Двадцать лет ада роман Глава восьмая

Михаил Кюрчевский
               
Пригородный поезд, на который Пашка закомпостировал билет, был наполовину пуст. Войдя в вагон, он выбрал свободную, нижнюю полку и присел.
- А когда прибываем? - спросил он у проходящей мимо проводницы.
- Где- то в шесть тридцать семь.  Да вы сами посмотрите, возле  купе проводников висит расписание.
Пашка поблагодарил и подумал: " Значит, целую ночь, будем плестись." 
Он прошёл к проводнице, взял постель. Расстелив её, улёгся. В соседнем купе устроилась семья с двумя детьми. Пашка слышал, как они то и дело чего-то делили между собой, на что женский голос требовал, чтобы они успокоились. Полежав немного, Пашка встал с постели, достал сумку и, выложил оставшийся кусочек курицы и хлеб на стол, приготовился ужинать. "Интересно, - подумал Павел, - а у них кипяток есть или нет."  Он прошёл по вагону и потрогал титан, тот был  горячий. Значит, есть кипяток. Пашка сходил и взял кружку, налил в неё кипятка.
 - Ну, вот теперь, можно и чайком себя побаловать, - подумал Пашка и бросил пакетик с чаем в кружку. В полупустом вагоне было прохладно. Остатки от еды Пашка отнёс в мусорный бак. Поезд затормозил и совсем остановился.
Пашка посмотрел в окно и увидел станцию. Безлюдность в такое время его не удивила и он, пройдя в своё купе, лёг и укрылся одеялом…
- Вот проходите сюда, - пригласила проводница пассажирку, - есть свободное место. Женщина поставила чемодан и огромную сумку в проходе.
- Ну, наконец-то, - выдавила она и плюхнулась на сиденье. Пашка с изумлением смотрел на новую соседку по купе. Это была полная женщина лет сорока пяти. Она была одета в синий спортивный костюм. И первое, что услышал Пашка от неё: - Вам, молодой человек, ехать далеко?
Пашка глянул на неё и тихо ответил: - Нет, я утром выхожу.
- А мне в Ярославль, до вечера ехать придётся, - и, подняв крышку своей полки, она уложила туда чемодан и с трудом умостила сумку. - Ну, вот теперь порядок, - и сев на полку придавила своим весом крышку. - Девушка, девушка, - крикнула она проводнице, - принесите мне постель
Она быстро расправила матрас, словно это была её спальня комната, и вскоре водрузилась на неё…
Пашка проснулся от того, что его кто-то тронул за ногу.
- Молодой человек, вам скоро выходить, - сказала проводница.
 - Спасибо, - ответил Пашка и побежал умываться. Соседка уже была на ногах и, разложив на столе все, что можно было съесть, завтракала.
- Доброе утро, - поздоровался Павел.
 - Вам хорошо, вы уже почти приехали, - сказала она, запихивая в рот очередной кусок колбасы. - А мне ещё до вечера трястись, - прожёвывая очередной лакомый кусок, ответила она.
Пашка быстро умылся и собрал свою сумку. В вагоне стало суетливо. Многие сдавали постель, готовясь сходить на станции прибытия. Пассажиры потянулись по проходу, таща свои вещи. Пашка сидел и просто ожидал, когда будет полная остановка поезда…
- Когда Пашка вышел на привокзальную площадь, утренний свежий ветер пахнул в него духом революционного прошлого. Перед вокзалом возвышался памятник Ольге Генкиной – революционере растерзанной чёрносотенцами. "Как давно это было," - подумал Пашка.
Утренний осенний город и обновленная  привокзальная площадь перенесли его мысли в водоворот современности. Он вспомнил, как был здесь, когда после армии ехал к старшему брату на Украину.
