Камчатка - ложь и правда блогера Варламова

Пётр Бутько
  Популярный в либеральном Интернет-сообществе блогер Илья Варламов по кличке «Одуван» в начале октября нанес визит на Камчатку. Поев от пуза крабов, икры и красной рыбы нерки, разродился в своем ЖЖ фото- и видеорепортажем о Петропавловске-Камчатском, не сказав о городе и его населении ни одного доброго слова.
 
  Почитал я евоные откровения, видео посмотрел – и подумал: «А не проверить ли мне, правду-матку он рубит или по своему обыкновению выступает в роли лопоухого животного-детектива? Неужели действительно дела в столице Камчатки настолько скверные или господин Варламов попросту врет, пользуясь свободой слова, о заросшем грязью городе, о разрухе, об убогой архитектуре, о депрессии и отчаянии местных жителей, только и мечтающих свалить «на материк»?»
Вот сразу вопрос – почему Варламов не упомянул, что сейчас на Камчатку попасть куда легче, чем сорок лет назад? Или тем более в 90-е годы, когда само существование гражданской авиации было под вопросом? Оказывается, туда каждый день летает «Боинг-777», берет за раз человек 400 на борт, и свободных мест нет, что с ходу опровергает основной тезис наших либералов о поголовной нищете россиян.
 
  Купил я билет на сайте Аэрофлота; за сутки до отлёта, дабы не толочься в очереди к стойкам регистрации перед посадкой, там же зарегистрировался на рейс, заодно выбрал  козырное место у иллюминатора. На поезде № 57 «Старый Оскол-Москва» приехал в столицу нашей Родину, с Белорусского вокзала на аэроэкспрессе за 35 минут добрался до Шереметьева, там сел в самолет. После взлета съел аэрофлотовский ужин, посмотрел какой-то глупый фильм на экране перед носом, поспал. На рассвете, когда в иллюминаторе блеснуло Охотское море, позавтракал, затем глазел на сопки внизу.

  И вот она, Авачинская губа, и знаменитая скала «Три брата» под крылом самолёта. И через пять минут мы приземлились на краю света.
Первое, на что я обратил внимание, выехав из аэропорта Елизово в П-Камчатский, это состояние трассы. Хорошее состояние. Не хайвэй и не автобан, но широкая и ямок на ней нетути, и разогнались мы до сотни км/ч. Так что Одуван  неправ, утверждая, что дороги на Камчатке скверные и обочины заросли грязью.
Обочины чистые. Почти. Во всяком случае, даже почище, чем обочины трассы от Горшечного до Воронежа.

  То же и в городе. На центральной улице, носящей, естественно, имя Ленина, дорога ровная, в паре-тройке мест дорожники работают, а по обочинам кое-где видел смуглых ребят в оранжевых жилетах и с мётлами, как раз эти самые обочины и чистят.
 
 (Перед отлётом я призадумался – может, резиновые сапожки с собой взять на всякий случай? Не взял, и правильно сделал. Везде ходил в белых кроссовках, и даже не запачкал.)

  На окраинах города дороги разбитые, да, тут Варламов не сбрехал. Примерно, как у нас на Володарского. Но, думаю, просто руки ещё не дошли, не всё же сразу делается.
 
  Вот с тротуарами действительно напряжёнка. Их почти нигде нет, только в центре. Полагаю, раньше их не делали из-за нехватки места – город расположен среди сопок, и чтобы расширить улицы, надо срыть кубокилометры скального грунта. Раньше кое-как обходились, поскольку машин было мало, а теперь, когда их развелось как оленей в тундре, это действительно проблема.
 
  Впрочем, в одном месте наблюдал устройство пешеходной дорожки.
Обшарпанные пятиэтажки. Да, есть такие. И изрядно. По окраинам. Повторю – реформы «святых 90-х» больнее всего ударили как раз по вот таким отдаленным моногородам, где градообразующее предприятие – какая-нибудь фабричонка или завод, сдуру или спецом приватизированный и закрытый. В П-Камчатском таким «предприятием» была добыча и обработка рыбы. Флот бывшие комсомольские работники, птенцы гнезда гайдарова порезали на металлолом, рыбообрабатывающие заводики закрыли, естественно инфраструктура в виде портовых служб, судоремонта и прочего также исчезла. Потеряв работу и не видя перспектив, народ массово стал покидать полуостров. Тот же Варламов, простота, упомянул, что город лишился до ста тысяч жителей, лукаво умолчав, когда это произошло и по каким причинам.
 
