Неисповедимы пути Г. 12Время жить и время умирать

Ирина Христюк
      
                НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ.
      
                ГЛАВА  ДВЕНАДЦАТАЯ.
   
                ВРЕМЯ ЖИТЬ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ

            Все мы смертны. Есть время жить и время умирать. Не зависимо от того, сколько лет отпущено человеку на белом свете, непременно придёт час, когда он предстанет перед Господом. Верю, что переход в мир иной происходит, за редким исключением, по воле Божьей. И мамунина кончина тоже по Его милости.

            Издавна у нас существует обычай, что христианин заранее готовит одежду, в которой его будут хоронить. Как правило, это новое или праздничное одеяние. Ещё лет десять-пятнадцать назад некоторые загодя готовили себе гроб или необходимые для его изготовления доски (4 доски по 4 м каждая или 8 по 2 м.). В последнее время покупают готовые гробы. Заблаговременно прикупают и поманы, которые будут раздаваться во время похорон. Кроме того, стараются уладить все дела, касающиеся наследства. Мамуня пожелала переписать дом на старшего внука Виктора, но тато, совестливый человек, посчитал, что раз мама – их единственная дочь, то и так всё ясно.

            Случается, что православный умирает без исповеди и причастия. Тогда родные и близкие заказывают сорокоуст - особенное моление в течение сорока Божественных литургий. Если помер без свечки, то из воска делают длинную, во весь рост человека, свечу, которую относят и зажигают в церкви. И, когда батюшка во время служения воскресных и праздничных литургий выходит к прихожанам – вынос Евангелии, чтение Евангелии, вынос святых даров или на утренних и вечерних служениях в первую и в страстную Седмицу – эти свечи тоже выносятся зажжёнными.

            После того, как «отдала свою душу» мамуня, её омыли тёплой водой с  мылом. Воду, посуду для омовения и полотенца закопали в месте, где никто не ходит. Покойную одели в новую чистую одежду в знак того, что она идёт к Господу Богу давать отчёт, наполовину укрыли белым священным покровом из церкви –  символ того, что умершая находилась под покровом Православной церкви, соединили руки крестом из восковой свечи. На грудь положили крест – показатель веры умершей во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих, рядом с ней – икону. Новопреставленную положили на лавку, застеленную пилкой - шерстяным ковриком - и белой простынёй, около стены, в переднем углу, лицом к выходу. В некоторых сёлах гроб ставят на стол или на пол. Изготовили  сточок - свечу длиной, примерно соизмеримой с ростом покоенки и свернули в спираль. Его зажигали каждый вечер в течение 40 дней после похорон. Если умирает девушка, её одевают в белое подвенечное платье и на голову надевают свадебный венок из цветов. Женщинам покрывают голову платком или шарфиком.

            Каждой женщине (обычно 2-3), омывавшим усопшую, дали за поману ночные сорочки (можно и ситец на рубашки), полотенце, мыло, одеколон и гребешок, усадили за стол, угостили вином и закуской.

            Гроб, как и крест, до недавнего времени делали в сельской мастерской из приготовленных наперёд досок. На дно гроба насыпали стружку, оставшуюся от досок. Стружку застилали белой тканью или вытканной из конопли. Из ткани формируют «подушку». Частью свежих стружек посыпают вход у открытых до выноса тела ворот. Запах свежей стружки до того тронул моё детское существо, что и теперича, спустя полвека, ассоциируется у меня со скорбью и печалью. Несмотря на то, что в последнее время гробы стали покупать, стружку всё равно находят и используют, как раньше. Следом родственники приглашают 4  мужчин копать яму. Это могут быть фины, племянники, близкие, знакомые или соседи. Эти же люди впоследствии будут выносить из дома гроб с телом, заносить в церковь и выносить из неё, нести на кладбище до выкопанной могилы.

            В доме чёрной тканью занавесили зеркала, чтобы через них не проникали нечистые силы. Икону вблизи покойной красиво «обрамили» вышитым полотенцем, чтобы душа её нашла покой. Старались, чтобы в доме не было сквозняков. Туда не пускали кошек и собак - это плохой знак. На окно поставили стакан с водой и хлеб для жаждущей души. Считается большим грехом оставлять покойного одного в доме, потому что в это время могут прийти нечистые силы и забрать его душу.

            Лежала мамуня, благочестивая и умиротворённая, уже проникшаяся вечностью и тайной, под иконой «Положение Христа во гроб Господень». И сдавалось мне, что именно такими бывают святые. По всему вероятию, так воспринималось мною от того, что люди тогда были чуть-чуть добрее, чуточку лучше и крошечку ближе к Богу.

