Велес

Владимир Басаргин
Новгородская сторона дремучая, страна древняя. Велес правит здесь. Донесла,  сорока белобока Велесу, что в деревеньке та, что рядом с бором живёт мужичок. Мужик  справный, не пьёт, не курит, бабам подол не задирает. Трудится  в поле от зари до зари не покладая рук, всем деревенским пример. Но поле то от деревеньки далече по дремучему бору пройти надо. Мужик к бору подойдёт пенёк найдет, на него требу кладёт. Хлеба краюшку, мёда плошку да парного молока крынку. А кладя,  скажет; «Смилуйся надо мной хозяин, дай до поля дойти, а после туда на поле домой прийти. Дома меня ждёт  матушка, один я у неё».  Любо хозяину бора такое уважение, решил  Велес облик медведя принять на тропе мужика встретить да крепко обнять за подношение. Выполз  змей, на божий свет,  корягу свою без присмотра оставил, в круг осины обвился, в медведя обратился. Зарделась  заря, мать корову подоив, собирала сына в поле. Всё что надо в торбу клала. Хозяину отдельно клала, приговаривая; «Треба без под клада». Собрав сыну снедь, наказывала; «К  бору подойдёшь, на пень требу клади и далее иди». Только мужик за деревню вышел, что же он видит  на тропе Топтыгин стоит, о посох опирается, на мужика и скалится. У мужика коленки стали прокашиваться, вот  мужик упадёт, но медведь мужику упасть не дал, посох, откинув, и нежно его обнял.  От этого объятия мужик в себе жизни не чаял, когда медведь его оставил, страшно стало мужику, как теперь в поле идти, какой дорогой. Дома матери не чего, не сказав, лег на лавку укрылся с головой одеялом не поужинав, сказал, что очень устал. Как только запели петухи, стал собираться в поле, решил выйти с другой стороны деревни.  Только мужик вышел за околицу на тропе стоит медведь на посох опирается, его ждёт. Опять мужик в объятиях медведя стоит ни живой, но и не мёртвый. И с какой стороны он из деревни не выходил его встречал медведь с посохом. Стал мужик  к стакану с самогонкой прикладываться, закурил. Мать старушка все глаза проплакала, сына подменили, деревенские тоже заметили перемену. Вечером  собрали сход, призвали на сход соседа. От схода не увернёшься, поведал мужик деревенским о своей беде, откуда у него такой страх, самогон для него что вода, а без табачного зелья не заснуть. Тут  мужики задумались, не каждому такое случается, от такого и с тропы сойдёшь. Выпив самогону,  а после выпитого закурив, решили сходом, медведя завалить, шкуру снять, а мясо засолить. Ну а кто медведя валить будет вот вопрос, постановил сход, валить медведя будет тот, кому медведь себя доверяет. Снабдили мужика штыком, утром вывели за околицу, сами стали ждать,  возьмёт мужик медведя или медведь мужика заломает. Только мужик вышел за околицу, видит на тропе стоит медведь, на посох опёрся, его ждёт.  Обнял  медведь мужика, а он его под лопатку штыком торк.  Когда мужики, осмелев, вышли за околицу, они увидели что на тропе  лежат в обнимку мужик с медведем. Кто- то из мужиков сказал; «Чего бывать того не миновать».  С  медведя шкуру сняли, а мужика через три дня схоронили.
Деревня стала хиреть, люди из неё ушли.