отель» московские ученые устроили ему банкет во имя «торжества справедливости»…

            И всё же, по возвращении в Алма-Ату его нигде не принимали на работу, хотя в то время в Казахстане не было ни одного профессора истории... Да и жить с семьей ему пришлось на съёмной квартире… Только в сентябре 1955 года его наконец-то приняли на работу преподавателем Казахского университета... Ну, а когда в 1957 году в издательстве АН СССР в Москве вышла новая монография Бекмаханова «Присоединение Казахстана к России» и им вторично была защищена докторская диссертация, то в 1958 году ему вернули возможность снова заведовать созданной им когда-то в КазГУ кафедрой истории…

             По его личной инициативе на кафедре была начата работа по написанию вузовского учебника по истории Казахстана… А в 1959 года он написал учебник по истории Казахстана для школ, неоднократно переиздававшийся в течение 30 лет… Им же изданы «Хрестоматия по истории Казахской ССР» для школ и учебное пособие «Очерки истории Казахстана XIX в.»… В 1962 году он был избран членом-корреспондентом АН КазССР…

           А что же стало с выступившим в защиту Абусагитом Жиренчиным..?... В тех же 1950-51 годах на страницах газет Казахстана печаталось много «разгромных» статей, клеймивших так называемые «пережитки буржуазного национализма» в литературе и науке…. И его имя называлось в статьях с критикой концепции поэтической школы Абая… Что и для Жиренчина, как и для Бекмаханова, закончилось снятием со всех должностей и лишением ученой степени кандидата наук...
 
           После чего в 1951 году он на 3 года был отправлен в ссылку - и опять же в Джамбул…. Там тоже сначала трудился простым учителем истории в ауле Кара-Кемир, а затем его перевели преподавать в Джамбулский техникум... Когда в 1954 году время ссылки закончилось – Жиренчин вернулся в столицу….

           В том же году он был назначен директором Публичной библиотеки Алма-Аты… С 1959 года его перевели работать 1-м заместителем председателя Главного управления издательств, полиграфии и книжной торговли Казахстана… В 1961 году он вообще стал председателем республиканского объединения книжной торговли…  Но в 1962 году он добровольно оставил все эти высокие посты и ушёл на преподавательскую работу в Казахский Государственный женский пединститут… Где и проработал  до конца своей жизни, параллельно продолжая свою изыскательскую и литературную деятельность…

            Как непревзойдённый до сего дня специалист книговедческих наук, Жиреншин (Жиренчин) Абусагит (Абиш) Мусулманкулулы написал двухтомную историю письменной литературы Средней Азии и Казахстана с древней эпохи до 1917 года… Всего же им опубликовано 150 научных и литературных работ, в том числе 8 монографий…

            А в 1971 году им была  была выпущена книга «Из истории казахских книг»…. Та самая, которую нам тогда и показывала Вера Ивановна…

            Так вот, в ней он подчёркивает: ««…Прослеживая  путь развития  книги,  мы  одновременно  познаем духовную  культуру  и  историю  народов.  Некогда  древние  города  Тараз,  Отрар,  Герат,  Туркестан,  Сарай  имели  библиотеки,  обсерватории,  школы-медресе,  книжные  лавки,  ксилографические  и  литографические  мастерские… Письменность  народов  Средней  Азии  и  Казахстана возникла  в  раннем  средневековье.  За  свою  многовековую  историю  они  сменили  несколько  систем  письменности:  древнетюркскую,  хорезмийскую,  согдийскую,  уйгурскую,  манихейскую,  арабскую,  латинскую.  Теперь  народы  республик  Советского  Востока  пользуются  русским звуково-буквенным  письмом…
Одним  из  древнейших типов  буквенного  письма  является древнетюркская  письменность,  которая легла  в основу  письменности  тюркоязычных  народов  Средней  Азии, Поволжья   и  Казахстана.  Она  возникла  в VI-VII  веках… И один  из  самых  ранних  памятников  древнетюркской письменности  был  обнаружен  в  1896-1897  гг.  в  Казахстане  близ  г. Джамбула   (б.  Аулие-Ата)   российским ученым  В.А. Каллауром  и  финским  археологом  А. Гейкелем. Они зафиксировали пять камней с древнетюркскими  надписями..»...

           То есть, даже находясь в ссылках в нашем городе, учёные не упускали возможности продолжить научные изучение тех местностей, куда они попадали отнюдь далеко не по своей воле… Да и не за что…

          Ну и, завершая этот эскурс в связанное с пусть даже временным нахождением поистине замечательных людей на нашей джамбулской земле, хотелось бы добавить, что один их моих лучших друзей по жизни журналист «Казахстанской правды» Саша Корсунов как-то познакомил меня с поразительно располагающим к себе человеком – начальником Джамбулского областного УВД генералом Турсуном Утегеновичем Утегеновым…

          Позднее мы неоднократно встречались по различным вопросам и как-то раз глава облмилиции обронил: «Слушай, там на твоего друга Жорабека жалобы идут – наверно придётся его снимать…»… На что я воскликнул: «Агай, да Вы что – он же потомок самого хана Кенесары Касымова…!...»… А то, что зам начальника облГАИ Жора Касымов действительно был именно его потомком – об этом в Джамбуле все знали… И мы были давно знакомы – вместе с ним и директором автошколы на Пушкина- 90 Олегом Николаевичем Гуром на охоты ездили… Турсун Утегенович засмеялся: «Да, ты наверно прав – пусть работает...!... Ведь другого потомка хана у меня на эту должность больше нет…»…

                Продолжение следует… http://www.proza.ru/2018/01/10/914