            Одним из способов оповещения о смерти человека у нас является плач близкого родственника, открывание центральных дверей «каса маре» и ворот. Кроме того, над дверью дома подвязывается платок или полотенце. Так люди узнают, что в доме кто-то умер.

            Каждому, кто приходит, дают стопочку вина, угощают пряниками, печеньем и конфетами. Ночью за усопшего читаются молитвы и Псалтирь. Родственники и старики приходят обычно на бдение позже и остаются до утра.

            Предают земле тело на третий день, не зависимо от погоды и других обстоятельств. В течение этих дней приходят прощаться все знакомые, принося с собой живые цветы, деньги и свечи, которые каждый должен зажечь и поставить на подсвечник или в тарелку с крупой. После чего может в последний раз посидеть с покойным. Пока усопший находится в доме, никаких работ, кроме необходимых для погребения, не выполняют.

            Строго соблюдаются и определённые нормы в одежде и поведении. В знак траура надевают одежду чёрного цвета. Женщины покрывают голову чёрным платком или шарфом, мужчины ходят с непокрытой головой и не бреются. Дети – с чёрной повязкой на руке.

            Кровные родственники не готовят еду для поминального стола. Этим занимаются близкие, соседи или специальные поварихи. Если в описываемое время всё готовилось дома, то в последнее время поминки заказывают, в основном, в столовых, ресторанах, барах, специальных для подобных мероприятий залах.

            Близкие родственники занимаются подготовкой к похоронам – поман и так называемых «мостов», которых должно быть 12 или 24 в зависимости от возраста и социального положения умершего. Обычно готовят 12 «мостов». Это - полотенце либо кусок полотна, калач, свечка, спички, пряники и конфеты, представляющие собой плату, которую покойный должен отдать при переходе через тяжёлые испытания на пути в иной мир. На мосту, если таковой попадается на пути следования машины с покойником в церковь и на кладбище, на входе в церковь и на воротах кладбища, кроме этого, даются ещё коврики или дорожки – домотканые или покупные.

             Поминальные дары – поманы - дарят всем прибывшим попрощаться. При этом, чем значимее был человек для покойного, тем более ценную ему преподносят поману. Обычно это предметы, необходимые для жизни: одеяла, пледы, покрывала, подушки, дорожки (налавники); скатерть с убранным сладостями, ведром с водой и кружкой; постельное бельё, посуда, полотенца, платки, шарфы, отрезы материала и другие дары. За помин души покойного в этот день или на другие поминальные дни (сорок дней, полгода, год) готовят и стол, вместе со скатертью, калачами, посудой с едой и напитками, стулья, а также ковёр. Считается, что каждый получивший поманы, будет в течение 40 дней поминать покойного в своих молитвах, вспоминать его и продолжит жизнь покойного на земле. Помрёшь - ничего с собой не возьмёшь, а так хоть в воспоминаниях останешься. Старики говорят, что добрая память приближает то время, когда душа покойного вновь воскреснет на земле. Для того, чтобы ничего не забыть и никого не обойти, составляют списки.

            На третий день после смерти, в день похорон, все принесённые из церкви ритуальные предметы – 4 хоругви, крест и может быть подсвечник, повязывают полотенцами. Платками или полотенцами перевязывают все предметы, связанные с «домом покойника» – крест, гроб, крышку, венки и т. д. К ним прилагают калач, свечку, спички, сладости. В прошлом перед выносом покойного, все поминальные дары выносили во двор. Нынче многие дарят всё до прихода батюшки (в целях экономии времени), хотя во многих сёлах традиции не изменились.

            Готовят и средство, на котором будут везти покойника. Когда-то в этих целях использовали повозки, в последнее время – открытые грузовые машины. Зеркала на машинах повязывают полотенцами и чёрной лентой, а кабину и кузов (раньше – каруцы) устилают коврами. Водителю тоже дают поману – покрывало, полотенце, которым перевязывают зеркало, калач, свечу и сладости.

            Проводить покойного в последний путь приходит много людей. Порой собирается, в зависимости от возраста, социального статуса, отношения окружающих к покойнику, от 80 до 300 человек.
Приходящие на похороны родственники, друзья и просто знакомые приносят с собой живые цветы, которыми потом устилается дорога до кладбища, а также небольшое количество денег, которое кладут на блюдо, стоящее рядом с гробом усопшего, свечи.

