Чудо-лампа

Борис Креймер 3
                Я собирал рюкзак. Дело привычное, хотя не частое. Мы через день собирались  “в горы”. Чтобы ничего не забыть и не взять ничего ненужного, существовал список.Он был составлен давно, не раз исправлен и стал точным . Поэтому мудрить надобности не было.

         В этот раз, кроме  “томагавка”, туристского топорика, еще сунул в наружный карман рюкзака складную ножовку. Хорошая вещь! Складывается, как  перочинный ножик. Длина  27 см. Вес ничтожный. Пилит хорошо. Мой любимый, испытанный фонарик - жучок. И новый осветительный прибор, еще не проверенный в деле. Все вещи по своим местам.

         Мы работали в разных отраслях, поэтому трудно было без проблем собраться всей нашей  компанией. И когда это удавалось, все радовались. Обычно мы уезжали в пятницу в обед и возвращались в воскресенье к вечеру. Ехать на автобусе часа три, потом идти до места, где удобно разбить лагерь.

         У нас были любимые места  в нескольких ущельях. Мы заранее выбирали  маршрут и знали куда идем. В нашей компании  четверо. Мой друг и коллега Геннадий с женой Аллой, моя жена Галина и я. Нас манили чудесные ущелья, горный, чуть разреженный воздух, чистейшая вода из быстрых горных рек. И красивейшие пейзажи, диковатая растительность, птицы, поющие на разные голоса. Это трудно описать словами.

         Все это плюс отсутствие  “цивилизации” привлекало много горожан. Наша компания была одной из десятков, которые любили такой отдых. Никто никому не мешал. У всех были свои, заветные, места.

         Наконец мы доехали до нужной нам остановки. Позади долгий подъем по серпантину, где автобус едет медленно, а мотор натужно ревет. Мы немного потоптались, разминаясь. Проверили рюкзаки, помогли друг другу их надеть и тронулись в путь. Идти предстояло больше часа. Гена издал вопль, означающий, что тропа на месте и ждет нас.

         До  освоенного и благоустроенного нами места можно идти  нижней тропой, по берегу горной речки, либо верхней. Верхней тропой идти легче и виды с нее красивее. Пошли верхней. По пути два раза останавливались на красивейших террасах. Перевести дух и фотографировать. А вот и наше место. Мы спустились на довольно ровную площадку. Здесь обоснуемся.

         Рюкзаки поставили рядком. Набрали из родника чистой холодной воды и напились. Минут десять мы, усевшись на валуны, отдыхали. Потом взялись за работу. Девочки разобрались с продуктами. Мы с Геной занялись палаткой.

         - Пойду, проверю палки. - сказал Гена и направился к кустам.
Там, в прошлом году, он спрятал  колья-распорки и колышки для растяжек палатки.
         - Есть! Вот они! - донесся  радостный крик. Он бросил их на землю. Я достал лопатку и начал ровнять площадку.

         Потом мы натаскали свежих веток и устроили из них настил. На него установили палатку. Вбили колышки, натянули растяжки. Палатка стала домиком. Внутрь уложили два поролоновых матраса и места для четырех человек были готовы. Девоки уложили одеяла. Из рюкзаков и курток соорудили изголовья. Очень уютно.

         - Мальчики! Примус налаживайте! - велела  Галя.
         - И дрова для костра надо заготовить! - напомнила Алла.
          - Сей момент! - я лопаткой подровнял место для примуса. Через две минуты он весело жужжал.
          - А вот и место для костра! - Гена закончил обустройство очага. - Здесь и будет обитать папа Уленшпигеля  “Шарль де Костер”!
          - Холодильник наладим, да и все вроде! - сказал я и пошел с томагавком и лопаткой к речке.

         Я поправил спуск, сделал ступеньки поудобнее. Лопатка и топор работали безотказно. Потом из камней соорудил ванночку, куда можно положить фляжки и пакеты с продуктами.  Гена уже принес часть из них. Мы сходили за остальными и завершили строительную часть.

         Потом с топором и пилой пошли за дровами. С ножовкой дело двигалось очень быстро.Мы напилили сухих веток, порубили их на удобные по длине и притащили к очагу.
         - Ну, можно искупаться! - Гена стянул с себя майку. Я последовал его примеру.
8щ6
         Мы плюхнулись в почти ледяную воду. Крик души никто не сдерживал! Ух! Хорошо! Через минуту мы уже освоились и обследовали дно.  За год река нанесла много мелких и средних по величине камней. Надо было расчистить все и привести в порядок. Решили утром, после завтрака, устроить запруду и создать хорошую купальню.

