Аланы и Гунны Вайнахи. Автор Хусейн Закриев. 1989г

Руслан Закриев
АЛАНЫ И ГУННЫ И ИХ СВЯЗИ С ВАЙНАХАМИ

Б.Б.Ковалевская в своей книге «Кавказ и аланы»  считает алан «сарматским племенным объ¬единением, выступившим на исторической арене на рубеже нашей эры». Но обосновать данный тезис не может, ибо не находит для этого необходимых аргу¬ментов ни в археологии, ни в античных письменных источниках. Первое упоминание о «пылких аланах» мы находим у античных авторов I в. нашей эры . Все они связывают их с Кавказом. Из тех источников мы узнали и о гуннах, о которых в IV веке Аммиан Марцеллин писал: «Племя гуннов, о которых мало знают древние памятники, живет за местийскими болотами ... И  превосходит всякую меру дикости» . Армянский писатель V века Егише локализует гун¬нов в стране Чор, в южной части Каспийского про¬хода . Егише отличает к северу от Чора гуннов, которых он называет «хайландурками» и «хайлан¬дурами» Они представляются нам созвучными с названием современного чеченского племени (тай¬па) - «хилдехрой». Другой армянский писатель V в. Мовсес Хоренаци в своей «Истории» также гово¬рит о гуннах. Он упоминает о названиях, созвучных с вайнахскими топонимами «Шарай», «Вананда» (сравнение: «Шарой», «Варанда» ) .
Б.Б.Ковалевская считает гуннов кочевым племе¬нем, которое до появления на берегах Азовского моря прошло «тысячеверстный путь от китайского пограничья» . Однако и Ковалевская, и другие уче¬ные делят гуннов на два вида - «исторических» гуннов и на «белых царственных» гуннов, этниче¬ская принадлежность которых им пока совершенно не ясна. А археологические и исторические памят¬ники пока еще ничего не дали для определенных выводов об этих народах. Однако весьма интересны сведения, которые сообщает армянский писатель Ананий Ширакаций об аланах. Он утверждает, что западная часть Алании была населена аштигорца¬ми. К востоку от дигор жили собственно аланы. Они занимали «область Ардоз Кавказских гор». Ширака¬ци сообщает, что «В этой области Ардоз (Артаз), ис¬тинной территории расселения алан на Северном Кавказе  течет «Армна».
По-осетински «Ардоз» - поляна среди леса». Как видим, это слишком узкое пространство для рас¬селения целого народа, А по-вайнахски «Ардоз» ¬это сложное слово, образовавшееся от определения «арар», что означает «внешняя», и «доз», что оз¬начает «граница». «Ардоз Кавказских гор», как это выражение употреблял Ширакаци, означает «вне¬шняя граница» (или территория Кавказских гор), как раз ту самую область от «Серира» до дигор», которую назвал Ширакаци . Жителей, которые обитали на данной территории, тот же Ширакаци называет «нахчаматянами», что означает чеченцев. Как сообщает Ширакаци, существовали «собственно аланы» и дигорцы, и тут же выясняется, что «соб¬ственно аланы» - это нахчаматяне. Кажется, все понятно без лишних комментариев. Однако в со¬общении Ширакаци есть еще кое-какие детали, ко¬торые заслуживают нашего внимания. Это название горных племен, которые, по словам автора, жили к югу от алан-ардозцев, т, е. в горах: «цанары», «сана¬ры» или «санариты» . Это название одного и того же племени-тайпа, которое Ширакани произносит по¬разному. Нам оно напоминает название ныне еще¬ живого чеченского тайпа «цIонтарой». Эта «деталь» наталкивает на мысль, что аланы и вайнахи - одно и то же.
Весьма любопытными нам представляются взаимоотношения и взаимное сходство алан и гуннов, описанные очевидцами, и отдельные детали, со¬держащиеся в данных описаниях. Тот же Аммиан Марцеллин, о котором упоминалось выше, пишет: «Почти все аланы высоки ростом, красивы, с умерен¬но белокурыми волосами: они страшны сдержан¬но грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культур¬ным образом жизни .
В этом описании нас особо интересует внешнее сходство алан и гуннов. Далее тот же автор сообща¬ет: «Гунны прошли через земли алан, убили и огра¬били многих, а с остальными заключили союз и при их содействии с большои уверенностью вторглись в просторные и плодородные владения Германари¬ха» .
Как известно из других источников, аланы и гунны больше не расставались и много лет еще пребывали в покоренной Европе, разбили на реке Эльбе пле¬мена готов, участвовали в военных походах против Византии и Рима . Возникает вопрос: не были ли аланы и гунны этнически родственными народами с общим языком и общей религией? Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти при помощи вайнахского языка. Но прежде, чем приступать к лингвис¬тическому разбору отдельных слов и выражений, хотелось бы обратить внимание еще на несколько исторических деталей.
