4. Умей вертеться израиль

Моисей Харитонов
Хочешь жить - умей вертеться (русская одесская пословица)

На научном семинаре 5 декабря 2017 г. в Институте интеграции  и профессиональной адаптации, г. Нетания Коварский Леон, доктор философии, эксперт Института, представил доклад «Как обеспечить оптимальное функционирование и безопасность Израиля».
Актуальность темы и масштабность постановки проблемы явно требуют коллективной работы. В попытке присоединиться к слабо формальному, пока, коллективу разработчиков проблемы – пытаюсь конкретизировать или, только, обозначить некоторые детали. 

I. Критерий оптимальности общества и государства

При постановке задачи оптимизации объекта, естественно, пытаться четко обозначить критерии оптимальности. Попытаюсь сделать это для нашего объекта.

Воюют цивилизации, но каждая цивилизация в целом не является субъектом противоборства. В поле каждой цивилизации её субъектом является некая «верхушка», которая манипулирует низовыми цивилизационными слоями. Так в «западной» цивилизации, так в исламистской.

Принято такую «верхушку», цивилизационный центр «западной» или, как еще её именуют, «иудео-христианской» цивилизации представлять как «сионистское закулисье». Так принято у исламистов и так, нередко, именуют в «западной» цивилизационной среде. Возможно, в этом, инструмент манипулятивного управления определенными массами, а, возможно, и элемент камуфлирования действительной «верхушки».

И, возможно, обеим цивилизационным субъектам, каждому в его стратегии, выгодно, пока, внешне фокусировать межцивилизационное противоречие на Израиле. Исламисты твердят, что их главный враг Израиль и мечта – уничтожить Израиль. В «западной» цивилизации тоже, возможно по каким-то стратегическим соображением, выгодно фокусировать внимание «широкой общественности» на Израиле, как предмете противоборства. А за ширмой «Израиль» отрабатываются стратегии глобального масштаба.

В этих реалиях, за пределами собственно государства Израиль и внутри него есть множество сильных интересантов и у каждого свое представление об оптимизации Израиля, сообразной цели интересанта.

Поэтому заявляя предметом рассмотрения «обеспечение оптимального функционирования и безопасности Израиля» имеет смысл четко указать интересанта или интересантов, с позиции интереса которых определяется оптимум.

Наш интересант – гражданин и житель Израиля, не собирающийся и не имеющий возможности вывезти свою семью в другое государство, в меньшей степени находящееся под военной или террористической угрозой. Его интерес: оптимальным является такое общество/государство, в котором обеспечивается возможность:

1. Гарантированная возможность выживать самому, вырастить  два поколения, способных поддерживать оптимизированность общества/государства.

2. Это выживание происходит на уровнях материального и духовного достатка, обеспечиваемого сочетанием реалий объективных возможностей среды проживания и общепризнаваемой, в среде граждан, комфортностью социальных взаимоотношений.

Границы нации/государства – реальны, но подвижны и проницаемы, так как имеет место физическое и культурно-политическое взаимопроникновение.
Для Израиля под обществом/государством имеются в виду граждане государства, включая арабов, которые поддерживают Израиль с его внутренней и внешней политикой, называют себя «израильскими арабами» или «арабскими израильтянами», и исключая тех арабов, кто неприязненно относится к Государству Израиль и склоняются к использованию термина «палестинец», или «палестинский араб», без ссылки на Израиль   (Israel's Palestinians: The Conflict Within. — illustrated. — Cambridge University Press, 2011. — P. 2–3 (note 4), 26–29. — ISBN 978-0-521-15702-5).

В число интересантов в оптимизированном обществе/государстве по указанным выше условиям 1-2, естественно, не входят евреи, формальные граждане государства, готовые, в той или иной степени осознанности, «продавать» сограждан ради собственной прибыли.

II. ПЕРЕХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ

Когда определен критерий оптимальности общества/государства – можно оценить существующее состояние этого объекта и показать содержание не оптимальности. На такой основе формируется ясность в содержании задачи –

а) достижения состояния оптимизированности и
б) последующего удержания оптимизированности относительно изменяющихся условий существования объекта.

То есть, конкретизируется задача УПРАВЛЕНИЯ развитием общества/государства.
Темпы этого развития должны соответствовать темпам изменений в среде существования. Характер соответствия может быть различным:

• реактивным, когда развитие общества/государства достаточным образом «догоняет» изменения в среде существования;
• активным, когда управляемое изменение в обществе/государстве происходит непосредственно вслед изменению в среде существования;
• проактивным, когда управляемое изменение в обществе/государстве происходит с достаточным упреждением относительно ожидаемого изменения в среде существования;
• генеративным, когда управляемое изменение в обществе/государстве происходит с достаточным упреждением относительно неочевидно вызревающего изменения в среде существования или осуществляется посредством неочевидных ресурсов и способов.

III. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «ТРИАДЕ», ВЫДЕЛЕННОЙ ЛЕОНОМ КОВАРСКИМ

Цитирую: «Только слаженное взаимодействие триады: «Системный подход – Демократия – Нравственность» может обеспечить оптимальное функционирование общественного организма. Без системного подхода всё труднее обходиться, а самому системному  подходу необходимо постоянное развитие человеческой инициативы и творчества, что невозможно без развития демократии».

Слишком общая декларация о некоем замечательном конечном состоянии общества. Для того, чтобы подняться выше уровне тривиальности, предлагаю в первом приближении более конкретизированное представление «триады». См. рисунок над текстом.

«Жизненность демократии как политического принципа основана на укоренённости в глубинных архетипах сознания и природе человека. Как общественному существу человеку присуще соучастие в общинной жизни и в имитационных политических играх. Как существу духовному ему присуща свобода. … утверждение демократии как общественной ценности и основы цивилизованного общежития требует больших скоординированных усилий социума. Как «рукотворное явление» и уязвимая форма власти демократия существует лишь там, где общество тратит немалые усилия на её поддержку, развитие и защиту от искажений» (http://cyclowiki.org/wiki)

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

1) Для серьезной проработки проблем, существенных для Израиля (да, и не только Израиля), необходима коллективная работа. Одиночки могут только самоудовлетворяться своей ученостью и патриотизмом; можно похвастаться собою в узком непритязательном кругу.
2) Для русскоязычных израильтян еще необходим прорыв к содержательному сотрудничеству с иноязычными израильтянами. Без этого мы так и будем частью балласта, сковывающего маневренность Государства Израиль.