         - Купальщики! Кофе готов! - жены звали нас к столу. Столом служил огромный плоский камень, вокруг него - стулья, камни поменьше.
         - Нас четверо, а ложек только три! - сообщила Алла.
           Проверили ложки. Одной, с именем Геннадий, не хватало. Мы имели  каждым              меченые ложки.
         - Внизу есть два стойбища и выше надо посмотреть. Вдруг что-то отыщем. - предложил я.
         - Но скоро стемнеет! - заволновались наши подруги.
         - А мы сейчас зарядим лампы! - Гена метнулся к рюкзакам в палатку.
         - Сей момент! - мы собрали новые лампы - карбидки.
         Их проверяли, в домашних условиях. Горели прекрасно. Но в горах постоянные ветры. Проверим. Мы пошли вниз. На втором стойбище, в золе, нашли две ложки, с отломанными ручками. Я приложил их друг к другу. Если чуть подпилить, наложить один обломок на другой и скрепить, то получилась бы вполне приличная ложка. Начало темнеть.

         Я всегда беру в поход пассатижи, два надфиля, плоский и треугольный и моточек проволоки. Алла, как медик, йод, бинты, вату и пластырь. Еще таблетки разные. Мы вернулись к нашему столу. Я принес инструменты. Через десять минут у Гены была отличная, удобная, двусторонняя ложка. Похожая на весло байдарки.

         Мы зажгли обе карбидки. Отрегулировали потоки света. Отлично! Легкий ветерок не мешал горению ацетилена. Свет был, как у фары автомобиля. Мы пили кофе и обсуждали ужин.
Теперь, при ярком свете, можно было спокойно готовить.

         Лампы имели свою историю.  Мой сосед по гаражу, Виктор Канев, заядлый рыбак, рассказал как-то, что на рыбалку всегда берет с собой замечательную лампу и не знает никаких проблем с освещением.

         - Да она у меня здесь, в машине! Сейчас достану! - через минуту я держал в руках нехитрое сооружение из двух консервных банок, рефлектора фары и иголки для шприца. Он показал, как с ней обращаться и объяснил меры безопасности.
         - Я тебе ее дарю! Пользуйся на здоровье! - Витя сел за руль и уехал. Я показал ее Геннадию. Мы ее опробовали. Действительно, светила отлично.

         Лампу мы  усовершенствовали. Теперь конструкция, практически не имела недостатков. Мы сделали три экземпляра. Один  положили в мой сейф, как образец - эталон. А две другие испытывали сейчас.

         Через речку, по камням, переходили на наш берег четверо ребят. Две пары. Два фонаря ярко горели в руках парней. Мы помогли девушкам и предложили помощь. Они спросили, есть ли поблизости удобное для стоянки место. Гена вызвался проводить. Он взял с собой лампу и повел припозднившихся туристов выше, к месту,   где они могли расположиться. Вернулся быстро.

         - Гена! Наверно отнеси одну лампу ребятам! Они в темноте возятся! - предложила Алла. Гена кивнул и, прихватив  “жучок”, понес. Вернулся минут через пятнадцать, подсвечивая фонариком.
         - Лампу принесут! Они уже палатку поставили. Молодцы! - он присел к столу.

           Мы не спеша готовили ужин. В котелке, на уже выключенном примусе, стоял кулеш. Мы быстро нарезали все для салата, колбасу и хлеб. Я принес из  “холодильника” флягу с вином для жен и  маленькую фляжку с коньяком для нас. Гена, штатный кравчий, разлил по пластиковым стаканчикам напитки.

         Мы разожгли костер и пламя заиграло. Стало уютно. Я разложил картофелины, готовясь их испечь. Как это можно без печеной картошки?! Гена подложил сучьев в огонь.

          Лампа светила, как ожидалось. Вокруг огонька роились комары и еще какие-то мошки. Мы выпили за успешное начало похода и принялись за еду. Гена поглядывал на котелок. Понятно, ему хотелось испытать необычную ложку. Налили по второй и перенесли котелок на стол. Похлебка с тушенкой получилась на славу!

         Геннадий опробовал свою ложку, похвалил себя за утерю родной. Все были довольны.  Проблема обернулась веселым приключением. После третьей девочки ушли в палатку, а мы положили в прогоревший костер печься картошку. В нашу сторону направился мощный поток света.