Факт существования границы между «собственны¬ми аланами» и дигорцами-осами, о которых сооб¬щал Ширакаци, подтверждается и тем, что еще в IV веке, по словам Приска Панииского , полководцы Аттилы при своем движении на восток до Каспия и Большого Кавказа не встретили никакого сопротив¬ления со стороны алан. И в то же время известно, что Аттила был в состоянии войны с осами, кото¬рые были на стороне акациров, по словам Приска, скифского народа. Это дает нам основание предпо¬ложить, что осы еще в V в. были скифоязычными, в то время, когда «собственно аланы» имели свой, нескифский язык.
Мы неоднократно отмечали, что слова «ала» и «эла»  являются исконно вайнахскими, и определяли их значение. Поэтому считаем излишним вновь со-средотачиваться на их значениях. Однако нелишне сказать, что если слово «эла» легло в основу этнони¬ма «эллины» еще в 1 тысячелетии до нашей эры, «ала», слово такого же значения, легло в основу бо¬лее позднего этнонима «алан», который закрепился за потомками тех же нахских племен.
Историк VI века Иордан, известный в мире как алан, пишет в своей знаменитой «Гетике», что его отца зва¬ли Пар или База и рядом со словами «А мой отец» пишет: «Алано ва а матос». Данное предложение переводится - «он есть аланин происхождением» . А слова «База» и «Пар» также являются вайнахскими . О том, что знаменитый алан Иордан говорил по¬вайнахски, свидетельствует и то, что имена сыновей гуннского царя Аттилы , данные Приском Паний¬ским в греческой огласке, Иордан  записал явно в вайнахском произношении.
Например, Приск называет старшего сына Аттилы как «Ир-нах», а Иордан как «Эрнак», т. е. «Эрнакъ». Приск называет младшего сына Аттилы как «Де¬нгизих», а Иордан как «Динцик», т.е. «Динц Iиг». По нашему мнению, это свидетельствует не только о том, что аланы говорили по-вайнахски, но и том, что гунны тоже были вайнахоязычными.
О вайнахском происхождении этнонима «гунны» свидетельствует ныне еще живое племя (тайп) гуной, чье название и легло в основу этнонима «гунны». О нахоязычности гуннов, помимо имен сыновей гун¬нского царя, свидетельствуют еще более убедитель¬но имена самого Аттилы и его полководцев. Известно, что именитых мужей в вайнахском народе издавна и по сей день называют по отчеству и име¬ни. Таковы, например, народные герои в чеченских народных песнях-илли: ЭтиIума, Мехьти Идарз, Тами Биболт и т.д. Из письменных источников из¬вестны факты о том, что «гуннов царь» Аттила лю¬бил слушать песни-илли в сопровождении игры на деревянных музыкальных инструментах, по всей вероятности, на до сих пор существующем «дечиг пондаре». Вполне вероятно, что те неведомые пев¬цы пели о подвигах самого грозного предводителя гуннов и алан.
Разумеется, и его называли по отчеству и имени, как и других героев. Стало быть, надо искать в имени «Аттила» два имени - имя отца и собственное имя героя. В устной речи эти имена, произносимые ты¬сячами и миллионами чужеязычных людей, не мог¬ли не слиться в одно сложное слово и не деформи¬роваться.
Однако имя отца, которое обычно стоит на первом месте, мы легко находим. Это «Ата», старинное, ши¬роко распространенное вайнахское имя. В падеже «цолниг» (притяжательный падеж) имеет форму «Ати». А собственное имя вождя гуннов должно быть не то «Тала», не то «Халу» - тоже до сих пор часто встречающиеся вай-нахские имена. Имена «Ати» + «Тала» (Ала), на наш взгляд, дали сложное, несколько деформировавшееся имя «Аттила». Вторым лицом в державе гуннов, по словам Приска Панийского, был полководец «Онигиси» . Попро¬буем разобрать и это имя по такой же схеме. Имя отца полководца тоже поддается восстановлению: это «Ана». Нередко у вайнахов встречается это имя. Есть и фамилия «Анаев». Собственное имя героя то¬же нетрудно восстановить: это широко распростра¬ненное у вайнахов имя «Тиса». «Ани» + «Гиса», ве¬роятно, дало имя гуннского полководца - Онигис(и).
