Уильям Блейк. Окончание

Тина Гай 2
Уильям Блейк никогда не учился в школе, грамоте и прочим премудростям науки его учила мать, а отец покупал ему книги с иллюстрациями на темы греческих сюжетов, которые мальчик увлечённо копировал. Авторами картин были лучшие мастера живописи – Микеланджело, Дюрер, Рафаэль. Так, копируя, Блейк формировал свой вкус и стиль.


Видя увлеченность сына живописью и желая дать ему хоть какое-то образование, родители Уильяма Блейка  определяют  десятилетнего мальчика  в лондонскую рисовальную школу, а в пятнадцать – отдают в подмастерья в гравёрную мастерскую Джеймса Бесайера, где он учится семь лет.


Через три года Джеймс Бесайер посылает своего ученика в Лондон, чтобы он научился копировать фрески готических церквей. Время, проведенное Уильямом Блейком в Вестминстерском Аббатстве Лондона и в других храмах столицы, окончательно определило стиль и идеи будущего художника.


Здесь самое время добавить, что с раннего возраста мальчика стали посещать  видения. Первым видением была встреча с Богом, случившаяся в четыре года. Потом Блейку стали являться ангелы, сидящие на ветвях деревьев, потом он стал слышать их голоса.


Для Уильяма его видения были столь же реальны, как и живые люди, он рисовал их такими, какими видел, как будто рисует портреты или пейзажи. В Вестминстерском Аббатстве его снова  посетили видения: он увидел процессию монахов и священников, певших псалмы.


И еще одна особенность  Блейка, отличавшая его  от других учеников: он был очень строптивым, что  постоянно выливалось в конфликты и ссоры. Позднее эта черта  стала преобладающей: он никогда не шел ни на какие компромиссы, никогда не подстраивался ни под кого, никто для него не был настолько авторитетным, чтобы отказаться от собственных идей.


Но, несмотря на ссоры со своим учителем-гравёром, к  21 году Блейк уже хорошо владел рисунком и мастерством гравёра, хорошо разбирался в искусстве средневековья и Возрождения, в скульптуре и фресках, любил готику и классику. Этого было достаточно, чтобы решиться на поступление в Королевскую Академию художеств.


Но после поступления в это престижное заведение выяснилось, что выработанный годами обучения в гравёрной мастерской стиль с его приверженностью к точным контурам и линиям, никак не вписывался в традиции Академии, где практиковалась  расплывчатая манера живописи.


Необычный стиль Уильяма Блейка, предпочтение символических аллегорий на сюжеты любимых книг, отсутствие интереса к портретам и пейзажам, упрямый характер и бескомпромиссность быстро превратили его в непримиримого врага президента Академии живописи, считавшего, что право называться художником имеет  только тот, кто пишет так, как принято здесь, и только то, что он считает нужным.


Но Уильяма Блейка вдохновляли  вовсе не пейзажи, а Библия, Шекспир, Данте, Мильтон и  собственные произведения, которые населяли герои его воображения.  Быстро стало понятно, что дальнейшее пребывание в стенах Королевской Академии  упрямого студента невозможно. Уильям Блейк хлопнул дверью, возненавидел Джошуа Рейнольдса,  президента школы, а вместе с ним и все учебные заведения вместе взятые. Впредь художника привлекали только нонконформисты, радикалы и революционеры, разрушавшие всё старое, отжившее и традиционное.


Первыми работами молодого художника стали офорты, выполненные в изобретённой Блейком технике рельефного оттиска, который станет основной в создании собственных книг, в иллюстрациях Библии и Божественной комедии. Согласование текста и иллюстраций, их одновременность стали отличительной особенностью книг Уильяма Блейка.


Его книги создавались похожими на средневековые манускрипты, тексты которых украшались миниатюрами. Готовые оттиски после печати надо было раскрашивались вручную, что занимало немало времени, иногда не один месяц и даже год. В этом ему помогала его любимая жена, которую он научил писать, читать, рисовать и гравировать. И хотя в семье не было детей, но брак был крепким и счастливым.


В девяностые годы Блейк создает «Песни Неведения и Познания», которые считаются вершиной его поэтического гения. Позднее, под влиянием Библии и поэзии Мильтона, он пишет пророческие книги, в которых развивает свои философские идеи о возрождении через смерть, о необходимости развития внутреннего поэтического дара, о противоборстве конечного с бесконечным, временного с вечным.


Тюрьмы возводят из камня Закона, бордели — из кирпичей Религии.
В горделивой красе павлина — величие Божье.
В похоти козла — щедрость Божья.
В ярости льва — мудрость Божья.
В наготе женщины — мастерство Божье.
От чрезмерного горя смеются, от чрезмерной радости плачут.
(Бракосочетание Рая и Ада. Пер. В.Чухно)

***

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
(Изречения невинности. Пер. С.Маршака)


Вторая половина девяностых годов для художника – полоса черного пессимизма. В это время он продолжает писать и иллюстрировать свои пророческие книги «Видения дочерей Альбиона», «Европа: пророчество», «Первая книга Уризена», «Песнь Лоса» и другие. В них нарастает тревога и безнадежность.


Основная идея этих книг  заключается в том, что самым большим злом является сотворение мира, где Бог Иегова, отождествляемый с Уризеном, предстает моралистом и тираном, рассудочным материалистом, приверженцем законов и норм. Ему противостоит мятежный дух Орка, олицетворяющий дух Вечности, Вдохновения, Веры  и Воображения. Эта идея выражена в классическом стихотворении Блейка Тигр:


Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?


В небесах или глубинах
Тлел огонь очей звериных?
Где таился он века?
Чья нашла его рука?


Что за мастер, полный силы,
Свил твои тугие жилы
И почувствовал меж рук
Сердца первый тяжкий звук?


Что за горн пред ним пылал?
Что за млат тебя ковал?
Кто впервые сжал клещами
Гневный мозг, метавший пламя?


А когда весь купол звездный
Оросился влагой слезной, -
Улыбнулся ль наконец
Делу рук своих творец?


Неужели та же сила,
Та же мощная ладонь
И ягненка сотворила,
И тебя, ночной огонь?


Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Чьей бессмертною рукой
Создан грозный образ твой?
(Тигр. Пер. С.Маршака)


В самом начале девятнадцатого века (1799-1805) Уильям Блейк создает для своего покровителя и мецената Томаса Буттса серию на библейские темы, состоящую из 37 картин и около ста акварелей: Сотворение Адама, Навуходоносор, Творец Вселенной, Призрак Самуила, Богохульник, иллюстрации к «Книге Иова» и другие.


В это время он живет в относительном благополучии в Сассексе, куда его пригласил молодой поэт Хейли. Но прожив здесь  три года, Блейк понял, что оказался в ловушке: Хейли вовсе не интересовало искусство, он был поглощён своим бизнесом, и к тому же постоянно контролировал своего гостя. От такой жизни Уильям Блейк сбежал обратно в Лондон, подведя черту под этим «благополучием» словами:
«Друзья в материальном мире — духовные враги».


После возвращения в Лондон Уильям Блейк начинает писать и иллюстрировать свое самое амбициозное произведение «Иерусалим», на что ушло шестнадцать лет.  И последним аккордом его жизни станет символическая интерпретация Божественной комедии. Интерес Блейка к Данте вызовет  молодой художник Джон Линелл. Но Уильяму Блейку уже 69 и, хотя работа захватила его, но он не успел воплотить свой замысел: через год его не стало….


Авторский блог с иллюстрациями
http://sotvori-sebia-sam.ru/uilyam-blejk/