История одной картины Вернисаж 39

Ольга Гаинут
   

Распускались весной почки на берёзках – чудо. Сидел старичок на скамейке и о чём-то думал, устремив невидящий взгляд на детвору, – как же интересно изучать его лицо. А вот девушка юная прошла, легко, едва касаясь туфельками тропинки. Платьице треплет озорной ветерок, русые волосы рассыпаются до пояса, улыбается своим мыслям, а может, мечтам – ведь глаз не оторвать.

Молодой человек скоро окончит Мухинское художественное училище. Это он так внимательно присматривается к жизни вокруг и к людям. У него память на лица, на мелкие детали. В голове не прекращается работа мысли над образом, идеей картины. Преподаватели хвалили, высоко оценивали творческие данные и даже прочили большое будущее. Однокурсники - туда же: звали «Рафаэль».

Рафаэль спешил на выставку известной картины, привезённой в северную столицу из мадридского музея Прадо. С утра не так много народа, и ему хотелось рассмотреть до мельчайших подробностей знаменитый труд. Сбоку от картины оказалась девушка, пришедшая раньше. Конечно же, взгляд Рафаэля и на ней остановился, изучая фигуру и выражение глаз, и одежду.

«Она стройна, как горная козочка, лицо выразительное, даже красивое, глаза кажутся умными, - думал парень. – К тому же, видимо, разбирается в живописи. И приятная головка с каштановыми волосами, закрученными на затылке в тугой узел, без сомнения, полна размышлений».

Прошло не менее получаса. От созерцания Рафаэля отвлёк голос девушки:
- Вот это мастер! – восторженно воскликнула она, ни к кому не обращаясь. – Ой, простите, если помешала. Не могу молчать, хочется с кем-то поделиться эмоциями.
- А заметили, какой фон? – Рафаэль ответил так, будто они уже долго говорили и вообще знали друг друга много времени.
В разговоре выяснилось, что девушка собиралась поступать в то же училище, а потому, как он и подумал, понимала в живописи. Вместе вышли на улицу и, довольные нечаянным знакомством, договорились о встрече на завтра.

Каждый день парень находил в юной особе всё новые прелестные черты и внешности, и характера.
«Как мило она наклоняет голову и ласково смотрит на меня снизу вверх, – отмечал во время прогулок. – А глаза сияют, как радуга после дождя».
«Она тактична, - понимал, как открытие, - не навязывает своё мнение, мыслит красивыми образами».
«А какой у неё смех. Нельзя не засмеяться в ответ», - не мог сдержать улыбку, как наяву, видя перед собой её пухлые алые губы, засыпая после тяжёлого дня.

Не прошло и месяца, как Рафаэль признался самому себе, что влюблён, что за спиной трепещут сильные, радостные крылья. Два прекрасных чувства в одной душе плохо уживались. Он запустил учёбу. Меньше рисовал. Это быстро отразилось на результатах.
 
И вот они на вечеринке, куда их пригласил однокурсник Рафаэля. Компания там очень разношерстная: и студенты, и спортсмены, и молодые учёные. Громко играла музыка. Слова модной песни «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю, ничего никому не скажу» так понравились Рафаэлю, что он долго смеялся. А когда вытер выступившие слёзы, увидел, что его муза танцует с невысоким парнем и глядит на того… такими же ясными и сияющими глазами, какими смотрела на него.

Молодой человек сидел молча в тёмном углу, один на один со своими нерадостными мыслями. Он всё ждал, что любимая подбежит и закружит в танце любви. Нет, подходили другие девушки, видя, что высокий, красивый, серьёзный, хорошо одетый парень не танцует. Поражённый, он никого не замечал. А в голове крутились всё те же слова «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю, ничего никому не скажу». Ему уже не хотелось смеяться. Слова назойливо ввинчивались в сознание и раздражали. Не знал, куда от них деться. Ненавидел их.

- Ты прости мою сестру, приятель, - как сквозь сон донеслись слова однокурсника, - «запала» она на сына дипломата. О тебе услышала от меня. Ну, и закрутила роман. Да ты не переживай: пустая девчонка, вдолбила себе в голову идею найти богатого принца, дурёха. Сколько я её разубеждал, всё без толку. Давай, дружище, я умолкаю, ведь и у стен есть уши.

Рафаэль бежал по ночной улице, а слова «Ничего не вижу…» мчались за ним.  «И у стен есть уши» - в той же чудовищной пляске. И тут перед развёрстой страдающей душой, как на ладони, возникла идея будущего полотна.
«Так будет же на моей картине всё наоборот: все будут видеть, и слышать, и говорить. И птицы, и деревья, и сами небеса. И девушка не будет сидеть рядом. Её место будет метрах в трёх от меня. В сердце ко мне не зайдёт больше никто».

Прошло много лет. Рафаэль написал картину. И ощущал её как эхо прошедшей любви. Полотно отнесли к разряду сюрреалистичных. Все понимали, что в реальной жизни такого просто не может быть. Тем не менее от этого желающих посмотреть, оценить, поучиться, поразмышлять не уменьшалось. Всех удивляло, как автору пришло в голову наделить деревья кричащими ртами и выпученными, всё понимающими глазами, вставить прекрасное око в крыло прекрасного лебедя и даже облако наградить большим ухом.  И почему у него на картине девушка со своим стулом так далеко от парня?

Однако художник никого не хотел посвящать в свои тайны. Тот случай послужил даже наградой: мастер создал с тех пор много сюрреалистичных картин и приобрёл всемирную известность. Одно ему хотелось бы знать: кем стал сын дипломата?