  Соответственно прекратилось выделение деньжат на уход и ремонт жилого фонда. А в условиях влажного климата и частых ветров дома ветшать стали стремительно. Точнее, сами дома вполне крепкие, ибо строились в расчете на землетрясения, просто видок у них такой зачуханный. Их покрасить – и они еще лет сто простоят. Потихоньку чинят, древние бараки сносят, центр уже вполне прилично выглядит, рано или поздно и окраины в божеский вид  приведут, надеюсь.

  Теперь о настроениях горожан. Ретивый блогер нашел каких-то двух застенчивых геев, и те радостно поведали, что да, дело швах, живём в заднице! Но комментарии под постом Илюши, основной смысл которых укладывается в три слова, причем два из них нецензурные (Пашол ….., …..!), говорят немного о другом.
 
  А именно – о сдержанном оптимизме горожан. Лично я, пообщавшись с жителями Петропавловска-Камчатского, не заметил особо упаднических настроений. Наоборот, мне поведали, что вот – на Камчатке нашли газ, и теперь местные ТЭЦ с мазута переведены на «голубое топливо», что в город стали заходить круизные лайнеры, что начали благоустраивать набережную в центре. (Строго говоря, там и набережной-то никогда не было, просто берег бухты, а теперь и плитку положили, и сквер благоустроили, и работы продолжаются. А то, что эстету Варламову лавочки не нравятся, так это его проблемы.)

  Инфраструктура туризма развивается. Поехал я в посёлок Паратунка искупаться в термальных источниках, так представлял себе – дикая природа, среди скал горячие родники бьют, и народ по камням прыгает, в воду ныряет. Так вот, нифига! Точнее, может, где-то и есть такое, но меня привезли во вполне цивилизованное место – база отдыха «Антариус». (Название, конечно, странное, ну да ладно, дело не в названии). Там бассейн под открытым небом, к нему вода подведена прямо из вулкана (шутка), раздевалка, душ, в общем всё как положено. Территория огорожена. И таких баз в округе поналепили массу. Цены за номер, конечно, камчатские... Впрочем, разовое посещение бассейна стоит как и у нас в «Айсберге».

  …А самое главное – флот начал возрождаться. Новые суда строятся, рыбозаводы восстанавливаются, рабочие места создаются. Народ, как в старые добрые времена, с материка на заработки потянулся. Говорят, на путине за полгода до миллиона рублей можно заработать, если повезёт попасть на хороший пароход. Это в море. Но и на берегу тоже платить стали. У меня спрашивали, нет ли знакомого механика на рыбозавод, на время путины. Зарплата, сказали, достойная. Я затылок почесал: «Да навряд чи… В Старом Осколе предпочитают на форумах друг дружке плакаться и правительство поругивать…»

  Не подумайте, что всё на Камчатке радужно. Хватает проблем, как и во всей стране. На полуострове, в силу удалённости, эти проблемы, может, ещё и острее, чем в Центральной России. И волосатый блогер во многом прав. Но! Я комментирую статью Варламова только для того, чтобы показать - оказался Илюша обыкновенным щелкопером и бумагомаракой, способным слепить из правды, полуправды и откровенного вранья дурно пахнущий пирожок.

  Дело ведь не в том, ЧТО Варламов пишет. Дело в том, КАК он пишет! Вот представьте, что приехала в Старый Оскол столичная фря, нашла на улице собачью какашку, обнюхала ее, брезгливо морща носик и, оттопырив мизинчик, сфотографировала с разных ракурсов, затем побеседовала с безработным 35-летним лодырем, мечтающим о небесных плюшках – и выдала на-гора статью о депрессивном засранном городе, не скрывая своего презрения к аборигенам. Вам бы понравилось? Нет, я, конечно, допускаю, что определенная часть населения согласилась бы, но большинство старооскольцев, полагаю, было бы солидарно с жителями Петропавловска-Камчатского:  «Пашол ...., ....!»