Вий, або ж Сфинкс

Александр Кудиш
Вий, або ж Сфинкс.

Все совпадения имен, цитат и ников, плагиат , украинизмы и неудачные шутки являются абсолютно случайными и автор не несет за них ответственности !


Нет, плохо простому человеку в литературе. И слова-то еле.еле до купы сложишь, за гусиные перья и чернила кучу денег отдашь и ждешь за труды награды – а тут на тебе дулю под нос. И Vit  денег не шлет ,  «от них мол один вред» ! Эге ж ! Я знаю, от кого один вред ! И Разбойник туда же : « Не ,неможна тебе обо мне писать, бо ж ты нет у тебя мастита. Вот я ,говорит , маститый писатель, а ты так себе, погулять вышел. Я про Разбойника всему верю, така вже людына, «неординарная», як ти кляты москали кажуть. Но вот что у него мастит – нет, не верю ! Хиба ж може он жинка ? Ой, що я говорю , он же меня за раскрытие этой страшной тайны со свету сживет. Не , казак он, казак, а что с маститом, так в военные годы и не то бывало.

И на дядю Пашу я в сильной обиде ! Мало того, что в душу плюнул : « Илаи -стопроцентно нет» , так и имя мое выучить не может – в слове из 4 букв ошибку делает и на другой язык переводит. Да у него один спинджак дороже стоит, чем вся моя арбузная мастерская, а туда же !  Я уж его и так и сяк хвалил, и с Тургеневым сравнивал – сильно я на его голос рассчитавал . Вот ведь всем хорош – и не АНТИСИМИТ, и антисионист. То он от зависти, я так розумею. Ну да и ему отплатиться – давеча видел я в нашей приходской синагоге поучительную икону, где представлено, как в аду завистников наказывают. Очень поучительно, кто не видел : их там в котлах не варят и сковородки горячие лизить не заставляют, не , все хуже. Их там заставляют выбирать себе бутыли с горилкою и девок непотребных. И каждый думает, что у соседа лучше и больше. Но то только начало ! Только выбрав, видят те дурни, что в дне бутылки ненужное отверстие и горилка вылилась, а девка та, непотребная, не при детях будь сказано, и вовсе без отверстия.
Большой грех – зависть, и придется потом орать благим (или иным) матом : «ДОСТАЛИ УЖЕ СОХНУТОВСКИЕ АГЕНТЫ!»

Не, мир он не без добрых людей – и Язон словечко замолвил, и Катерина солнечным лучиком подарила- но мало их ! Та же Сфинкс хвалила, и продолжения просила, а чуть услышала, что там про нее – сразу в сторону : «награждайте , мол, BMW !» То же мне, психоаналитик – решила, что я про нее что дурное напишу ! Я правду сказать, вначале так и хотел, не как не начну – получатся одно хорошее. Но хоть и добре та Сфинкс чаклуе, но баба есть баба, одним словом неразумное создание – злякалась и в кусты.


Но шо я знову о бабах ! Уже плывет над всем Нюренбергом колокольный звон и идут на вакации из бурсы при Воротах  герои нашего повествования . О, это были не какие – то там грамматики ! Это были: богослов Тат, философ  Володя Брут и ритор Нирана Горобець. Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно завернет. Вот гостевавши у меня в конце трапезы завернул все, что на столе не осталось, в скатерть, присовокупил несколько понравившихся ему предметов и был таков. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда впадал в раздумья, к примеру о том, кто кому должен платить – он банкам или они ему, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там. Философ Володя Брут был нрава веселого. Любил  курить люльку и спорить на философские темы. Он часто пробовал крупного гороху от Тата, да и не его одного, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать. Ритор Нирана Горобець еще не имела права носить усов (да и не росли они у нее по вполне понятной причине), пить горелки и курить люльки. Она носил только оселедец, и потому характер ее в то время еще мало развился; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми она после диспутов часто являлась в класс, можно было предположить, что из нее будет толк. Каждый тащил за собою мешок, в котором находилась одна рубашка и пара онуч. Богослов особенно был бережлив и аккуратен: для того чтобы не износить сапогов, он скидал их, вешал на палку и нес на плечах, особенно когда была грязь. Как только завидывали в стороне хутор, тотчас сворочали с большой дороги и, приблизившись к хате, выстроенной поопрятнее других, становились перед окнами в ряд и во весь рот заводили разговор наподобие :

-Мысленнные эксперименты Эйнштейна опирались на эмпирический опыт.
Без этой основы можно лишь доказать внутреннюю противоречивость измышленной конструкции, но не её правоту. Поэтому ваши притязания на открытие вашего личного (или всеобщего) бессмертия, по меньшей мере, гораздо менее обоснованы, чем критикуемый вами эмпирический подход."