Так же Пашка вспомнил, как прожив года два в селе у старшего брата Петра, он решил посмотреть другую жизнь. Выбор пал на город невест, где жил его брат Володя. По приезду Пашка не стал обременять брата заботами о себе и устроился на Ивановский камвольный комбинат. За время работы в Иваново у Пашки появилось много знакомых, и друзей. Вот теперь  приехав снова в гости к брату он мечтал вновь встретиться со своими бывшими друзьями. Есть о чём поговорить, ведь теперь он женатый и семья. " Всё, как у любого семейного человека", - думал Пашка.
Резкий звонок внезапно прекратил мысли Пашки. Подавая сигнал, из-за поворота появился трамвай. Это был третий номер.
- Извините, - обратился Пашка к стоящей рядом уже не молодой женщине, с большой сумкой, - этот трамвай идёт по проспекту Ф - Энгельса?
- Да, молодой человек, идёт, а вы не смогли бы мне помочь внести мою сумку в вагон.
- Свободно, - скороговоркой ответил он и тут же с лёгкостью подхватил обе сумки. Пашка не вошёл а «влетел» в вагон и, остановившись у свободного места, поставил сумку женщины на пол.
- Спасибо молодой человек поблагодарила она.
- Да чего уж, - так махнул Пашка рукой и тоже уселся на свободное место у окна.
Вскоре вожатый объявил, что двери закрываются и, вагон покатил по утреннему городу, оглашая проспект перестуком трамвайных колёс. Пашка всматривался в просыпающийся город и спешащий народ. Мысли о встрече с родными вдруг прервал тихий голос контролёра:
– Молодой человек, вам какая остановка нужна? - спросила она ласково Павла.
- Мне возле театра «Ровесник», - ответил он.
- Тогда вам на следующей остановке выходить, - предупредила она его и прошла дальше, по вагону, бойко выкрикивая:
- Граждане пассажиры, кто ещё без билета, прошу приобретать, не дожидаясь контроллёров…
                ***
Пашка и раньше приезжал в гости к брату, но этот приезд  был  особенный. После того, как брат увёз мать из села, а потом похороны отца, когда он видел брата, прошло два года.
- Наконец увижусь со всеми, - думал Пашка предвкушая встречу с близкими и родными.
И вдруг он случайно произнёс: - Ну и погуляю.
- Что вы сказали? - переспросила старушка шедшая рядом.
- Да нет, это я так про себя, - улыбнувшись, ответил ей Пашка и направился к дому, который нашёл по описанию.  На этой квартире Пашка у него ещё  не был.  Володя с Идой получил её от фабрики, на которой работали, год тому назад.  Определив, где находится нужная ему квартира,  Пашка сразу нашёл подъезд.
Поднявшись на второй этаж, он перевёл дыхание, поставил дорожную сумку возле  двери и позвонил.  Послышались шаги по коридору. Дверь открылась. На пороге стоял брат в спортивных брюках и рубашке. 
- Вот это да, - произнёс Володя, впуская Пашку в квартиру.
- А чего ты не написал мне, что приедешь? - спросил тот, беря у Пашки сумку из рук и пропуская его вперёд.
- Ну, ты же меня знаешь я, люблю делать сюрпризы, вот и в этот раз не исключение, - сказал Пашка и засмеялся. - Чтобы не готовились, - добавил он и обнял Володю. На разговор вышла жена брата и мать.
 - Какие гости у нас, - обнимая Пашку, сказала Ида, жена Володи. - Давай Паша снимай туфли в коридоре, а сам проходи и располагайся. Услышав  в прихожей голоса из комнаты вышла мать Пашки.
- Володя так у нас гости, - сказала она, увидев младшего сына.
- Ну, с приездом, сынок  и Варвара Степановна  обняла Пашку.
- Здравствуй, мама, вот я и приехал, - сказал Пашка. - Как ты тут?
- А чего мне, вот живу у Володи. Не то, что в селе, одна была в доме, - и она смахнула слезу. - Хорошо, что ты приехал, а то я уже соскучилась. Как жена и дети?- пыталась узнать мать, идя с  Пашкой в комнату.