         - О -о! Лампа идет! - засмеялся Геннадий.
         - Добрый вечер! Я Сергей! Вот Ваш прожектор! Спасибо огромное! Очень помогла эта лампа Аладдина! - он поставил её на стол.
         - Посиди с нами пять минут! - я налил в стаканчики. Мы выпили. Сережа съел колесико колбасы и попрощался.
               
         - Хорошо! Четко и быстро все сделали! - Гена взял флягу. Потряс. Послушал бульканье.
         - Давай по маленькой! - поддержал я.
         - Лампы  ни разу не потухли. Хорошо получились! И карбид хороший. - сказал Гена. Мы выпили по стаканчику.
         - И коньяк весьма добрый! - мы не часто сидели у костра. Вечер был прекрасен. Я чувствовал, как тепло растекается по организму, но в сон не клонило.

         - Гляну картошечку! - Гена пошурудил золу, выкатил несколько картофелин. Попробовал одну, похвалил. Я тоже взял штуку. Хороша!
         - Шарль де Костер - мастер печь картошку! -я повторил шутку Гены.
         - Еще раза на два! - Гена оценил остатки коньяка.
         - Лей! Хорошо идет! - я протянул стаканчик.

Мы допили коньяк. Доели картошку. Залили водой костер. И тоже пошли спать. В палатке было тепло и уютно. Мы выспались на славу! Спали меньше, чем в  городе, а отдохнули, пожалуй, лучше. Я отстегнул полог и выбрался на свежий воздух. Пришлось надеть куртку. Утром еще прохладно. Из палатки выбрался Геннадий.

         - Привет! Слушай, а мы вчера по 315 грамм  проглотили! И никаких последствий!! - Гена удивлялся  этому обстоятельству.
         - Хорошее настроение, вкусная еда, чудесный воздух! И коньячок неплохой! - подтвердил я.

         - У нас еще есть! И на обед и на вечер! - Гена уже предвкушал удовольствия.
         - Конечно! Сейчас помоем посуду и лампы, соорудим завтрак и пойдем запруду создавать. - я озвучил план действий.

         Из палатки выбрались наши дамы. Они осмотрели стойбище и принялись наводить порядок. Мы с Геной помыли посуду. Привели в порядок лампы. Принесли из речки продукты. Я пошел умываться. Через пять минут меня сменил Гена. Женщины, спустившись к речке, шумно умывались ледяной водой.

         Позавтракали мы бутербродами, огурцами, помидорами и кофе с сухариками. Очень неплохо! И оставив женщин хлопотать, пошли трудиться на речке. Вода обжигала холодом.

          Но мы, подбадривая  друг друга шутками, полезли в воду. Сначала все продукты сложили на берегу. Потом растащили большие камни, чтобы высвободить дно. И начали строить “плотину”. Вода поднималась на удивление быстро.
         
Мы перестали выкладывать стену и занялись дном, чтобы не пораниться об острые камни. Минут двадцать ушло на это доброе дело. Мы опять взялись за стену. Но больших камней под рукой уже не было. Чуть ниже по течению камни обнаружились. Мы притащили штук двадцать.

         Уровень воды был нам по пояс. Более, чем достаточно! Гена проверил, как сделать быстрый сброс воды, если понадобится  и запруда была готова. Купальня была прекрасна. Просторный бассейн!  Позвали девочек. Они глазам не поверили. Похвалили нас. Пошли облачаться в купальники.

         Неугомонный Геннадий заприметил каменный желоб, что лежал прямо на входе потока в наш  “бассейн”. Гена забрался в него, лег на спину, ногами по течению и поднял руки. Течение его отнесло почти до стенки запруды. Он проскользил по поверхности воды, как лодка!

         Так он проделал этот трюк еще несколько раз. Каждый  “заезд” сопровождался криками восторга. Я тоже решил попробовать, пока Гена грелся на солнце. Я забрался в желоб, лег и, как Гега поднял руки. Поток понес меня и я тоже долетел почти до стенки. Обалдеть! Полез еще раз. Потом еще. Это завораживало!

         Явились дамы в новых, красивых и модных купальниках. Решились окунуться. Через две минуты их уже было не выманить из воды! Купальня была, как никогда, хороша! Пришел Сергей. Увидел наш  “Аквапарк”. Восторг его был непередаваем.

         - Здравствуйте! Вы все устроили просто фантастично! Нет слов!  Хочу поблагодарить за помощь вчерашнюю. От всех нас спасибо!
         - Вы приходите все купаться! - пригласила Алла, жестом указывая на купальню.
         - Конечно! Купаться побыстрее идите, не стесняйтесь! - поддержала Галя.
         - Спасибо! Сейчас придем! - крикнул он уже на ходу, с тропы.
         - Пока ребята не пришли  надо еще по разику прокатиться! - я полез в желоб.