            Перед выносом тела, по приглашению, приходят батюшка, матушка и певчие. Батюшке через плечо накидывают большое полотенце (скатерть, простыню, покрывало, плед), в руку дают свечу с полотенцем. Матушке на руку - полотенце (скатерть, покрывало, простыню), в руку – свечу с полотенцем (косынкой, шарфом). Певчим – свечи с полотенцами (женскими платками). И всем за труд вручаются деньги. Каждый хозяин по своим силам и возможностям. Никто никакие таксы не устанавливает. По совести. Собравшиеся родственники и знакомые стоят с зажжёнными свечами, в знак того, что и они верят в светлую будущую жизнь. Перед выносом совершается краткая заупокойная служба.

            Выносят покойника из дома ногами вперёд, На пороге гроб поднимают вверх, затем опускают вниз, стукнув о порог, качают вправо и влево в виде креста, обозначая последний переход усопшего через порог. Устанавливают гроб во дворе перед домом. После выноса почившего из дома, мужчина (женщина), кому поручили родные, отвязывают платок (или полотенце), повязанные у стрехи, и забирают его себе.

            Во дворе совершается религиозная служба, названная «проходом». После проповеди люди по очереди подходят к гробу, крестятся и целуют крест, что находится на груди покойника. Прощаются сначала родные - муж (жена), дети, внуки, правнуки, братья, сёстры, потом остальные – сначала мужчины, потом женщины.

            Еще одна необычная традиция - мосты. Дорога до кладбища имеет, в основном, 12 «мостов», где читается Евангелия. Похоронная процессия 12 раз останавливается на перекрёстках, у колодцев, распятий и перед церковью, и каждый раз переходит через 3 моста (калач, полотенце, свечка), которые затем раздают соседям и другим присутствующим. Некоторые делают 24 моста, то есть к основным 12 прибавляются ещё 12 – за погибших на фронте или во время голодовки. 

            Прошло более полувека, а я до сих пор не могу забыть этих похорон. Может быть потому, что это были похороны любимой и единственной бабушки (две других умерли до моего рождения). Может оттого, что мама всю дорогу голосила и заливалась слезами. Или оттого, что я была слишком маленькой, и очень хотелось, чтобы всё быстрее закончилось и чтобы никто, в особенности мама, не плакал.
Но вдруг, на середине пути, когда мы подошли к центру села, ударил духовой оркестр. Заиграл похоронный марш. И не было вокруг человека, чьё сердце бы осталось равнодушным. Толпа зарыдала в унисон так, что казалась единым целым, одним стоном, одной болью. Это была благодарность и дань огромного уважения светлой душе - красивой, мудрой, доброй и терпеливой женщине, чей муж всю жизнь был музыкантом. Это были первые похороны с музыкой в селе. Такое не забывается…

             Практически всех упокоенных, за редким исключением тех, кого церковь не отпевает, для отпущения грехов отпевают в церкви. В храме ставят умершего посреди церкви лицом к алтарю и вокруг гроба зажигают свечи. На лоб новопреставленного возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Ионна Предтечи с надписью «Святый Боже». Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека. Собравшиеся родственники и знакомые стоят с зажжёнными свечами.

            Заканчивается отпевание прощанием с покойным. При прощании с почившим целуют икону, лежащую во гробе, и венчик на челе. При этом мысленно или вслух испрашивают у закрывшего навек глаза прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и прощают то, в чём был виновен он сам. Во время прощания поются стихиры от лица покойного.

            Последний короткий путь – от церкви к могиле, где также соблюдаются определённые обычаи. Среди них – последнее целование, которым прощаются навеки с покойным. Оно даётся в знак любви и почтения к его телу, как к истинному храму его бессмертной души, в знак того, что нашей любви не может пресечь и сама смерть. Далее развязывают ноги и бросают в могилу то, чем они были связаны.

            Тело умершего накрывается саваном, и священник посыпает его крестообразно землёй.

            Гроб закрывается крышкой и покинувшему земную сень поётся «вечная память». Опускается гроб в могилу, лицом к востоку, и совершается заупокойная лития.

            Когда хоронили мамуню, мама над опустившим в яму гробом передала каждому, копавшему яму, курицу. Это делается для того, чтобы «душа легко улетела на небо». Кроме того, каждому - по рубашке. В одно время вместо курицы стали давать по овце и покрывалу. В последнее время – по пледу (одеялу) и деньги. После религиозной службы и после того, как священник сделал крест лопатой и окропил гроб елеем, высыпал весь ладан из кадила и пепел в яму, могильщики зарывают могилу. Те, кто пришли проводить покойника в последний путь, бросают в неё горсть земли.

            На могиле христианина ставится, чаще всего, святой Крест, как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное и многолиственное дерево, под тенью которого покоится христианин. В последнее время стараются поставить красивые памятники и стелы, но обязательно с крестом.

            Людей, присутствующих на кладбище, приглашают к поминальному столу…


12. 12. 2017.

Продолжение следует.