Абсурд молитвы Отче наш

Сергей Могилевцев
                С Е Р Г Е Й   М О Г И Л Е В Ц Е В



                А Б С У Р Д   М О Л И Т В Ы   «О Т Ч Е   Н А Ш»

                (метафизика христианства)

   Крайне опасно менять канонические тексты, тем более тексты библейские и евангельские, поскольку они продиктованы Духом Святым. То есть Богом. В канонических библейских и евангельских текстах скрыт тайный метафизический смысл, малопонятный, или вообще непонятный человеку, но хорошо понятный Богу. Бог и человек обитают в совершенно разных мирах, и то, что кажется понятным и логичным нам в одном мире, человеческом, в другом, Божием, вызывает лишь улыбку и сожаление. Бог обитает в вечности, человек же конечен, но, исходя из своей человеческой природы, проецирует на Бога свое понимание мира. Мира конечного, ущербного, маленького, безумного, тщеславного, наполненного самомнением и гордыней. А также убеждением в том, что и Бог, поскольку он «Отче», то есть отец, относится к своим детям, то есть людям, как земные отцы к своим чадам. Но ведь земные отцы отнюдь не боги, они не абсурдны, как абсурден троичный Господь, который и Отец, и Сын, и Дух, то есть един  в трех лицах. По поводу этого абсурда можно лишь восклицать вслед за Тертуллианом: «Верую, ибо абсурдно!»
   Господь Бог абсурден, а человек нормален. Он так наг, слаб, немощен, гол и беспомощен, что вынужден прятаться в своей нормальности. Ибо она земная, конечная, человеческая. А не запредельная, вневременная, абсурдная, Божия. Чтобы не углубляться дальше в метафизические дали, рассмотрим канонический евангельский текст, а именно молитву «Отче наш». Самую знаменитую молитву христианства, данную своим ученикам непосредственно Иисусом Христом.
   Вот канонический текст этой молитвы по-русски:

   Отче наш, сущий на небесах!
   Да святится имя Твое;
   Да придет Царство Твое;
   Да будет воля Твоя, и на земле, как на небе;
   Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
   И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
   И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
   Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

   Предлагается изменить текст молитвы «Отче наш», используя формулировку: «Не дай нам впасть в искушение». Вместо канонического: «И не введи нас в искушение».
   Чем мотивируется такая правка? Оказывается тем, что отец никогда так не поступит. Что отец сразу же поможет встать упавшему сыну. Но речь ведь идет о земных отцах, и земных сыновьях. А Бог – это не земной отец, а существо высшее, имеющее троичную природу, и не похож не на земных отцов, ни вообще на земных людей. Хоть и создал их по своему образу и подобию.
   Бог абсурден, недаром отцы церкви восклицали: «Верую, ибо абсурдно!» И поступки Бога тоже абсурдны, и Бог вполне может дать человеку впасть в искушение. Почему? – Да потому, что и он, и его поступки бесконечно абсурдны, и не могут измеряться людскими мерками!
   Да, он Отче, но отче не земной, а небесный, и он настолько абсурден, что в него можно лишь верить! И это именно Он вводит нас в искушение, вводит для того, чтобы, видя нашу веру, протянуть нам руку помощи, и помочь подняться упавшему человеку.
   Не нам судить Бога. Раз он так поступает, значит, он так хочет. Значит, он этого хочет. Хочет, исходя из своей абсурдной природы. Которая вообще не есть природа человека, а есть природа Бога. И менять фразу «И не введи нас в искушение» на фразу: «Не дай нам впасть в искушение» ни в коем случае нельзя. Категорически нельзя. Нельзя потому, что Бог дал нам именно этот канонический текст, исходя из своей абсурдной природы, а вовсе не из правильной земной природы человека.
   Абсурд молитвы «Отче наш» в том, что Отче не ведет себя, как земной отец, и поступки его нельзя судить земным судом и  мерить земными мерками.

   2017