         Долетел до стенки и встал на ноги рядом. Гена залез в желоб и пытался, отталкиваясь ногами, забраться выше. Я перевел взгляд на водопад за стенкой. Среагировал автоматически. Красное пятно мелькнуло прямо на краю стенки. Я успел схватить яркое  “нечто”, уже падающее с потоком вниз. Это были плавки Геннадия!

         - Во! Какую рыбку поймал! - я поднял вверх трофей. Красная рыба!
         - Тащи сюда! Сейчас гости будут! - заволновался бесштанный экспериментатор. Я поторопился к нему. Гена натянул спасенные плавки, после чего оба расхохотались. Послышались голоса.

Мы выбрались на берег, освобождая бассейн.
         - Я только чуть приподнялся в желобе, как течение начало срывать с меня плавки, попробовал одну руку отпустить, но не успел их зацепить и они улетели! Как ты вовремя оказался у  “плотины”! - прокомментировал Геннадий недавнее приключение.
         - С тебя магарыч! - отозвался я.
         - Само собой! - не возражал, обретший штанишки, Гена.

         - Здравствуйте! Здравствуйте! Вот и мы! - все четверо стояли на берегу.
         - Давайте знакомиться и лезьте в воду! -предложил я.
         - Асма! - представилась красивая шатенка и спустилась прямо в воду
         - Татьяна! - назвалась русоволосая красавица, последовав за подругой.
         - Фарид! - симпатичный парень смело шагнул в воду.
         - И я! - Сергей тоже оказался в бассейне.
         
         - Купайтесь, сколько душа просит! - мы представились и поднялись к женам.
         - Правильно! Не мешайте молодняку! - одобрили они нас. Гена рассказал о моем “подвиге”. Хохотали, шутили, обсуждали варианты... Хорошо!

         С реки доносились смех, визги девушек и всплески. Через полчаса подошел Сергей и попросил показать ему лампу и объяснить, как такую изготовить.
         - И покажу и объясню. Но тебе придется прослушать лекцию, с обилием технических терминов. Готов?
         - С удовольствием!- не испугался Сережа.

         Я принес лампу. Мы сели рядом и я разобрал ее на составные части. Лампа работает на газе, который выделяется при реакции карбида кальция с водой. Получаются газ ацетилен и гашеная известь. Кстати, несколько кусочков карбида, объемом, как две шоколадные конфетки, дают лампе гореть до 3 часов.

         Прежде, чем начнешь изготовление, надо заготовить все необходимое. Понятно, что я говорю? -  Сергей подтвердил. - Продолжаю. Материалы: трубка медная, две банки из под консервов. Кусок сетки с ячейками 3;3 мм, припой, травленая соляная кислота для пайки. Проволока медная диаметром 2- 2,5 мм. Винты и гайки М4 и М5.
         Комплектующие: канюля от шприца, большая игла для шприца, рефлектор фары.               
         Инструменты: паяльник 100 вт. Молоток маленький. Пробойник для отверстий или дрель со сверлами. Пассатижи, кусачки, ножницы по металлу. И со всем этим хозяйством надо уметь обращаться.

          - Не напугал  тебя? - я смотрел в его глаза пытаясь уловить реакцию. Кроме внимания и любопытства ничего не обнаружил.
         - Инструменты есть. Материалы простые. И комплектующие знаю, где добыть. Так, что не испугали Вы меня! Но есть вопрос.

         - Давай! - подбодрил я.
         - Ацетилен может рвануть? - задал свой вопрос Сергей.
         - Чисто теоретически. Практически, при соблюдении элементарных правил, лампа не опасна. Излишки ацетилена выходят через воду и все. Ты уверен, что справишься с изготовлением? - спросил я.

         - Конечно! Надо эскизы снять. - уверенно ответил Сергей.
         - Не надо! Есть чертежи! Я тебе дам комплект. И рефлекторы дам. В городе. Держи визитку, позвонишь, договоримся. - успокоил я его. - Будет все, как надо!
         - Вот спасибо! Я все понял! Сделаю непременно! - с воодушевлением произнес Сергей.

         - Отлично! Позвони! И мне напиши сюда твои реквизиты. Ну адрес, телефон, имя, фамилию. - я протянул ему блокнот и ручку. Сережа написал.
         - Вы так рассказали, что мне невтерпеж приступить! - мы рассмеялись.
         - Иди искупайся еще! - я хлопнул его по плечу. Хорошие ребята!

