Менталитеты!

Георгий Пустовой
Текущий момент! Одни страны успешны в экономике, другие деградируют.... Ну как не задуматься о причинах? Тем более, что за плечами 45 лет работы в области авиадвигателестроения. Многое знаешь, многое понимаешь, обо многом размышляешь. "Болеешь" за свою страну. Что может её вывести в число стран первого ряда самых высокоразвитых стран? Знаю, но не скажу! А расскажу об одном случае, имевшем место в далёкие 50-е 20 века. Да! Вот такой я древний. Но случай поучительный.
 1956 год. Я студент второго курса авиационного ВУЗа. Конец первого семестра. Неожиданно в институт приходит приглашение команды авиамоделистов на Всесоюзные соревнования. А никакой команды авиамоделистов на тот момент в институте не было. Но очень хотелось "на халяву" съездить в Москву. Инициативная группа "халявщиков" разузнала, что когда-то в институте таки был авиамодельный кружок. Нам показали в подвале главного корпуса пыльный чулан, в который "век" не ступала нога человека! Войдя в него, мы обнаружили сваленные в кучу старые - престарые (некоторые, возможно, и довоенные!) модели. Быстро по какой-то "литературе" определили "современный" уровень этого всего. Хором сказали продолжительное Даааааааа, почесав затылки! Но "строить" современные модели было некогда, а главное - было трудно достать необходимые материалы! А оооочень хотелось поехать. И мы, распределив "модели" сообразно тому, у кого какой был опыт, а то и "по жребию" - принялись за дело. Мне выпала модель планера. Тот, что был "в чулане" в сравнении с тем "современным" уровнем соотносились, как бомбардировщик и лёгкий истребитель: объёмный овальный клеенный фюзеляж и соответствующее оперение, вместо лёгкого современного уже тогда фюзеляжа- рейки. Делать нечего - я его подремонтировал и испытал. На удивление - летал он не плохо полторы - 2 минуты. Для максимального балла требовалось 3 минуты (180 очков!) не менее. Ну да ладно - можно выступать!
И вот мы в Москве! Поселили нас в общежитии Московского Авиационного Института!
Это была "подводка", не относящаяся к теме данного рассказа. Привычка  у меня такая - начинать рассказ из далека! За одно и вспомнить молодость!
Время было каникулярное. Многие комнаты в общежитии были свободные. Мне с моим другом Толей (тяжело вздыхаю - нет его уже лет 5 как! Мы были с ним не разлучены: он высокий, я средний - и ребята, встречая нас не вместе, шутили: "Жорики, где твои Толики?". Или "Толики, где твои Жорики?"), выделили комнату "на три кровати", одна из которых была не свободной. Ну мы заняли свои. И легли, балдея, от хорошо прошедшего дня и в предвкушении начала соревнований. А, главное, до их начала хорошо позавтракаем на данные нам талоны, может быть и прозавтракаем по 2 талона! Глаза наши уже начали слипаться, когда входная дверь на мгновение приоткрылась и тут же закрылась. Пол-минуты спустя дверь снова открылась и осторожно, на цыпочках вошёл парень "китайской наружности" с коньками "на шее", тихо поздоровался, прошёл к шкафчику, молча разделся и начал готовиться ко сну. Для начала общения мы задали ему глупый вопрос: "Что, на каток ходил?" Он с некоторым акцентом ответил, как учат детей, полным ответом: "Да, я ходил на каток". Мы продолжали: "А чо не поехал домой на каникулы?" Он: "Мне надо пересдать химию!" Мы: "Завалил бедолага!?" Он, вздохнув,: "Да, завалил на четвёрку...". Мы с Толяном переглянулись, мол плохо знает русский, не понял нас или числительные путает ещё. Мы переспрашиваем: "Навернге не на "четвёрку", а на "двойку"?". Он, как нам показалось с обидой (да чёрт их разберёт - как они выражают свои эмоции!): "Нет, не на двойку, а на четвёрку!" Мы: " Так чо тебе ещё надо? Или Вам с четвёркой стипуху не дают?". Он вежливо уточнил, что такое "стипуха" и ответил: "Нет, стипуху дают, а мне надо "пятёрка"!" Мы с ним поболтали ещё немного и, удивлённые, сытые и уставшие уснули глубоким беззаботным молодым сном! Первый день как раз соревновались "планеристы". Дело было в Тушино. Мой "бомбовоз" выдал всё, на что он был способен - где-то 2 минуты и 7 секунд, а приземляясь "навёл шороху" на судейскую команда. Какие-то неощутимые воздушные струи развернули его, и он, как "В-52" понёсся на столик, где сидели судьи. Судьям пришлось разбежаться, а мой "бомбардировщик" на "бреющем полёте" пошевелив бумаги на судейском столике, приземлился поблизости, показав означенное время и предпоследнее место!
Румяные от морозца, голодные, но довольные мы вернулись в общагу. Заходим в комнату...., а в ней человек 7 таких же как "наш"! На столе у них тетрадки, несколько учебников "Химия", как сейчас помню - автор "Беляев"!. Они что-то активно обсуждали, похоже, спорили - больше по китайски, но и проскакивали русские фразы.... "Наш", извинился, и спросил, можно ли им ещё минут 10 позаниматься и получив от нас "добро", сказал спасибо и они продолжили. А в это время, на нашем этаже где-то в дальнем конце коридора гремела музыка и раздавался смех и весёлые голоса. Мы прошли туда - там  были танцы. Это студенты из "Соцлагеря" - болгары, чехи, поляки, венгры ..., не уехавшие на каникулы совсем не потому, что "надо пересдавать химию", веселились "от души". Мы присоединились к ним - было незабываемо весело!
Мы тогда слово "менталитет" не знали, но разницу "народов" увидели воочию!
Поэтому, тем кто удивляется успехам Китая, а ещё и хочет применить их метод управления хозяйством, я говорю - прочитайте этот мой рассказ. Вот так маленьким эпизодом можно ответить на большой вопрос!