"Меня вы тоже никогда не видали. С солипсистских позиций можно было бы полагать, что меня нет. Однако даете себе труд продолжать со мною спорить."

 "Когда я попросил удовлетворить подобное требование к вашей "абсолютной истине":

"Нет, я нуждаюсь в экспериментальном доказательстве собственного
 бессмертия. Или, хотя бы, чужого."


 Хозяин хаты, к примеру старый Язон, долго их слушал, подпершись обеими руками, потом рыдал прегорько и говорил, обращаясь к своей жене: "Жинко! то, что мовлять школяры, должно быть очень разумное; вынеси им сала и что-нибудь такого, что у нас есть!" И целая миска вареников валилась в мешок.
Так и шли от хутора к хутору. Смеркалось.Философ попробовал перекликнуться, но голос его совершенно заглох по сторонам и не встретил никакого ответа. Несколько спустя только послышалось слабое стенание, похожее на волчий вой. Оно конечно, в поле оставаться нечего. Бурсаки пошли вперед, и, к величайшей радости их, в отдалении почудился лай.
. - Хутор! ей-богу, хутор! - сказал философ. Предположения его не обманули: через несколько времени они свидели, точно, небольшой хуторок, состоявший из двух только хат, находившихся в одном и том же дворе. В окнах светился огонь. Три ученые мужа яростно ударили в ворота и закричали: - Отвори!

Не прошли и получаса, как бурсаки уже сидели в горнице и в рассуждении угощения завели ученый резговор.

«Ну скажи к примеру, почтенный пан богослов»- начал Володя Брут:

-Явреи – это   СОЛЬ ЗЕМЛИ или что другое, спички, к примеру ?

- Сахар! - выскочила Нирана Горобець, любившая по малости годов все сладкое. Ее выкрик не остался незамеченным и был немедленно вознагражден добрым подзатыльником, отвешенным щедрой рукой богослова, который затем вытянуа изо рта люльку, выбил ее об голенище сапога и промолвил :
- Сало, определенно сало !

Со всех сторое раздвлись возбужденные голоса казаков:

-плеяда всемирно знаменитых ученых, музыкантов, композиторов, врачей и т.д, проживавших и проживающих ВНЕ Израиля

-Предназначение евреев в мире: нести другим народам свет Торы

-Володя вернулся! Ура! Так тебя не хватало! Совсем сионисты одолели!


-Впрочем, евреи тоже могут сохраниться."

-Привет, Володя, уж было заскучал за тобой.

-И не соль, а сахар. Соль – фи, с ней даже чай не выпьешь! А с евреями выпьешь. Ну, или кофе. Если, конечно, они на заварке жмотничать не станут.

-А теперь только ленивый в евреи не записывается. Их уже столько записалось, а сколько в очереди стоит?


 Нирана Горобець только дивилась тому, сколь ловко завел разговор философ. Евреи интересовали ее давно, уже минут 40. Она правда, не знала, евреи – это коренные жители Уганды или порода лошадей в Китае, но интересно было очень. Да и хозяйка уже собиралась подавать кныши с пампушками. Все испортил дядя Паша. Он как раз доел свой казан плова, срыгнул, вытер блестящие от жира руки об малиновый кунтуш,
развел пальцы пошире и важно сказал:

Я не понял почему за явреев всем интересно ? А почему не за гондурас?
ну как вы не можеьте понять что не для яврем с их кагалом и менталитетом родина или суперзначимое место. для вас значимое- переживайте но не призывайте к этому других. Чисто москальское  мышление. Кто не с нами тот против нас. А как быть с теми кто в стороне ест плов и выпивает?

«И принесли же его черти, думал Володя Брут»,- отправляясь спать на голодный желудок. Старуха разместила бурсаков: ритора положила в хате, богослова заперла в пустую комору, философу отвела тоже пустой овечий хлев.