- Мама, всё расскажу, погоди всё по порядку. Пока Пашка рассказывал, как доехал, Ида готовила на кухне, чтобы накормить Пашку с дороги.
Вскоре она позвала его к столу.
- Мы, Паша, уже ели, - сказала Ида, - так что придётся тебе одному завтракать.
- Володя, - спросила она  мужа  - может, ты составишь братику компанию?
- Ну, если только за компанию, - согласился тот, - и если можно положи мне немножко.
Ида, может и ты с нами за компанию - спросил Володя жену. 
Нет, я потом вечером, когда придут наши девчата – так она называла своих дочерей Людмилу и Галину. Ну, тогда подай нам, две рюмки попросил он её.
Володя открыл холодильник и вытащил бутылку спиртного, домашнего изготовления и налил в рюмки.  Одну он поставил возле Пашки, а вторую себе и подняв её произнёс: - За приезд и чтобы снять усталость после дороги, пояснил Володя.
Увидев, что мужчины управятся за столом сами, Ида оставила братьев наедине, а сама пошла в зал к  матери  смотреть телевизионные новости.
                ***
Уже неделю Пашка наслаждался отдыхом в городе. За это время он успел встретиться со многими из бывших друзей. Сколько было впечатлений от встреч, Пашка не мог себе представить. Дни отдыха переплетались событиями, но не были похожи друг на друга. Пока брат был на работе, а Ида занималась домашними делами, Пашка просто гулял по городу. Он дышал воздухом, свободы пьянящим его молодую душу.  Погода на удивление располагала для отдыха, несмотря на то, что была осень. Городские тротуары были устланы золотом ковром опавшей листвы. Ему показалось, что это не деревья сбрасывают листья, а Ивановские невесты льют золотистые слёзы от нехватки женихов. И этот золотой поток  уносил тайный смысл девичьих страданий.  Так просто гуляя по городу, незаметно  для себя, Пашка оказался возле театра Музыкальной комедии
Он остановился возле афиши и прочитал: - С двенадцатого сентября по восемнадцатое на сцене театра идёт оперетта  «Женщина с голубыми глазами».  Постаяв немного у афиши, Пашка прошёл дальше по улице к Пассажу. По пути следования он увидел огромный плакат, на котором, красовались названия, новых спектаклей, которые будут идти в драматическом театре в ближайшее время. – Да, подумал, он, - к великому сожалению Пашка не очень любил драматический театр.  А вот  оперетту обожал. А та, что шла на сцене театра  сегодня, он уже видел, когда жил у брата приехав к нему после армии…
                ***
Целую ночь Пашке снились кошмары. Будто человек в белом халате гнался за ним, держа в руке огромный шприц. Пашка старался убежать, но сильные руки схватили его и вонзили иглу в тело. От этого у него начала распухать голова, и казалось, что она вот-вот лопнет. От страха Пашка застонал и проснулся. Он глянул в окно, всё было как в осеннее утро. Под небольшим ветерком за окном качались ветви рябины,  предлагая  свои гроздья ветру.  Головная боль не проходила и чувствовалась боль в горле. Боль в голове со временем прекратилась, но был некоторый дискомфорт.
- Вроде холодного ничего не пил, - подумал он, - и чего это горло заболело. Потрогав шею, он почувствовал, что боль исходит, откуда-то изнутри.
- Ну и дела, - подумал Паша, - только приехал, отдохнуть, а тут такое. Ему стало немного не по себе. Небольшая опухоль, которую нащупал Пашка в районе миндалин, сильно выделялась, на шее. И чтобы полностью убедиться в достоверности ещё раз ощупал опухшее место.  Было впечатление, что Пашка даже испугался.   
                ***
Фабрика, на которой работал Володя, располагалась недалеко от дома, и тот всегда успевал дойти да фабрики.  Главное проходную проскочить шутил он, когда Ида будила его утром. Уж сильно любит братец твой поспать, - жаловалась Ида Пашке. Вот и сегодня собираясь на базар, она подгоняла Володю, чтобы  он быстрее вставал.
