Сия

Никита Заглядов 2
Был конец августа, однако деньки стояли погожие и мы с дочерью решили отправиться в лес на пару дней. Я немного читал про карстовые пещеры и нашел их обозначение на карте – недалеко от железной дороги и от нашего дома тоже не очень далеко. Жена моя была занята – ей было не до нас, поэтому мы тихо собрались и ещё уговорили подругу дочери Ирину пойти с нами – её родители не возражали, а именно мама – отец же был занят тем же, чем моя жена – отмечали конец лета.

Денег у меня было с собой немного, продуктов тоже и мы втроем отправились на ночной поезд до Карпогор, на котором собирались проехать несколько десятков километров и высадится в тайге, недалеко от карстовых пещер. Поезд был до отказа забит грибниками, рыбаками и прочими добытчиками даров природы, но нам повезло – в вагоне я встретил Ольгу, которая была проводником и женой моего друга, и она устроила нас в свое купе проводников, где мои девчонки могли хоть немного отдохнуть. Уже в поезде я познакомился с молодым парнем Сашей, который ехал домой в поселок Сия. И когда он узнал, что я хочу выйти с девчонками прямо в тайге, чтобы найти карстовые пещеры – он предложил доехать до Сии и там он обещал отвезти нас в домик в тайге, где рядом озеро и пещеры тоже есть, по крайней мере в домике можно спокойно жить. Мы договорились – Саша мне показался нормальным и я не стал будить девчонок до Сии.

Я попросил Ольгу проводницу, чтобы она позвонила моей маме в городе, и сообщила, что с нами все в порядке – мы в Сии у знакомых. Сия – оказался довольно большой поселок, в котором было несколько пятиэтажек и леспромхоз. В одной из пятиэтажек и жила семья Саши в трехкомнатной квартире. Отец Саши, тоже Александр Петрович, мать – миловидная женщина и еще дети помладше. Нас приняли на удивление тепло, я признался, что денег у меня с собой мало, но пообещал впоследствии рассчитаться с нашими новыми друзьями.

  Мы немного передохнули с дороги, девчонок даже уложили поспать после тревожной ночи в поезде. Потом немного подкрепились и поиграли с домашней крысой, которую Саша аккуратно бросал по полу, так, что она скользила почти до стены, а потом снова бежала к нему и он её снова бросал и было видно, что ей нравится такая игра. Потом я сходил в местный магазин и купил хлеба для нас. После чего мы собрались в лес. У Сашиного отца был мотоцикл с коляской и мы все загрузились в него Саша за руль, я сзади, а Ира и моя дочь Маша в коляску. Они были худенькие и поместились в коляску без проблем вдвоем. Отец Саши проинструктировал сына – где у него припрятаны продукты в лесу: картофель, крупа, сахар, лук и морковь.

    Пока мы ехали по дороге – нам навстречу попадались лесовозы, которые везли бревна не склад в Сию. Потом мы свернули с дороги в лес и немного проехали, пока была дорога, после чего оставили мотоцикл и пошли пешком за Сашей, который вел нас по еле заметной тропинке к нашему новому месту жительства. Избушка оказалась довольно большим домом, в котором могли разместиться человек 20, там были довольно просторные полати и печь для обогрева помещения. Дом был сложен из крупных бревен и лет ему было уже за сто.

Саша показал нам где продукты, показал озеро и уехал, пообещав навестить нас завтра. Готовить еду надо было на улице, там же был и обеденный стол с двумя скамейками по сторонам, вкопанными в землю.        Я попросил девчонок почистить картошку, и начал варить суп. Недалеко от избушки я нашел несколько грибов, и через некоторое время у нас был грибной суп с картошкой, морковью и луком и немного ячки для навара. Дома девчонки никогда не занимались приготовлением еды сами, поэтому всё было внове.

Когда мы поели надо было истопить печь в доме, и я поручил это девчонкам – Ира жила в частном доме и умела топить печь, а сам занялся мытьем посуды и уборкой после обеда. Через некоторое время девчонки прибежали и сообщили, что дым из дома никуда не уходит. Когда я посмотрел на крышу дома, то заметил, что нет трубы, поэтому понял, что дом топится по чёрному. Надо было найти вытяжку, которая должна была быть где то под потолком в углу. После внимательного осмотра я заметил внушительное отверстие почти под потолком, закрытое специальной затычкой. Когда я вынул затычку дыма стало меньше – он приподнялся выше, но все равно надо было передвигаться по дому спокойно и немного пригнувшись.

