Нож

Павел Русов
ИДЕАЛЬНЫЙ  НОЖ И СОБАКОВОДСТВО
Эпиграф

– Это у тебя нож? Зачем он тебе?
– Вам.
 – Чего? –
К человеку с ножом нужно обращаться на Вы.

 
Идеальных ножей не существует, равно как и идеальной собаки. Однако существуют правила   эргономики , о них и поговорим. 

Для начала справка.
В основном, если человек не занят тяжелой работой по выживанию или/и убийству себе подобных,  нож  ему нужен исключительно в шашлычно-хлебно-помидорных целях. Ну и палочку покромсать  –  лучинок настругать. То есть специализация –  домашняя работа. Можно и так:  cultellus  familiaris (что значит в вольном переводе: режик домашний).

Я в Рембо идти не собираюсь.  Охотой не увлекаюсь. Рыбалкой также. Для защиты своего очага у меня есть собаки, а для особо упертых злодеев... топор. (Правда, не понятно, смогу ли я им воспользоваться, если только доведенный до крайности организм  самостоятельно решит: все, хана сверчку.) 
В общем нож, который мой – это деревенский нож. Перечисляю функции (сиречь – специализацию):
 
Картошку, капусту, морковь и свеклу
Немного мясца – и суп я сварю.
Разделаю курицу – ножки на жарку,
Мелко порежу лучок для зажарки,
К нему помидоры, чтоб было вкуснее
А так же чеснок, зеленушки быстрее.
Ну а теперь лучинки строгать,
Чтобы в печи было жарко опять.
А после проверить заточку ножа,
Ба! – после дерева кромка цела,
Вновь помидоры, теперь уж в салат.
Режет отлично – помощнику рад.

Что можно сделать этим ножом?
Рыбу порезать, но это потом.
А для начала сшить ему ножны,
 Ах как легко режется кожа,
Нитки на взлет, береста – без смущенья,
Режет и войлок без огорченья.
Тыкву разрезать, вскрыть кабачок...
Банку консервов - так есть складничок!

Да и в лесу – грибы собирать!
Милое дело корзину набрать.
Дома почистить тем же ножом,
После картошку и... суп потом.
Дома бутылку "прозрачной" достать,
Рюмки расставить и нож показать.
Каплю на лезвие, на рукоять –
Выпьем за то, чтобы острым... Ах, ****ь!
Кто-то порезался... Ну ж вашу мать!








Со специализацией определились. Теперь размеры.
Вы удивитесь, но для себя я выбрал размер клинка эмпирическим путем посредством резанья... хлеба. Да-да! Самое частое действие. Так вот, слишком короткий клинок –  меньше 8 см – это не удобно. Больше 12 см - тоже не комильфо, многие мелкие операции по дому  (ту же заготовку для будущей рукояти следующего ножа обстрогать) не комфортно реализовывать. В результате я пришел к выводу, что оптимальная длинна клинка (для меня и моей жизни)  – это от 10 до 12 см. Теперь о ширине.
Снова опытным путем (делая разные ножи и пробуя покупные) я выяснил,  что  ширина домашнего любимца должна находится в пределах 1,2 - 2 см. (Кстати, это подтверждают археологические находки, средние размеры универсального домашнего ножа колеблются: длинна от 6 до 11 см, ширина 1 -2 см).
Твердость, заточка.
Гвоздь мне перерубать не надо. Для этого, знаете ли, дома зубило есть, а в лесу рубить гвозди нет нужды - в лесу есть чем другим заняться. (Например корешок какой из земли выкопать.)То же самое и по поводу консервных банок. При случае, конечно, можно открыть (и открывал), но... жалко нож-то. Все-таки родной. Сам делал. Да это и моветон, ножами консервы открывать... это, знаете ли, все равно, что зажигалкой зиппо пивную пробку сковыривать.
Помимо этого, очень твердый нож требует длительного медитативного точения. Вжик-вжик, вжик-вжик... душа витает в астрале, взгляд пустой... ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу... жена  обходит маньяка точильщика на изрядном расстоянии.
Не... конечно и в твердых ножах есть свои прелести (та же медитация, например)  –  долго не тупится. Но в быту...   В общем он для других каких-то целей. Может кости перерубать или еще для чего... Не... мне такой не надоть. Мне б палочку постругать, лимончик порезать, хлебушек порезать...
Это же относится и к заточке ножа. Тут ведь как, важно быстренько подправить перед очередной работой на чем либо и вперед. На чем подправить? А что под руку попадется: дно блюдца, чашки, другой нож, топор, ремень... В общем - бытовые предметы.
Рукоять. (Именно так, ручка у шкафа!)
Красота - наивысшая степень целесообразности (И. Ефремов).
Всё. Удобно в руке лежит? В твоей? Ну и ладно.
К слову сказать, рукоять ножа для жены, я вымерял именно по размеру руки жены. И как любой маньяк-ножефил,  делал это совершенно в непредсказуемое для жены время:
- Наташ, возьми в руку нож;
- Зачем, сейчас 3 часа ночи, ты хочешь есть?
- Возьми в руку нож...
- Достал, взяла, дальше?
- Ща, я промеры сделаю, и спи, любимая, дальше.

Всяческие вычурные формы очень снижают эргономику, вообще, надо сказать, излишний дизайн - изрядно убавляет рабочие качества ножа.
Вроде все. Ах, да! Собаководство!

cultellus  familiaris и Canis familiaris

Так прочитайте все вышеописанное еще раз.
Ну?
Понятно?

Пы.Сы.
Для непонятливых, для тех, кто ест смюзи, разжую: идеальной собаки не существует, всё в наших мозгах. Мы сами формируем поведение собаки, а иногда и внешний облик (выращиванием).
Я так клинки формирую: то ли форма определяет содержание, то ли содержание форму.