         Появились Галя и Алла в других купальниках. Принесли фотоаппарат. Мы фотографировались  в разных составах. И в воде и на берегу. Наконец все вылезли из воды и стали греться на солнце. Студенты собрались  в свой лагерь.

         - Спасибо огромное! Бесподобно! Отлично искупались! Но нам пора. Мы начнем собираться. Часа в четыре уже выходим. В пять нас будет ждать машина. На дороге. - объяснила Асма.
         - Жаль! Но раз такой расклад, удачи Вам! - напутствовал Геннадий.

         Ребята ушли к себе. А мы занялись обедом. На обед сварили картошку, разогрели тушенку, порезали салат. Я принес наши заветные фляги.
         - Почему не подарить одну лампу Сереже? - спросила Алла.
         - Он загорелся сам изготовить. Придет ко мне за чертежами. Может быть на работу его возьму. - объяснил я.
         - А-а-а! Так ты с дальним прицелом! Другое дело! - одобрили дамы идею.

         Мы пообедали. Выпили вина. Потом мы с Геной немного коньяка. На примусе стоял котелок с водой для кофе. Послышались голоса. С тропы к нам спустились Сергей и Асма, несшая
   красивый бумажный пакет с веревочными ручками.

         Она протянула его Гале и  попросила нас принять этот маленький подарок от их компании. Отказаться было невозможно.
 Мы поблагодарили и они вернулись на тропу,догонять Таню и Фарида. В пакете были бутылка “Цинандали” и две большие плитки шоколада.

         Вечером мы сидели за столом. Обе наши лампы светили ровным, мощным светом, бодро горел костер. А нам было немного грустно. Расставание с  веселыми, красивыми студентами  случилось слишком быстро. Гена подбросил веток в костер...
         
         - Давайте выпьем вина за счастье ребят и за наше счастье! - предложил он.
         - Открывай! - хором одобрили все.

         На следующий день мы опять  искупались и прокатились с желоба в нашем бассейне. Потом Алла с Галей ушли греться и переодеваться. Мы с Геной разобрали стенку. Вода потекла обычным образом. Мы пообедали, закопали весь мусор. Залили водой очаг. На сборы ушло не больше часа. Потом мы без спешки отправились домой. 

         Наш поход доставил всем огромное удовольствие. Мы зарядились энергией как минимум на месяц - полтора. Но наша история имела продолжение. Через три дня после возвращения мне позвонил Сергей. Сказал, что   10 - 12 дней будет проходить производственную практику. А за чертежами приедет  Асма.

         Асма приехала, как договорились. Она рассказала, что все  четверо дружат с детского сада. Только ребята старше на два года. И они не представляют жизни друг без друга.

         Родители их тоже дружат. Отец Сережи страстный любитель рыбалки. Поэтому Серегей так заинтересовался карбидкой. А отец  Фарида в гараже устроил настоящую мастерскую.

         Прошло три недели. Позвонил Сергей, спросил когда приехать. Голос его звучал  торжественно. Мы договорились о встрече. Они приехали вдвоем. Сергей и Асма. Асма держала в руках полотняную сумку. Сергей кивнул и она протянула сумку мне. В сумке были две лампы. Я развернул упаковку и осмотрел ее.

         Сережа и Асма наблюдали за моей реакцией.  Они еще немного улучшили карбидку. Припаяли ушки для ремешка или веревки, чтобы можно было ее повесить и сделали крепления для запасных иголок. Молодцы!

         - Превосходно! С головой творили! - я от всей души поздравил ребят.
         - Эти лампы для Вас! - сказал Сергей.
         - Спасибо! Но две! Почему две? - я подумал, что одна для Геннадия. Но нет, не угадал.

         - Таня и Фарид сказали, что одну надо подарить Вашему соседу по гаражу. Это он положил начало всей эпопее с  лампами! - объяснила Асма. - Нам было бы очень приятно.
         - Он уехал из города. Когда вернется, я не знаю. Но могу положить в свой гараж, а когда появится, вручу ему от Вашего имени. Или дам знать, сами вручите. - я изложил свои мысли.  На   этом и порешили.

         Сергей и Асма уехали. Я не сказал им, что такая же мысль давно посетила и нас с Геной и для Виктора была изготовлена лампа. Она лежала в моем гараже. Теперь там будут лежать три лампы! Подаренная мне Виктором, наша и от ребят. И будут ждать своего хозяина!

         Такова история о  лампе - карбидке.