Евгению Богату

Галина Чаплыгина
О ЛЮБВИ.

29 ноября 1994г. (из дневника)

Можно ли жить без любви?
И что такое любовь? Состояние души или тела?
Всегда ли она нужна? Или только в молодости?

Я знаю, что есть люди, и может быть их большинство, которые под любовью понимают так называемый секс. Мне смешно и в то же время страшно, когда слышу реплики актеров во многих западных фильмах типа: «Я хочу заниматься с тобой любовью», «Мы занимались с ним любовью».
Такая «любовь» сейчас очень в моде, она затопляет мир. И она почти полностью вытеснила прежнее, романтическое и благородное  понятие о Любви.
Впрочем, как секс, так и любовь, по-видимому, равноправны и вечны. И каждому  свое – кому секс, а кому Любовь. Уж на что способна твоя душа.

И каждый человек испытывает это чувство постоянно, с детства и до глубокой старости. Только форма его с годами несколько меняется. Как я понимаю, с годами становится мудрее и человек, и его любовь. Но потребность души ЛЮБИТЬ – не проходит никогда.

22 ноября.

Читаю Е. Богата «Аскеза любви».
Неужели я так близко подошла к его пониманию Любви? Как много схожих мыслей! Можно подумать, что я сначала прочитала книгу, а потом записала свои мысли. Впрочем, я уже давно, мысленно споря с теми, кто не видит духовности настоящей любви, приводила те же примеры (Петрарка, жены декабристов, и многое другое).

А в общем, очень приятно, что в этой книге мне как бы открылся целый «тайный союз»  многих людей (письма к Богату), понимающих любовь, как и я. Правда, все эти примеры приходится искать «в веках». А то, что в близком окружении, по большей части или расчет, или секс. Но тем не менее. Все-таки я не одна!

03 января 1995г.

Еще в декабре прочла у Е.Богата , кроме «Аскезы любви», еще и «Письма из Эрмитажа». Очень много нового для меня  - о времени, о живописи, о художниках.
«История искусства – история духовной жизни человечества».
«Это измеряемая тысячелетиями история души, ее путешествий и открытий, утрат и бессмертных осуществлений. Это великий роман о тебе и обо мне»,

Е.  БОГАТУ

Евгений Богат, я сегодня с Вами
Опять беседую, хоть нет уж Вас в живых.
Мы не были знакомы, но меж нами
Возможен разговор – НА УРОВНЕ ДУШИ.

Читая Ваши очерки и книги,
Я слышала Ваш голос, как живой.
И как приятно было сознавать, что в мире
Есть человек с такой большой  душой!

Как близко Ваше мне сужденье
О всем величии ЛЮБВИ,
Ее высоком  назначеньи
Для человеческой души.

Любовь – как счастие заветное,
Любовь – как дар и доброта,
Пусть будет даже безответная,
И непременно – ЧИСТОТА!

Все остальное -  не любовь,
Хоть именем  ее зовется.
И счастлив истинно лишь тот,
На кого чистый свет ее прольется.

Я многому учусь у Вас:
По-новому читать Шекспира,
И понимать, что все -  до нас - 
История  ДУХОВНОЙ  ЖИЗНИ  МИРА.

Как сложен путь ее чрез тьму веков!
Как медленно Душа растет и зреет!
Как трудно ей освободиться от оков
И повседневности покинуть бремя!

Искусство -  ПАМЯТЬ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ДУШИ.
В нем -  Чувства, Философия и Время.
А для меня теперь навеки вместе -  Вы,
Петрарка,  Рембрант и Людское племя.