Наконец печь нагрелась и стало возможно лечь на полати и отдохнуть. Полати – это такие большие полки из дерева, уже отполированные за многие годы использования, и расположенные на расстоянии не менее одного метра от поверхности пола. На полати можно было лечь как вдоль, так и поперек, т. к. расстояние от стены до края полатей было около 2х метров, а полати расположены вдоль стен почти по всей избушке. Когда мы легли на полати, то над нами стоял дым, примерно в полуметре. Никаких матрасов и постелей тоже не было, только несколько старых шуб, чтобы укрыться.

После такого трудного дня девчонки уснули как убитые. Я попробовал приготовить удочки, чтобы с утра порыбачить. Утром, пока девочки ещё спали, я немного порыбачил, поймал несколько рыбешек на уху. На завтрак сварил им кашу. Масло было только подсолнечное. После завтрака посоветовал девочкам обследовать окрестности, но заходить далеко без меня не рекомендовал, предупредив, что можно встретить медведя. Они все поняли и далеко не ходили, принесли грибов и поели брусники и черники в лесу. Брусники в тот год было очень много, тем более, что лес вокруг рос на «беломошнике» - это особый покрытия поверхности земли – белый мох. Он растет только в экологически чистых местах. Так вот мы с девчонками садились в этот мягкий мох и ели бруснику с куста, и на поедание брусники в одном месте у нас уходило полчаса времени.

 Когда девочки наконец наелись брусники, то сами предложили пособирать её для того, чтобы привезти домой. Я не возражал и они в первый же день набрали по небольшому ведёрку. Недалеко от нашего домика было странное место в виде огромной чаши диаметром метров 200, как мы потом выяснили на этом месте было озеро, но вода куда то ушла и образовалась эта чаша, у которой внутри были своеобразные островки – возвышения, на которых росла малина. Когда мы уже возвращались, то забрались на эти возвышения и просто объелись спелой малиной.

Потом отец Саши рассказал нам о происшествии на соседнем участке, где они рубили лес. На площадке стояло много техники, трактора, лесовозы, бытовки и ещё не спиленная огромная ель, высотой не менее 30 метров. На обед все уезжали в столовую за несколько километров. Когда бригада вернулась на площадку, то обнаружила, что ели нет, а на её месте провал и на глубине около 10 метров виднеется верхушка ели. После этого бригада быстро собралась и покинула опасное место. Это и был карстовый провал.

Пока мы с девчонками привыкали к лесному житью у нас дома забеспокоились. Оказывается Ольга – проводница не сообщила моей маме о нашем местоположении и забеспокоились и моя жена и мать Ирины. Приближалось 1 сентября и надо было идти в школу, а девочек не было и даже неизвестно было где они. Когда обратились к моей маме, то она сказала, что если девочки со мной, то все в порядке. На самом деле ситуация была пиковая – билетов на поезд до Архангельска не было, т. к. все ехали, кто на учебу, кто из отпуска. Об этом нам сообщил Саша, когда приехал к нам в очередной раз и привез продукты. Мы решили переждать пару дней, чтобы потом нормально уехать. Я же думал, что Ольга передала мое сообщение маме.

Когда мы не появились 1го сентября, наши родственники заявили в МЧС и те попытались искать нас в том месте, куда я и собирался вначале. Мы же были в Сии, а это 120 километров от Архангельска. Мы прожили в лесу больше недели и наконец договорились с Сашей о выезде. Он сказал нам, чтобы мы к определенному времени вышли на дорогу и сели на автобус, который возит рабочих на делянки и обратно в Сию. На мотоцикле он нас бы уже не увез, т. к. мы везли с собой два ведра брусники и грибы, и конечно личные вещи. Домой мы приехали 3 го сентября и были встречены упреками и слезами, но все обошлось. Ольга тоже позвонила маме 3 сентября.

    А девочек в школе ещё долго спрашивали, как они встретили 1 сентября и они с восторгом рассказывали про избу по чёрному на озере, про море брусники, а ещё они привезли из леса небольшой гербарий из местных листьев. Наши благодетели из Сии приехали в Архангельск и зашли в гости к моей маме, т. к. она жила почти рядом с рынком, куда они привозили бруснику и клюкву на продажу. Мама их хорошо встретила и выдала им для детей несколько костюмов, отцу шерстяной костюм, новый, и хозяйке на выбор несколько платьев. Они были очень довольны, а мама благодарила их за заботу о нас.