Из архива моего отца

Виктор Кислов
Совсем недавно, разбирая домашний архив, я обратил внимание на неприметную ученическую тетрадь выцветшую от времени. К моему удивлению и радости я узнал в ровных и аккуратных записях неторопливый почерк своего отца. С волнением погрузился в чтение. Это были воспоминания отца об одном из эпизодов его военной жизни.

Когда я был мальчишкой, всегда с интересом прислушивался к рассказам военных друзей  отца о различных эпизодах боевых действий во время войны. Впрочем, эти воспоминания носили скорее профессиональный характер.

О войне сослуживцы не очень любили вспоминать. Разговорить отца было также очень трудно: «Зачем тебе это?» — задумчиво спрашивал он. Живи и радуйся жизни. Война — это тяжелый труд, грязь, пот, страх, кровь, смерть и горькая радость победы оставшихся в живых!

Время неумолимо выбивает из строя ветеранов войны. Вот и отца давно нет в живых, только память о нем предо мной  — эта выцветшая тетрадка из домашнего архива. Отец вспоминает:

 В войне против японского империализма в 1945 г. мне довелось участвовать в должности командира дивизиона 325 артиллерийского полка. Наша дивизия, занимавшая 65 километровый участок фронта, должна была прорвать Пограничненский укрепленный район, возведенный на горных хребтах.

 Задача была крайне трудная, так как перед фронтом прорыва находилась глубоко эшелонированная оборона противника с большим количеством железобетонных ДОТ-ов, ДЗОТ-ов, КП, НП и других оборонительных сооружений.

 Предполье было заминировано противопехотными, а дороги и их обочины противотанковыми минами. И тем не менее против обороны противника на нашем участке командующий фронтом решил начать атаку без артиллерийской подготовки, без ослепления прожекторами противника, так как разразилась гроза, хлынул тропический ливень.

 Был дан приказ перейти в наступление в час ночи с 8 на 9 августа.

Я с группой разведчиков, радиостанцией, с телефонистами, которые разматывали провода с моего наблюдательного пункта, перешел госграницу и вступил на землю противника. Двигался я со своими группами в голове наступающего батальона. Нас обстреляли.

 Я приказал быстрее двигаться к высотам с тем, чтобы оказаться в безопасном пространстве. Противник стрелял вслепую, и мы видели его трассирующие пули, падающие на пройденное нами место.

 У этих высот мы залегли. При проверке личного состава не оказалось командира отделения сержанта Винокурова. Оказывается, он обошел японцев с тыла , забросал гранатами их пулеметные гнезда.

За эти свои действия сержант Винокуров был награжден орденом Славы третьей степени.

10 августа мои две пушечные батареи вели огонь прямой наводкой по японским  дотам на высоте «Северной» и «Батарейной». Перед нами расположилась японская пехотная дивизия.

 Начался бой. Мой артиллерийский дивизион в этом бою израсходовал около 400 снарядов.

 За активные боевые действия 89 моих солдат и офицеров награждены орденами и медалями Советского союза, а я за умелую организацию боевых действий получил орден «Александр Невский».

За окном сгустились сумерки, я сижу за столом, читаю строки из рукописи отца, а дальнее эхо войны стучится в мои виски.