Подальше от иностранщины

Вячеслав Абрамов
Информация! Слово-то какое... Чисто иностранное. Латинское informatio - «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать». 
Определений этого понятия множество:
1) обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер);
2) отрицательная энтропия (негэнтропия) (Л. Бриллюэн);
3) вероятность выбора (А. М. Яглом, И. М. Яглом);
4) снятая неопределенность (К. Шеннон);
5) мера сложности структур, мера упорядоченности материальных систем (А. Моль);
6) снятая неразличимость, передача разнообразия (У.Р. Эшби);
7) отраженное разнообразие (А. Д. Урсул);
8) мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени (В. М. Глушков).
И другие, не сомневаюсь, найдутся.

Современная, то бишь самая крутейшая теория эволюции - информационная модель развития, даёт нам информацию о том, что в ходе самоорганизации кварков появились протоны и нейтроны, при самоорганизации атомов возникло множество молекул, при самоорганизации молекул появилась живая клетка, при самоорганизации клеток – организмы, при самоорганизации организмов – популяции и социумы…

Так вот, повышение сложности системы, её прогрессивное развитие напрямую связано с увеличением количества информации, накопленного системой и проявляющейся в её структуре. Даже подсчитано, что при переходе от атомного уровня к молекулярному количество информации увеличивается в 103 раза, а количество информации, относящейся к организму человека, примерно в 1011 раз больше информации, содержащейся в одноклеточном организме.

Возьмём это достижение научной мысли за отправную точку. И уже в этой точке чё-то как-то не «катится» без трения. Получается, что «самоорганизация» производит информацию. Куда бы ни шло.

Но минуточку, ведь всякие там проявления, даже в «количественном отношении» — это выход информации. Определить в качественном отношении – тут математический аппарат оказывается слабоват. Вот и образы, ощущения, звуки, даже в виде точки-тире, - это тоже только выход информации. А как раз то, как выглядит эта информация и каким способом мы её воспринимаем, обнаружить пока не удалось!

И теперь чего? Куды бедному крестьянину податься? Может, стоит поверить старинным текстам, которые говорят, что информация есть проявление взаимоотношений между миром и человеком? Но и это, опять же, - со стороны её проявления. Вот и всё, что было, ты как хочешь это назови.

Тибетская книга мёртвых заканчивается ненавязчивым таким напоминанием: не забывай, что всё, что есть - проекции твоего сознания, а не то, что есть на самом деле.

Есть в мире нечто, для нашего понимания не предназначенное. Но человечество создало ласкающие слух мотивационные лозунги, содержащие информацию типа: «Человек может всё!». А по голой логике, всё может только всё. То, что явлено, то есть уже обозначено и отграничено, может что-то смочь только в пределах своей отграниченности. То, что не явлено - это категория неявленного, это такое нечто - и одновременно ничто. И правда – это информация, и ложь – тоже информация.

Увидеть всё – это видеть «глазами» Бога. А Бог, как и солнце, одинаково светит всем, без исключения. И адептам информационной модели развития, и собственно «модели» Божественной. Он Сам светит, и, значит, видит - одинаково.

Если неизвестен источник информации и она неуловима, неопределима, а действует-то так, что уже говорят: «кто владеет информацией, тот владеет миром», хотя по сути ею никто не владеет, только её малую долю способны отражать...  Почему тогда её источник не Бог, Создатель, Вседержитель, Творец?.. И ещё можно подобрать, как назвать...

Как-то тяжко разбираться с понятием «информация». Может, потому, что слово сугубо иностранное. И пришло к нам через прорубленное Петром 1 окно в Европу. А что в русском языке? Даже не все словари синонимов русского языка приводят глагол «ведать», потому что это - глагол, а информация – существительное.

В чём значение слова «ведаешь»? Знаешь, представляешь, сознаёшь, имеешь представление, испытываешь, чувствуешь, переживаешь, управляешь, заведуешь, распоряжаешься. Вот это ширь!

А если ещё и «корни» копнуть? В чём смысл, когда говорили «ведаешь»? Ведаешь – «веды ешь» - знаешь. Но есть-то мало! Надо ещё и переварить, и усвоить. А мы привыкли: да съел – и порядок! Вот поэтому и долбит нам сейчас мозги не бывшее когда-то прямое знание - ведание, а неопределимая информация. Ведать – это знать на уровне объёма: образа, ощущения. А мы копаемся в линейных цепочках, заводящих в тупики и провалы.

Тут уж ничего не поделаешь, по-простому – просрали. «Ибо огрубело сердце людей сих… да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Идём далее. Если «информационная модель эволюции» работает, то ею всё должно безжалостно отсеиваться, фильтроваться. Но жизнь-то настолько многообразна, - вплоть до того, что многие образы полностью отрицают друг друга!

Если стать внимательным к многообразию жизни, то станут видны повторяющиеся сюжеты, повторяющиеся ситуации, повторяющиеся проблемы, повторяющиеся ошибки совершенно разных людей. Выходит, что жизнь во внешней её части походит на грандиозную постановку и подчинена неким «законам жанра».

«Весь мир театр, все люди в нём актеры, и каждый в нём свою играет роль» - тонко подметил величайший аглицкий драматург.  Но один играет хорошо, другой плохо, кто-то - с удовольствием, кто – со скрипом.

А большинство вообще с полным отсутствием понимания того, что исполняют роль. Поскольку мы с малолетства мы разучиваем и отрабатываем все привязки, ужимки и прыжки, а ничего иного у большинства людей нет. Есть только у «звёзд», не потому ли они сейчас всеми превозносятся как кумиры?

Кроме позиции исполнителя есть другая позиция - позиция ученика. Правильная она или неправильная, и может есть более правильные позиции, но эта – реально помогает. Своей относительностью и относительной простотой. На этой позиции строятся и школы, и традиции.

Обучение – это усвоение информации, метаболизм. Информация – как пища. Готовое молочко – для детей. Твёрдая – для взрослых, имеющих зубы и развитую перистальтику желудка с кишечником. Вот и возвращаемся к тому, что учиться надо ВЕДАТЬ, к качеству стремиться, а не копить количества того, что и определить-то не всегда можем!

Любая жизненная ситуация — это урок. Жизнь, которая тебе дана — это школа. Не ты её выбирал, она - дана. И чтобы не было тяжело и страшно учиться, существуют разные сообщества с учителями, мастерами, наставниками.

Некоторые благодаря им выучиваются настолько, что начинают жить сами и вступают в сознательную жизнь - ведают. А многих школа так ничему и не может научить. А потом возникает иллюзия, что можно стать хозяином этой жизни, всё себе захапать. Это - характерный признак недоучки.

Таким образом, можно сказать, что успешно окончивший школу — это переходящий из этой жизни в другую жизнь. Может быть, из школы – в ВУЗ. Естественно, что дорога, которая куда-нибудь ведёт, кончается там, куда ведёт. Ученик - это человек, который идёт, он в состоянии перехода. А тот, кто хочет прыгнуть, и стоит - готовится, и готовится, и грузится, и тужится – так и останется на месте. Если его не разопрёт от натуги или собственной важности. Тогда останется мокрое место.