У озера

Анатолий Дудник
Октябрь 2017-го. В этот раз рыбачим с Борисом и Евгением на речке Чаглинке со стороны Красного Яра. Помнится, что в юности я путал название ближайшего к Кокчетаву посёлка, поставлявшего ему овощи и ягоды, с названием  областной газеты «Степной маяк». После того, как в 1976-ом покинул, а в 2017-ом в очередной раз приехал навестить родной город, особенно приятно сознавать: несмотря ни на что, и посёлок, и газета до сих пор есть.


Как только прибыли на место, прилично проехав  вдоль вьющегося русла речки,  Борис доложил результаты разведки:  возможна поимка карася до килограмма, что подтверждается многочисленными рыбаками, спрятавшимися в камышах.
     - Ни рыбаков, ни рыбы! Одни автомашины  да изрядно засоренные подступы к воде - отметил я, вынимая снасти из салона вишнёвой иномарки – героини предыдущего репортажа, отдыхавшей на просторной поляне.


Походив немного вдоль берега, я выбрал площадку посуше и пофотогеничней: улова может и не быть, а «фотокарточка» останется на память. Борис, выдав насадку, скрылся в соседних камышах. Евгений много и полезно перемещался по полю -  Наверное, консультировался у Бориса по поводу снасти.
 


Размотал. Насадил. Сосредоточился. Закинул. Между забросами придирчиво осматриваю место ловли: речка комфортная по ширине для рыбалки даже на спиннинг. Вода чистая и прозрачная без намёка на зловредную подводную растительность.
     - Всё верно: осень!


А время, между тем, тикает, как счётчик советского таксиста. Солнце присутствует, но как-то ненавязчиво – денёк серенький, но почти безветренный,  да и высокие камыши прикрывают от него коллег по диагнозу. Уже хорошо!  Евгений рыбачит рядом на спиннинг, я – на удочку брата. Негромко переговариваемся.  Уже  минут тридцать, как я внутренне  согласен «своего» ещё не выловленного килограммового карася разменять на 5 штук по двести грамм.


Тут в кормовом секторе стал какой-то странный и очень-очень мощный звук  стремительно на нас наползать. Оглядываюсь – локомотив тянет за собой «немеряное» количество  пустых  товарных вагонов, своими колёсами создающими неповторимый перестук. Постепенно шок от неожиданности сменяется восторгом от узнавания ранее услышанного.
     - Вот, оказывается, что так славно гремело в детстве за озером!


Евгений с мобильным телефоном в руках. Я прошу его примерно "в лоб" заснять поезд – картинка пригодится для будущих  или уже написанных репортажей. Но поздно: товарняк уже проходит по мосту, что слева от нас в двух сотнях метров.
     - Выходит, что ещё полвека ждать  очередной фотосессии?!


     - Едем?! – немного погодя,заскучав от бесклёвья, я вновь  пристаю к товарищу  с предложением возвратиться домой, от которого он не может отказаться, так как ради меня эта вылазка на природу и была организована.

 
Оставив Бориса с его симпатичной голубой иномаркой рыбачить,  мы легли  на  обратный курс. Тряская от гравия, но добротная дорога вела через Красный Яр, который, со слов Евгения, в этом году подвергся нешуточному наводнению. Я же тренировал своё воображением - прикидывал как нарядно летом выглядят окрестные поля.


 Вот мы уже на въезде в родной Кокчетав: сейчас он называется Кокшетау!
     - Какая разница, если, вспоминая малую родину, всё равно перед глазами всплывают те же родные сопки да степь. Верно?!


Пригород да и сам город явно расстраиваются: те районы, что десятки лет были не тронутыми, наполняются высотками хорошеют на глазах и всё наступают на озеро.

    - Давай заедем к Коле Гуденко! – вдруг, предлагает Евгений.
Я решительно отказываюсь. Аргументы не привожу. Они, по сути, те же, что и при отказе встретиться с одноклассницами на  Дне рождения нашего классного руководителя: сто лет не видел  девчонок, а вдруг они окажутся такими же постаревшими, как и я?! Зачем светлые школьные образы менять на какие-то другие?! Наверное, разумнее не расплескать то, что осталось светлого в черепке?!


     - Словно в ответ на моё, Евгений проявляет своё упрямство  - везёт меня через весь город на окраину городского пляжа,  где маленькая речка примыкает  к нашему озеру Копа. Когда-то это было рыбное и всегда шумное от отдыхающих место. Рядом был дом моего товарища, с которым мы учились вместе до 9-го класса. Иногда в этом местечке рыбачили. Частный сектор, притулившийся когда-то к самому урезу воды, был почти снесён –  ещё не вывезенные остатки жилищ кололи глаза.  Взамен, как бы из руин, к небу вознеслись два красивых храма: православный и мусульманский.


Конечно, Копа не может сравниться с Боровским озером, что примерно в 70-ти километрах отсюда! Однако Копа - озеро моего детства. Сейчас на берегу  озера осенний ветер. Но, как прежде в щенячьем возрасте на рыбалке с дядей Колей, под ногами то ли поддаётся, то ли наоборот упруго сопротивляется песок, изрядно перемешанный  с илом. В детстве он казался перемытым. На душе моей сумбурно – радостно и как-то непонятно. Я несколько раз закинул снасть. Ветер и небольшие волны куда-то потащили её помимо моей воли.


 Евгений, наверное, довольный моей плохо скрытой  реакцией на остановку, словно почувствовал, что  сделал нечто хорошее, из машины не выходил – упражнялся с подарочным смартфоном. Я, всё же, вынудил  товарища выйти из тёплого автомобиля и сфотографировать меня на фоне озера и Букпы – высокой сопки, подпирающей город к  самому озеру.   Отец рассказывал, что когда-то она была сплошь покрыта лесом.


Пока Евгений «передёргивал затвор», я  со смирением в сердце думал про себя: «Если мне и надо было здесь побывать, то теперь точно - не надо!»


Фото озера Боровое и горы Кокше (по центру) из Интернет