Немного о богопознании

Иван Валерьев
Как на первейшее и необходимейшее условие живого религиозного познания слово Божие указывает на необходимость нравственной подготовленности человека к усвоению истин откровения, именно, — чистоты сердца (чувства) и доброго направления воли. Еще Премудрый сказал "в злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси, повиннем греху" (Прем Сол 1, 4). Сам Спаситель учит, что только "чистые сердцем узрят Бога" (Мф 5, 8). Ап. Иоанн говорит: "всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его" (1 Ин 3, 6).

«Порочная жизнь, — говорит св. Златоуст, — унижает догматы о воскресении, о бессмертии души, о суде, и принимает много противного, судьбу, необходимость, неверие в промысл. Душа, погрязшая в многочисленных пороках, старается изобретать для себя подобного рода утешения, чтобы не скорбеть при мысли, что есть суд, и что нас ожидает воздаяние за добро и зло» (Ha 1 Кор Бес. VIII, 2. На Деян Бес. XLVII).

Подобным же образом один из древних апологетов христианства (Феофил) говорил: «Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога» (К Автол. I, 2). И это — глубокая истина: каков человек, таков и его Бог, такова и его вера. Человек с развращенным сердцем и худой жизни не только отвращается от богооткровенной истины, но неспособен и понять ее. Это потому, что в нем нет ничего сродного с нею. «Подобное познается подобным», справедливо сказано было еще в древности (Эмпедоклом). Как все усилия самого деятельного ума не могут дать понятия о вкусе плода, которого мы никогда не вкушали, о запахе цветка, которого не обоняли, a еще менее — о чувстве, которого никогда не испытали, так без приближения к откровению жизнью и делами останутся чуждыми для души истины откровения. Мы больше разумеем то, что отвечает обычному содержанию нашей души, ее складу, a ocoбенно то, что нами пережито.

Итак, для истинного богопознания требуется, прежде всего, очищение человека от греха, освобождение от страстей и пороков — чистота сердца (чувства и воли). «Надобно очистить сперва самих себя, а потом уже беседовать с Чистым», говорит св. Григорий Богослов (Сл. 20). Язычники, по словам апостола, потому и не познали истинного Бога, что "осуетишася помышлении своими и омрачися неразумное сердце их" (Рим 1, 21). Неверие иудеев произошло от огрубения сердца их (Мф 13, 15). Вообще "душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется" (1 Кор 2, 14).