Философ толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью и поворотился на другой бок, чтобы заснуть мертвецки. Вдруг низенькая дверь отворилась, и старуха, нагнувшись, вошла в хлев. Старуха шла прямо к нему с распростертыми руками.
- Слушай, бабуся! - сказал философ, - теперь пост; а я такой человек, что и за тысячу золотых не захочу оскоромиться. Но старуха раздвигала руки и ловила его, не говоря ни слова.
- - Бабуся! что ты? Ступай, ступай себе с богом! - закричал он. Но старуха не говорила ни слова и хватала его руками. Он вскочил на ноги, с намерением бежать, но  не успел - старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих. Когда уже минули они хутор и перед ними открылась ровная лощина, а в стороне потянулся черный, как уголь, лес, тогда только сказал он сам в себе: "Эге,да это ведьма". "Хорошо же!" - подумал про себя философ Хома и начал почти вслух произносить заклятия :


- Если ответить коротко, то под "реальностью", обычно понимают нечто постянное и необходимое, в отличие от случайной и изменчивой "видимости".
Попробуйте посмотреть на реальность как на ПРОДУКТ (результат) РЕАЛИЗАЦИИ и тогда появляется много плодотворных мыслей и вопросов.

- Существует- ли в природе, понятие обьективность, как данность, не осквернённое субьектом?"
 Ничего "не оскверненного" субъектом в природе как окружении субъекта не существует. Это и тату понятно. Хотя он и делает вид что это не так.
Гораздо интересней догадка, что кроме "скверного" субъекта - песчинки в оке мирозданья или нас как людей - существует так сказать, и "благородный" субъект - мы вселенские. Именно этот субъект подразумевается (сознательно или полусознательно) под словом "мы" во многих...
- "- Количество глаз (хвостов) у кротов, для вас обьективная реальность, или повод для научного исследования?"
 
- Когда речь идет о кроте, которого я исследую в данный момент, то "обьективная реальность", если же обо ВСЕХ кротах ВСЕГДА И ВЕЗДЕ


 С этими словами он с быстротою молнии выпрыгнул из-под старухи и вскочил, в свою очередь, к ней на спину. Философ схватил лежавшее на дороге полено и начал им со всех сил колотить старуху. Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее. "Ох, не могу больше!" - произнесла она в изнеможении и упала на землю. Он уже не хотел более идти на хутора и спешил в Нюренберг.

Между тем распространились везде слухи, что профессорша философии одного из богатейших университетов, возвратилась в один день с прогулки вся избитая, едва имевшая силы добресть до родной кафедры, находится при смерти и перед смертным часом изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы в продолжение трех дней после смерти читал один из нюренбергских семинаристов: Володя Брут. Об этом философ узнал от самого Рабиновича, который нарочно призывал его в свою комнату и объявил, чтобы он без всякого отлагательства спешил в дорогу, что именитый университет прислал за ним нарочно людей и возок. Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе. Сам не зная почему, объявил он напрямик, что не поедет. - Послушай, domine Володя ! - сказал Рабинович (он в некоторых случаях объяснялся очень вежливо с своими подчиненными), - тебя никакой черт и не спрашивает о том, хочешь ли ты ехать или не хочешь. Я тебе скажу только то, что если ты еще будешь показывать свою рысь да мудрствовать, то прикажу тебя по спине и по прочему так отстегать молодым березняком, что и в баню не нужно будет ходить.
Благодари пана   ректора за рекламу и спонсорство, - и скажи, что для него всегда самый льготный тариф. Да не забудь, мой голубе, прибавить пану, что у них, я знаю, водится хорошая рыба, и особенно осетрина, то при случае прислал бы: здесь на базарах и нехороша и дорога. А ты, BMW повар, так дай молодцам по чарке горелки. Да философа привязать, а не то как раз удерет.

Таким вот побытом через 2 дня философ стоял в приемной ректора.

- Кто ты, и откудова, и какого звания, добрый человек? - сказал ректор ни ласково, ни сурово.
-
- - Из бурсаков, философ Володя Брут.
-
- - Как же ты познакомился с моею профессоркой?
-
- - Не знакомился, вельможный пан, ей-богу, не знакомился. Еще никакого дела с панночками не имел, сколько ни живу на свете. Цур им, чтобы не сказать непристойного.
-
- - Отчего же она не другому кому, а тебе именно назначила читать?
-
- Философ пожал плечами: - Бог его знает, как это растолковать. Известное уже дело, что панам подчас захочется такого,чего и самый наиграмотнейший человек не разберет; и пословица говорит: "Скачи, враже, як пан каже!"
-
- - Если бы только минуточкой долее прожила ты, - грустно сказал ректор, - то, верно бы, я узнал все. "Никому не давай читать по мне, но пошли, сей же час в Нюренбергскую семинарию и привези бурсака Володю Брута. Пусть три ночи молится по грешной душе моей. Он знает..."

