Благие намерения

Надежда Рязанова
Каждый год к нам в курортную Анапу съезжаются бомжи и просто нищие с северных районов России, где уже давно морозно и неуютно.
В самом центре города их возможно и не видно, зато по окраинам они чуть ли не на каждом шагу.
Лежат и спят на лавочках, греются под солнышком на травке...
Кучи тряпья, чумазые лица, мужчины и женщины, молодые и старые, пьяные и трезвые...
Оно и понятно! В Анапе сейчас середина декабря и +12,+14 градусов тепла. Если не дождь, в такую погоду можно и на улице переночевать.
Я как-то под Новый год даже у себя в летней просторной неотапливаемой душевой изволила искупаться.

Иногда наши "понаехавшие" гости ходят по частным домам, просят подаяния, горячую воду, консервный нож для кильки в томате.
Некоторые порой проделывают это с таким неподражаемым артистизмом, что куда  там до них всевозможным народным и заслуженным артистам профессиональной  сцены!
А с другой стороны, вдруг человек и правда реально надеется найти помощь в ожидании, что его жизнь в социальном смысле устроится?

Однажды ко мне пришла бывшая коллега и с вытаращенными глазами рассказала, что к ней за милостыней приходил человек, похожий на Христа!
Думаю, этого "христа" вся Анапа тогда видела, причём не раз. Лично ко мне он приходил дважды или трижды.
Он такой же христос, как я богородица.
Но дело своё знает мастерски и выглядит соответственно задуманной роли.

Лично я без крайней необходимости стараюсь ничего у других, тем более чужих людей, не брать, потому что вся эта "халява" развращает и вредит душе. Женщины моего возраста, большую часть жизни прожившие в советские времена, часто одаривают друг друга своими любимыми нарядами, которые, неожиданно растолстев, и поносить-то толком не успели.
Но и тут во всём должна быть мера.
От обилия подарков человек может стать не только в чём-то лучше, но и хуже.
Но это мы - люди обычные, тем более творческих профессий. Мы знаем, у кого и что можно брать и кому и что следует отдавать. В ситуации же, которую обсуждаем сейчас, не до норковых шапок и каракулевых шуб.
Речь идёт о социальном дне, тем более в зимнее время. 
Вот как помогать таким людям, чтобы ни им, ни тем более себе, не навредить?

Когда дело касается алкашей и всяких бродяг "без возраста", сориентироваться проще. Сунул ему банку консервов или булку хлеба и все дела.
Денег на выпивку он и так насобирает, а вот на закуску подать - самое душе милое дело.
Когда осаждают твой дом местные бабушки, которым "внуков нечем кормить", это возможно проверить, подав пакет перловки или "Геркулеса". Если не во внуках дело, второй раз эта бабушка к тебе уже не придёт, а будет доить тех, кто щедр на денежные подаяния.
Но вот что делать с молодёжью, которая вечером в темноте постучит в твоё окно и попросит помощи, как это случилось, например, у меня?
Молодой человек, немного истеричен, лицо бледное, чуть не плачет, говорит, что его выгнали из дома.
- Не закрывайте дверь! Помогите! Пожалуйста! Не закрывайте!

Ну как не закрыть, если ты не знаешь человека? Время тёмное, что у него на уме, ты не знаешь...
Конечно закрыла, конечно собаку на крыльце оставила, вынесла денег, дала, сколько могла.
Спросил, не нужна ли мне какая-нибудь помощь...
Охх!!..
И что ему отвечать?

Допустим, есть у меня для такого человека работа. И даже жильё во дворе имеется. Но дальше-то что?
А вдруг он наркоман?
А вдруг он социально опасен?
А вдруг он наведёт во двор невесть кого и устроит шалман?
Ведь эти люди одиночества не выдерживают, они кучкуются с себе подобными, так или иначе вращаются в определенной среде.
Не раз бывали случаи, когда такие даже костёр в жилом помещении разжигали и наносили приютившему их хозяину существенный урон.
Кстати, та моя доброхотка приятельница, к которой "христос" за милостыней приходил, однажды вот так же через социальные службы приютила у себя бездомную женщину. С месяц-другой всё было вроде бы в порядке, а потом случился ЗАПОЙ, и началось!...
Короче, потом она от неё еле избавилась.
Проблема ведь не только в том, чтобы кому-то помочь, а и в том, чтобы самому потом не пропасть.

Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
Так-то возможно оно и есть, но я всё вспоминаю историю одного алма-атинского епископа советских послевоенных времён, которого после сибирских лагерей, определили на ссылку в Казахстан, и который вот так же зимой в мороз мыкался от дома к дому в поисках, где приютить голову.
И которому ни одна русская семья не открыла дверь!
А приютил его к себе в глинобитную мазанку с кошмой на глиняном полу старый необразованный казах, имеющий кучу внуков и не имеющий, чем их кормить.
Казачата любили его потом, как родного, гордились, что у них есть такой дедушка и не теряли с ним связи до самой его смерти.
А русский дедушка им материально помогал, даже когда те выросли и стали студентами...