Пашку только не буди, пусть спит, - предупредила она мужа  Он у нас отпускник.
Когда Пашка проснулся в доме никого небыло. Мать была в комнате и, облокотившись руками о стол, смотрела в окно. Как понял Пашка, мать давно была на ногах. Включённый телевизор работал, а зачем было не понятно. Мама его не смотрела.
- Возможно, Ида включила телевизор матери, - подумал Пашка, чтобы  ей не было скучно.
Жизнь в селе сохранила у неё привычку вставать рано, а может, сказывалась бессонница. Пашка ещё раз ощупал шею и, успокоил себя.  Это может быть нарыв от зуба и перестал думать об этом. Он обмотал шею платком.
- Пройдёт, - подумал Пашка вслух, такое было у него и не раз.  Он пошёл в ванну умылся и зашёл на кухню.
- Сейчас попью горячего чая, и как рукой снимет, - успокоил он себя. Налив в чайник воды Пашка поставил его на камфорку. Присев к столу, и облокотившись на него, задумался. В дверь позвонили. Подойдя к двери он, не спрашивая,  кто там - открыл дверь. На пороге стояла младшая дочь брата Галина. Она сняла туфли в прихожей и прошла на кухню.
 - А где остальные? - спросила она у Павла.
- Да где им быть, - быстро ответил Пашка. Мать вон с раннего утра на базар пошла, а отец на работе.
- И тут же спросил: - Чай пить будешь?
- Нет, Паша, спасибо я ведь только на минуточку, хотела кое-что спросить у матери.
– Тогда может, подождёшь? - Переспросил Пашка племянницу. В другой раз забегу, ты же ещё не уезжаешь? Да вроде нет, но могу уехать раньше, и развязал платок.
Вот смотри Галя, что у меня за ночь случилось, - показывая ей на шею.   
- Она  тронула  припухшую часть на шее.  - Может это от зуба натянуло? - спросил он её.
Понимаешь Паша это у тебя не от зуба, я же стоматолог. Такого от зуба не бывает.
- Здесь тебе надо, Пашенька, к специалисту. 
По моей части я посмотрела, - ничего нет.
А сама опухоль мне не понравилась. Но думаю, сгущать краски не стоит, а вот как приедешь домой, обратись сразу к врачу, чтобы не дай Бог… и она замолчала.
- И перейдя уже на весёлый тон, спросила: - Ты всех своих друзей навестил?
- А как же иначе, - смеясь, ответил Пашка.
 Немного посидев с Пашкой, Галина засобиралась уходить.
- Приходила то зачем поинтересовался Пашка?  Дак я к матери, но ждать её не стану.
- Пойду я Паша, а то дел у меня много, да и дочь со свекровью оставила. И как бы вскользь бросила я маме, потом перезвоню.  Скажешь  ей, что я забегала
- Как знаешь, - сказал Пашка и проводил племянницу до двери.
- Паша кто приходил? - спросила мать сына, выходя из комнаты.
- Галя приходила.
- А чего быстро ушла? - спросила она.
- А кто её знает, надо было вот, и забежала, - заключил Пашка.
                ***
После того как Галя ушла через некоторое время появилась с базара Ида. Чего это ты столько накупила, - спросил Пашка, увидев две авоськи у неё в руках.
Говорила вчера соседка, что будут давать котлеты, так я на базаре два раза выстояла в очереди, чтобы купить на неделю. У нас Пашенька за котлетами очередь не то, что у вас там - на Украине. Да вроде и у нас так же ответил Пашка. Мы с Татьяной тоже по очередям выстаиваем, чтобы хоть взять мяса или колбасу. А о сгущённом молоке и не приходится думать. Масло по двести грамм на руки.
- А я вот смотрел у вас вроде свободно лежит сгущёнка на прилавках.