Воцарилось  долгое молчание.

- . - Ступай за мною! - сказал ректор и отворил дверь в другую светлицу, бывшую насупротив первой. В углу, под образами, на высоком столе лежало тело умершей, на одеяле из синего бархата, убранном золотою бахромою и кистями. Аккуратная седая прическа, строгий профессорский костюм, медали международных симпозиумов.Вдруг что-то страшно знакомое показалось в лице ее. - Ведьма! - вскрикнул он не своим голосом, отвел глаза в сторону, побледнел весь и стал читать свои молитвы.

Ректор оставил философа, пожелав ему благополучно отправить свою обязанность, и запер за ним дверь . Философ еще раз обсмотрелся.. Ничего!- повторил он, махнув рукою, - будем читать! Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог не зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз. Такая страшная, сверкающая красота философской мысли! Возвыся голос, он начал петь на разные голоса, желая заглушить остатки боязни:

Вы не любите себя

Если вы не любите себя, то, очевидно, не можете и любить ближнего как самого себя.

Впрочем, если вы суть только праздная мыслишка равнодушной материи о себе самой, то все вышесказанное вообще не имеет никакого смысла

я этой бритвой давно уже сбрил весь так называемый вами внешний мир со всеми его "материями", "атомами", "субстанциями", "законами природы" и прочими плодами скверной метафизики.

И получил назад Нашу Вселенную, прозрачную для ума и приятную для сердца, а вместе с ней покой и уверенность в себе. Чего и вам желаю от всей души...


 Но через каждую минуту обращал глаза свои на гроб, как будто бы задавая невольный вопрос: "Что, если подымется, если встанет она?" ."Ну, если подымется?.." Она приподняла голову... Он дико взглянул и протер глаза. Она встала... идет с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь и бормочет : « Неуд по диамату, Неуд по диамату» . Она идет прямо к нему. В страхе очертил он около себя круг. С усилием начал читать молитвы и произносить заклинания, которым научил его один монах, видевший всю жизнь свою ведьм и нечистых духов:

Тот, кто носит медный щит тот имеет медный лоб !

Если Вы возьмете кружку за ручку, а потом отпустите, то она упадет независимо от того, что Вы об этом думаете."

К уже отмеченным ситуациям хотел бы добавить так называемое состояние невесомости, когда кружка остается в "поднятом состоянии" и случай, когда снизу дует струя сильного воздуха и кружка летит вверх. Если вы не будете знать в чем дело, то вам все это может показаться чистым волшебством...
Вообще, если мы начнем признавать существующим лишь то, обо что можем "стукнуться головой", то тогда придется признать несуществующими Солнце, добро, справедливость и многое другое...
К тому же подобный "стук" отвечает только за свой момент времени, а в следующую секунду все может измениться. Не будем же мы всю жизнь биться головой о камень.

Факты сами по себе нейтральны. Это мы их "оскверняем" или "облагораживаем" в своих толкованиях.

 
Придет время и меня "заметит" и "признает" даже так называемый вами внешний мир. Велика истина и превозмогает! Не буду говорить пошлости про Коперника, Бруно и гадкого утенка...


 Она стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить ее, и вся посинела, как человек, уже несколько дней умерший. Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою.


И наступила вторая ночь
Володю опять таким же самым образом отвели в горницу; опять оставили его одного и заперли за ним дверь. Как только он остался один, робость начала внедряться снова в его грудь.. Он поспешно стал на крылос, очертил около себя круг, произнес несколько заклинаний и начал читать свои заклинания громко, решаясь не подымать с книги своих глаз и не обращать внимания ни на что:

Эмпирический опыт - это масло маслянное (согласно переводу слова "эмпирический"), не сочтите за высокомерное поучение.

Наблюдая за окружающим миром вы можете сделать много важных выводов. Например, если все ваши друзья не любят физику, то и вы, в силу однородности и согласно этому наблюдению, не должны любить физику... И так далее. Кроме того, ПОВЕРЬТЕ МОЕМУ ОПЫТУ, каждый из нас ЕСТЬ независимо от пространства и времени.