Явно вайнахоязычными являются и имена других полководцев Аттилы - «Басих»  и «Курсих» , кор¬нями которых являются вайнахские слова - «баси» (склон) и «Курса» (гордая душа). Видимо, Басих и Курсих не были такими знаменитыми, как Аттила и Онигиси, их просто называли по именам. Название одного из гуннских городов «Чунгарс»  также является вайнахоязычным, соответствующим названию ныне еще живого чеченского племени (тайпа) - «чунгарой».
Изложенные выше лингвистические и историчес¬кие факты, как видим, взаимно подкрепляющие друг друга, дают основание считать гуннов одним из многочисленных аланских племен, таких, как цIонтарой, шотой, арестхой, хилдерхой, кей, акка и др., а алан - общим названием всех вайнахских племен (тайпов).

АЛАНЫ И ГУННЫ И ИХ СВЯЗИ
СО СКИФАМИ И САРМАТАМИ

Упоминание о скифах, сарматах и киммерийцах мы также находим у древних авторов. Сведения о них содержатся в «Истории» Геродота , в «Географии» Страбона  и в других письменных источниках. Страбон, например, утверждал, что скифы и сарма¬ты были родственными племенами, которые мало чем отличались друг от друга.
Из истории древнего мира мы знаем, что урарты еще в 1 тысячелетии до нашей эры не раз сталки¬вались со скифами - кочевниками, которые совер¬шали опустошительные набеги на оседлых нахов, испокон веков занимавшихся земледелием, ремес¬лами и башне-стройтельством. Об одном из таких набегов, опираясь на данные археологических рас¬копок, рассказывает Р.И. Рубинштейн в книге «У стен Теишабаини» .
Теперь ни у кого не вызывает сомнение, что защит¬никами города-крепости Тейшабаини были предки вайнахов.
Из вышеназванных и других источников мы знаем, что скифы и сарматы были кочевыми племенами с иными, чем у нахов, антропологическими при¬знаками, иным образом жизни, иными духовными ценностями. В древнем мире в атмосфере того огра¬ниченного и дикого сознания, между этими двумя расами столкновения были неизбежны.
Именно эти столкновения и должны были обусло¬вить отношения между данными народами, кото¬рые не могли не отразиться в их языках.
Мы сейчас не можем сказать, каково было отноше¬ние скифов и сарматов к вайнахам, так как в на¬стоящее время вряд ли сохранился скифский язык, но мы определенно знаем, каково было отношение древних нахов к скифам и сарматам. Это оказалось возможным, благодаря чечено-ингушскому языку, который хорошо сохранился с древнейших времен. В вайнахском языке есть слова «пис» и «цIармат», которые по своему смыслу являются синонимами к слову «раб». Эти слова, словно сами древние племе¬на «скифы» и «сарматы», являются родственными по смыслу. Они означают «презренный», «недо¬стоиный». Грубо ошиблись те авторы , которые пе-ревели вайнахское слово «цIармат» как «уродливыq и страшный, чужой человек».
В словах-эпитетах «пис» и «цIармат» и запечат¬лелось историческое отношение алан-вайнахов к скифам и сарматам, которые были историческими антиподами алан. Стало быть, считать алан племен¬ным объединением скифов-сарматов, по меньшей мере, нелогично.
В древних письменных источниках упоминается еще об одном этнониме - киммерийцах . Опираясь на вайнахоязычныи морфологический состав этого слова и на предположения некоторых ученых, мы позволяем себе считать вполне вероятным, что на¬рода по имени «киммерийцы» не существовало во¬все.
По нашему убеждению киммерийцы - это общее нахское название скифов и сарматов, что означа¬ет: люди, у которых «иные носы». Данное сложное слово распадается на два слова «кхи» и «мар». Сло¬во «кхи» означает «другой», «иной». «Мар» (или «мер») означает «нос».
В современном чеченском языке существует слово «кхимар», состоящее из тех же корней и обозначаю¬щее «противная морда», «рожа».
С определенной долей уверенности можно сказать, что история нахских племен - это история беско¬нечных коротких и продолжительных войн. Когда эти войны оказывались победоносными для скифов и сарматов, нахам-аланам приходилось вести с про¬тивником долгие, изнурительные, продолжавшие¬ся столетиями партизанские войны. При этом они использовали собственные горы как неприступные крепости. Такие войны приходилось вести и урар¬там со скифами, а затем и аланам, на рубеже нашей эры, в течение нескольких столетий. Разумеется, не все аланы продолжали борьбу с иноземцами. Некоторые по разным объективным причинам ос-тавались под властью завоевателей; пользуясь политической самостоятельностью, отдельные аланские племена поддерживали с ними мирные отношения.
