два слова о научной фантастике. заметки на полях

Ив Жовайр
  14.12.17



        Когда мы читаем в фантастическом произведении, что герой повести отправился к планете в созвездии альфа-Центавра на ракете с фотонным двигателем, это никаких эмоций в нас не вызывает – ну, придумал писатель такой вот «фотонный» двигатель, достаточно, может быть, интересно придумал…
        А вот нравится и запоминается в фантастическом произведении иного рода материал. В каком-то рассказе, читанном мною в юности, герой повести упоминает любимую игру мальчишек своего детства. Игра заключалась в том, что команда «охотников» преследует команду «беглецов» … Последние уходили от погони, не убегая в привычном смысле этого слова, а перескакивая с полосы на полосу движущихся с разной скоростью и в противоположных направлениях подвижных тротуаров родного городка…
        Вроде, и здесь автор придумал и ввел в повесть новое техническое устройство. Но по-особому тут это выглядит. Здесь этот фрагмент воспринимается на уровне эмоций, человеческого сочувствия. Мы поверили, что у мальчишек будущего могут быть такие вот, необычные для сегодня, игры-забавы … Очень правдоподобно, что место городского общественного транспорта в том городе будущего заняли такие вот многополосные движущиеся тротуары. И что мальчишки, конечно же, приспособили их  для своих мальчишеских игр.
        Запомнилось похожее и у Станислава Лема в «Солярисе» … Там, в каком-то месте один из героев упоминает, между прочим, свое появление  на Солярисе  как общепринятую в служебной практике того времени командировку, - мол, обычная трехлетняя смена дежурства на межпланетной станции. Это воспринимается читателем тоже на уровне сочувствия, как знакомый нам по сегодняшней жизни график работ, типа, «два через два».
        И получается, что талантливое произведение такого жанра – это не то, которое  загружено массой научных, технических, астрономических, геологических или иных специальных терминов и понятий. А такое, где автор показал людей в этой новой технической реальности; людей, сильно отличающихся от современников.
        Но, конечно, не природу человеческую меняет новая техника. История нам показала, что человеческая природа практически не менялась многие века цивилизации. Технический прогресс вносит изменения в образ жизни, привычки людей, в отношения между людьми. К примеру, десять лет назад мы не предполагали о такой необычной привычке человека, как патологическая зависимость от мобильной связи…
        Таким образом - люди будущего, -  вот что нас трогает и интересует прежде всего в произведениях этого жанра.