О встрече с шараф рашидовым

Петр Лернер2
Петр Лернер

13 ч ·


...

Петр Лернер

46 мин.
 ...

, ЛЕРНЕР ПЕТР

ОБ ОДНОЙ ИЗ ВСТРЕЧ С ШАРАФОМ РАШИДОВЫМ
 В ноябре 2017 года Узбекистан отмечал 100 - летие со дня рождения своего выдающегося соотечественника Шарафа Рашидовича Рашидова
 Партийного и государственного деятеля, писателя, поэта, первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана
 Мне повезло трижды общаться с этим ярким и обаятельным Человеком.
Отдавая дань его светлой памяти я представляю воспоминания об одной из этих встреч.

В связи с необычайно высоким уровнем детской смертности все медицинские институты республики были закреплены за отдельными областями.
Перед ними была поставлена задача любой ценой добиться снижения детской смертности в подшефной области. Обычно дело сводилось к направлению в область бригад, состоящих из врачей разных специальностей.
В первую половину дня эти бригады активно отвлекали от рутинной, но весьма необходимой работы+ местных врачей, а вторая половина дня уходила на их проводы и застолье. Э
 С 1976 по 1985 годы я работал проректором по науке в Самаркандском мединституте и на мою долю выпала совсем не безопасная честь отчитываться о шефской работе на бюро ЦККП Узбекистана.
Вопрос всегда стоял один - о причинах детской смертности и мерах по её снижению.
Положение практически не менялось и следовало ждать, что скоро начнутся поиски и обнаружение виновных.
Все выступающие обычно признавали свои ошибки, некоторые, в предчувствии наказания, каялись и обещали исправить положение.
Я принял далеко не безопасное. но вполне осознанное решение ни в чем не оправдываться и. наконец сказать всё о чем я думаю.
Между тем причины были всем хорошо известны: на селе женщины выполняют наиболее интенсивную и трудоемкую работу. Практически они не отдыхают и не пользуются никакими оздоровительными программами. Высокий процент женщин болеет гипохромной анемией и рядом хронических болезней.
Практически население (даже летом) не употребляет в пищу продукты, содержащие витамины, так как приусадебные участки засеваются клевером - травой для откармливания домашних животных. Питание однообразное с недостаточным количеством полноценных белков и жиров животного происхождения. Женщины рожают практически ежегодно. Они не оздоравливаются перед родами. Дети, рожденные от больной матери, сами подвержены различным заболеваниям. Очень высок процент недоношенных детей. Такие дети малоустойчивы к влиянию отрицательных факторов внешней среды, особенно к высокому содержанию нитратов в питьевой воде и пище, а также к высокой температуре малоприспособленных жилищ и еще менее приспособленных и всегда переуплотненных больниц. Практически не решен и не решается вопрос полноценного и сбалансированного питания новорожденных. В родильных отделениях и детских больницах постоянно возникают внутрибольничные инфекции (чаще всего стафилококки, стрептококки, кишечные палочки, клебсиелы и др.), уносящие много жизней. Санитарно-эпидемиологический режим в стационарах и детских поликлиниках не соблюдается. Еще хуже обстоит дело в детских яслях. На селе практически отсутствует специализированная и даже просто квалифицированная медицинская помощь. Зачастую отсутствует скорая и неотложная помощь детскому населению, не говоря уже о вечернем и ночном времени. В результате недостаточной квалификации врачей часто ставятся неправильные диагнозы и назначается неправильное лечение. Зачастую отсутствуют необходимые лекарства, особенно обезболивающие, антибиотики и гормональные препараты. Отсутствуют условия для выхаживания недоношенных. Как правило, в то время на селе детские больницы были не многопрофильные, отсутствовали отделения ЛОР, детской хирургии, что не позволяет своевременно оказать первую помощь детям при попадании инородного тела в дыхательные пути, провести экстренную операцию, остановить кровотечение и др. Плохие дороги и недостаточно транспорта для госпитализации и для выезда консультантов. Во многих сельских больницах отсутствует реанимационная служба. И я не переставал повторять о реальной угрозе отравления детей нитратами. Я лишь умолчал о низком уровне жизни и неудовлетворительном санитарно - гигиеническом состоянии населенных мест. Всё, что я здесь перечислил по памяти, я решил, наконец, открыто высказать на заседании бюро ЦК компартии Узбекистана. Его проводил Шараф Рашидович Рашидов.
Наступила гробовая тишина.
Мой настоящий и умный друг - бывшая главврач Самаркандской областной СЭС, а в момент моего выступления зам. Министра здравоохранеиия Узбекской ССР по материнству и детству - Махмудова Нейма Махмудовна, посмотрела на меня с недоумением и явной тревогой.
А дальше случилось вот что.
Выступил Шараф Рашидов и сказал, что абсолютно все, о чем я говорил, это совершенно верно и справедливо.
Положение надо срочно выправлять, и попросил передать текст моего выступления, что я и сделал.