Стать поэтом в Ялте - 8

Геннадий Шалюгин
   
   Органично вливаются в  стихотворный  сюжет и мои личные впечатления, проросшие сквозь ткань чеховской  прозы. Однажды  на  Чеховский  фестиваль в Ялту  приезжала знаменитая  актриса Художественного театра  Ия  Сергеевна  Саввина. Именно она играла в  фильме Иосифа  Хейфеца «Даму с  собачкой».  Актриса рассказывала, как  проходили съемки на набережной. Шпиц  никак  не хотел  сниматься: только раздавалась команда: «Мотор!», он как вкопанный  застывал на месте. Алексей  Баталов  в конце концов применил борцовский прием: приподнял собаку на ошейнике и подержал  ее в полуудушенном состоянии. Кода шпица опустили на землю, он покорно побрел за хозяйкой… Необыкновенный  рассказ Чехова  раскрывает одну из самый  главных тайн любви:  на набережной  курортного городка  происходит случайная  встреча скучающих мужчины и женщины, развивается пошловатый курортный   роман… И вдруг из него вырастает необыкновенно глубокое и чистое чувство, которое становится  главным в  жизни людей… Мое стихотворение целиком построено на чеховских деталях. Ах, кто не хранит в душе самые глубокие  свои чувства!

Сюжет

«Ты плачешь, Анна…». Не доев арбуз,
Он вытер слезы на её мордашке.
Худые плечики под тонкою рубашкой
Едва держали непомерный  груз
Измены и греховного паденья…
Но прядь её распущенных волос
Пропахла  ароматом  смятых роз
И запахом  любовного томленья…
Он осторожно вытер  спелый  сок
И жадно, словно в  юности забытой,
Её прижал… По скатерти залитой
Потёк муската розовый поток…
Ах! Что теперь Ментона или  Ницца,
И Ялта, оживившая  рассказ!
Всё в памяти:  арбуз, ворчанье шпица,
Да сполохи её тревожных глаз…

      Ментона и Ницца, курортные города  Франции, как известно, соперничали в  сердце Чехова  за первое место. Именно в  Ницце, судя по всему, имел место сюжет, описанный в  рассказе «Дама с  собачкой». Победила Ялта… Чехов перенёс  действие  рассказа в  Крым.
                ***
     Чеховская  тема  плавно переходит в тему  Ялты… В городе много мест, которые  хранят память о Чехове. Это и местная  гимназия, где  писатель часто бывал как  попечитель, и городской  театр, где   Чехов  смотрел свои пьесы  в  постановке МХТ, и  дача «Омюр», где  писатель прожил полгода  до окончания  строительства  собственного дома. Но центром притяжения, конечно, является  Набережная… Чехов  еще  в первый  свой  приезд в  город (1889) часто бывал здесь. Однажды в  купальне у  берега служитель уронил шест, который  упал возле самой  головы Антона  Павловича… Молодой  писатель мог бы  остаться в Ялте навсегда…  Тут, в  кондитерской Верне, он делился  секретами мастерства с юной писательницей Еленой Шавровой… Тут гуляла  со шпицем  героиня  его самого «ялтинского» рассказа… Дух Чехова витает над набережной до сих пор! Однажды, в  тяжкие  90-е годы, когда  каждый  выживал как мог, я  не раз наблюдал, как  одна старушка зарабатывал  на пропитание со своей собачкой: старушка играла на  аккордеоне, а кобелек, одетый в  нелепое платьице, подвывал и приплясывал под музыку… Вот вам и чеховский сюжет…

На  набережной

В саду шелками шелестят,
Жеманясь, веерные пальмы.
На Могаби бросает взгляд
Старушка в сизоватой тальме.
В ее руках - аккордеон.
А гору непогода кроет...
Кобель, наряженный в шифон,
Музыку слушает и воет.
Старушка зла на Могаби.
Играет, не давая спуску.
Собака воет от любви
Или от жалости к искусству.
"Каштанка!"- будто бы во сне
Вдруг донеслось... И за толпою
Мелькнули кепи и пенсне,
Знакомый профиль с бородою...
Аккордеон умолк, и пес,
Ломая клоунскую шляпу,
Лизал Антону  щеки,  и нос.
А тот, как другу, гладил лапу...

     Надо сказать, что Чехов действительно любил собак. В его усадьбе  постоянно обитали  беспородные Тузик, Шарик и Каштан,  которых запечатлел для истории ялтинский  фотограф и «обессмертил» в  шуточных стихах друг Чехова, известный  журналист Владимир Гиляровский.