Лек. 35 по воц. фан. Струг. К вопросу о циклотации

Николай Москвитин
    В данном произведении, не столько фантастическом, сколько философском, Стругацкие поднимают вопрос о существовании Бога. Они не верят в Него, и поэтому образ Его получается совсем не соответствующий действительности. У них получается что-то среднее между пришельцем и тёмным духом. И что за счастье--видеть всё те же страдания, муки, боль, но без верховного начала. Сумасшедшие просто и сумасшедшие из принципа--разные люди, и вторые намного хуже. если ставить принцип, что Бога нет, со злобой, то очевидно, что это было ложью. Всё, что сказано со злобой--ложь, Кому нужна безотрадная, ледяная пустыня, существование чуть не на Плутоне, вдали от Солнца, среди мрака и безнадёжности, среди лишённости смысла? Поэтому Стругацкие неправы, и Бог, во-первых, есть, во-вторых, Он не жестокий и не фокусник, и не сумасшедший.
    Собственно, что такое циклотация, о которой ведётся этот фантастический рассказ? Это, судя по всему, те действия Бога, которые нужны были для создания мира. По мнению Стругацких, задавать программу существования людей, владеть их судьбами, фокусничать--всё это неприемлемо для сознания человека, и всё в форме беседы. Поэтому данное произведение ещё можно назвать философским мини-трактатом, похожем на один из диалогов Платона. Но ведь и с точкой зрения, что Бога нет, жизнь не становится легче. Это ведь совершенно та же жизнь, те же проблемы и те же страдания. Думать, что твоё мышление может перестроить весь мир под счастье--нелепо. Не лучше лм, чтобы всегда был Тот, с Кем можно общаться, у Кого можно получить мудрость и радость, добро и свет, Правду и Наставление? Поэтому в целом представляется, что, если писать фантастические рассказы, являющиеся мини-трактатми по философии, то делать это надо с верой в Бога.