 - И где это видел? - засмеялась Ида. Нет, иногда привозят, но очередь, как у мавзолея. Да и продают только после пяти вечера, когда рабочие приходят с работы. Вот такие у нас дела Пашенька…
Когда пришёл брат с работы, и все сели ужинать, Пашка рассказал о своих подозрениях и объявил, что будет уезжать.
- Смотри сам, - сказал Володя. - Если не к спеху, погости, время-то у тебя ещё есть.
- Да нет, Володя, спасибо вам с Идой за гостеприимство, но я, наверное, поеду. Я не знаю, что это такое, но лучше будет, если я буду дома. Пока в отпуске, схожу в больницу и уже точно узнаю, что за болячка прицепилась ко мне.
                ***
После ужина Володя с Пашкой  расположились в зала. 
- Разговор завёл Володя.
 - И отчего такое бывает, - спросил он Пашку.
- Да кто его знает, ответил тот.
Ты самое главное не переживай. Приедешь домой там всё и узнаешь. 
- Пойдём на кухню, предложил Володя да пропустим по рюмочке – думаю лишняя не будет и спать будешь крепче. Чтобы мысли дурные не лезли в голову. И за удачу,  Ну, если за удачу можно и выпить согласился Пашка и подмигнул брату. Тогда пошли, пока Ида не убрала всю посуду.
- Ида, мы тут пропустим по рюмочке, - присаживаясь к столу, сказал Володя.
Володя ты сам организуй, а я отдохну, а то за день устала сильно.  Да ты вроде и не нужна  нам.  Мы   сами тут разберёмся, и он подмигнул брату, кивая головой  на стоящие на столе рюмки.  - Ну что, Володя, давай выпьем, - и Пашка поднял налитую рюмку…
На следующий день Пашка съездил на вокзал и купил в предварительной кассе билет. Он зашёл к Людмиле, старшей дочери брата и Галине и сказал,  что уезжает и попрощался с ними.
Хоть на душе было грустно, но павшая и лежавшая на земле золотая листва тихо, чтобы слышал только Пашка, говорила: - Пашка всё будет хорошо, и ты ещё не раз приедешь сюда…
 Мать, провожая меньшего сына, смахнула слезу.
- Мама, всё будет нормально, - повторял Пашка, обнимая старушку - мать. И чтобы не обременять родных он решил добраться до вокзала сам.
На что Володя сказал, что поедет его провожать и посадит на поезд.
Когда они вышли из подъезда и, отошли от подъезда  Пашка обернулся. Он увидел, как мама стояла возле окна и махала ему рукой…
 Прибытие поезда пришлось ждать не долго. Присев на свободные места, Пашка с братом ожидали объявление диктора.
Вскоре по радио диспетчер объявил  прибытие поезда на третий путь. 
- Это твой, - сказал Володя и взял дорожную сумку Павла. Паша ты там, в Москве то смотри в оба.  Народ ведь разный бывает, на что Пашка только засмеялся.  Я столько исколесил по России и подмигнул брату. 
- Да знаю я, - согласился Володя,  спускаясь с Пашкой в переход. Ты у нас словно «лягушка путешественница».  В подземке указатель показывал  стрелкой выход на третий  путь. Нам сюда - сказал Пашка.
И только теперь ему стало немного не по себе. Сердце вдруг застучало с удвоенной силой, будто кто-то отрывал от сердца самое дорогое в жизни и, сдерживая неизвестно откуда появившуюся предательницу слезу, весело сказал: - Всё будет хорошо. 
- Знаешь Володя,  если всё обойдётся, то может через год - другой  смогу приехать опять.
- Я всегда буду рад, - обнимая брата, сказал Володя…
 Уже находясь в вагоне, Пашка лёг на полку и закрыв  глаза… 
За окном движущегося поезда осень набирала разгон.  Она окутала мир  незримой золотистой тканью, из-под  которой, сыпались золотые звенящие «червонцы»  русской осени.