Именно та часть алан, в течение столетий, находясь в изоляции от собственных алан и находясь в близких контактах с этнически чужим народом, постепенно теряла свой родной язык и религию и усваивала чу¬жой язык и чужие духовные ценности. Таковой, по всей вероятности, была участь осов (по-вайнахски «Iаьси») - могущественного аланского племени, ас¬симилировавшегося со скифами и превратившего¬ся в иную этническую группу, с тех пор именуемую вайнахами-аланами словом «хIири», т. е. «хийра» чеч., что означает «чужие».
Как известно, иранский язык и скифский были родс¬твенными. И на том основании, что одно из аланс¬ких племен - осы - стало скифоязычным, всех алан стали называть ираноязычными, а осетин - единс¬твенными потомками алан на Северном Кавказе . Такое стереотипное суждение, на наш взгляд, невоз¬можно называть иначе, как обыкновенной софисти¬кой.
Продолжая мыслить в данном направлении, необ¬ходимо будет сравнить между собой два этнони¬ма, существующие в вайнахском языке, «вайнахи» и «хIири», объяснить их этимологии, причины и время их появления в данном языке.
Прежде всего, необходимо будет отметить, что в древности, еще далеко до нашей эры, существовал простой этноним «нах». Никакого определения «вай» или «вей» при нем не было. Потом, намного позже, вместо «нахи» стали употреблять «вайнахи». Нам представляется, что в этом кроются серьезные исторические причины.
Эти же причины вырвали из лексики вайнахского языка этноним «Iаьси» и заменили его новым сло¬вом «хIири». А эти причины являлись следствием крупнейших исторических событий, которые происходили в аланском обществе в связи с пребывани¬ем на их родине скифских орд в течение нескольких веков. Вышеназванные события вызвали в аланском обществе раскол: появились чужие «нахи», сторон¬ники скифов, и свои (наши) «нахи» (люди) - про¬тивники скифов. По-вайнахски они называются «вайнахи» и «хир-нахи».
Таким образом, этноним «вай нах» появился в ответ на появление в аланском обществе людей, имену¬емых вайнахами названием «хир нах», А когда но¬сители названия «хир нах» утратили все признаки нахов-алан, превратившись в качественно иной на¬род, отпала необходимость называть их вообще на¬хами, и слово «нах» выпало из сочетания «хир нах» как совершенно ненужное. Осталось определение «хир» (чужие), которое приобрело типичный для вайнахских этнонимов облик - «хIири». В данном слове под влиянием долгого гласного «и», который переместился с первого слога во второй, звук «х» стал произноситься мягче - «хI».
Этот этноним занял свое законное место в таблице вайнахских этнонимов, оканчивающихся на «и», вытеснив из нее устаревшее слово «Iаьси». Однако и это слово не исчезло из языка. Оно осталось в нем, изменив свое лексическое значение: оно стало упот¬ребляться в значении «безнравственный», «греш¬ный».
Правда, это слово стали употреблять без традици¬онного окончания «и» и произносить по-другому. Т.е. как определение «Iеса», например, «Iеса саг», хотя нетрудно предвидеть возражения. Нам могут сказать, что «Iеса» не вайнахское слово, оно заимс¬твовано из арабского языка. На первый взгляд, оно, пожалуй, так. Но так ли это на самом деле?
Тут еще можно было бы поспорить. Но на этот раз мы избавим читателя от необходимости вникать в скучные рассуждения об истории данного слова. Позволим себе лишь считать вполне допустимым происхождение слов «Иран» и «ирон» от того же нахского слова «х1ири», о котором говорилось выше. Похоже, что эти слова произошли по схеме: «хир» (чужие) - «хIири» - «ири» - «Иран» - «ирон». Окончательную правду об этом скажут специаль¬ные исследования. Они, возможно, будут проведе¬ны по сравнительному анализу древнеиранского и нахского языков. Эти исследования докажут непра¬вомерность часто встречающихся выражений «ира-ноязычность алан» ибо история показывает, что иранцы - это продукт ассимиляции нахов-урартов со скифами, а скифы и их язык древнее иранцев и их языка. Поэтому будет логичнее сказать, что иранцы и осетины, называемые нахами «хIири» (самоназва¬ние осетин - «ироны») есть скифоязычные народы. По всей вероятности, названием «хIири» нахи в ста¬рину называли не только осетин (бывших осов), но и иранцев, как бывших нахов, ассимилировавшихся со скифами и ставших чужими. А о кровопролит¬ных войнах между нахами-урартами и скифами еще в I тысячелетии до нашей эры хорошо известно истории . Итогом этих войн, видимо, и был новый этнос - иранцы, языком которых в течение, может быть, веков стал язык победителей-скифов.