. Попробуйте привести аргументы в защиту того, что вас НЕТ независимо от пространства и времени. Я, в свою очередь, постараюсь показать вам ошибочность этих аргументов.
Хорошо?

"Философия - мать всех наук, поэтому учёным не стоит презирать её в её нынешней нищете и убожестве"."
 

Философия имеет быть началом и венцом всех наук, поэтому настоящим ученым стоит помогать подлинным философам выводить ее из нынешей нищеты и убожества.


Уже около часу читал он и начинал несколько уставать и покашливать. Он вынул из кармена рожок и, прежде нежели поднес табак к носу, робко повел глазами на гроб. Сердце его захолонуло. Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мертвые, позеленевшие глаза. Потупив очи в книгу, стал он читать громче свои молитвы и заклятья и слышал, как труп опять ударил зубами и замахал руками, желая схватить его. Сильно у него билось во все время сердце; зажмурив глаза, всь читал он заклятья и молитвы. Наконец вдруг что-то засвистало вдали: это был отдаленный крик петуха.


И наступила третья ночь

Философ снова остался один. Все было так же. Посредине все так же неподвижно стоял гроб ужасной ведьмы. "Не побоюсь, ей-богу, не побоюсь!" - сказал он и, очертивши по-прежнему около себя круг, начал припоминать все свои заклинания.
 Вдруг... среди тишины... с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания, многократно упоминались монады и антимонии, кого-то заклинали во имя 3 источников и 3 составных частей, упоминалось даже имя того, кто дал нам обьективную реальность в ощущениях.

«Горгонер, Горгонер» – зазвучали со всех сторон голоса. Володя огляделся: к нему шла чернява жинка с шевелящимися волосами. Ноги у философа стали как каменные.

«Ну добре»- подумал философ-« знаем мы тех М.Горгонер» и подбоченясь сказал : « Вариант полной "идентичности" (неразличения) вас и вашего тела я вполне допускаю, но считаю такой взгляд наивным. Да, многие из нас отождествляют себя не только со своим телом, но и со своей собственностью, честью и проч. и лишившись последнего в порыве отчаяния даже совершают самоубийство... Но основательное отличение себя от мира (тела), есть первый шаг на пути к правильной точке зрения». Удивительеое дело – по мере произнесения слов та жинка каменела, а в конце и вовсе стояла як той греческий статуй, только прилично одетый.

«Сфинкс, Сфинкс » – снова зазвучали  голоса. Не, не жинка, а вроде а жинка, гарна така, только хвост львячий испод спидныци выглядывает.

«Так, сейчас я задам тебе 3 вопроса, а потом поставлю диагноз» – услышал Володя.
«Диагноз, диагноз» – подхватили голоса.

Не каждый день можно увидить Сфинкса, но наш философ уже вошел в раж.Сплянув полужинке-полульвице под ноги, он сказал: «Не, это ты мне ответь:

- А зачем  эти многозначительные пассы с далекоидущими намеками?
- Кстати, Сфинкс, как вы лично относитесь к популярному мнению о том, что психотерепевты, психологи и проч., подвержены в качестве "профессиональной болезни" различного рода психическим отклонениям?
- Я могу быть МОИМ сознанием? Разве дом, который построил Джек можно отождествлять с самим Джеком и говорить, что он и есть сам Джек?


Не подвели старые заклинания. Сфинкс стояла окаменев рядом с М.Горгонер. «Ну прямо музей какой»- подумал Володя.

- Приведите Вия! ступайте за Вием!- раздались слова мертвеца. И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Длинные веки опущены были до самой земли.

« Ну держись , пень гнилой» – подумал бурсак и хотел завернуть чего позаковырестей, как вдруг понял, что Вий и вправду глух как пень – у него не было ушей!

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки.
- Вот он! - закричал Вий и уставил на Володю железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.

Когда слухи об этом дошли до Киева и богослов Тат услышал наконец о такой участи философа Володи, то предался целый час раздумью.
- Ты слышал, что случилось с Володей ? - сказала, подошедши к нему, Нирана Горобець, которая в то время была уже философ и носила свежие накладные усы.
- - Так ему бог дал, - сказал Тат. - Пойдем в шинок до Ворот да помянем его душу!