Исцеление смысла

Локсий Ганглери
Всем известна такая детская «болезнь»: ребенок узнает все буквы, но не может «сложить» из них слово. Взрослый недоумевает, но ничего не попишешь: буквы вижу, слово – нет!..

Впрочем, в некотором смысле, разве сами мы не так? Ведь на каждом шагу видим мы проявление Божества, всякий раз убеждаемся в том, что Бог есть, однако все эти буквы / символы, пусть и взятые вместе, отнюдь не приводят нас к Вере.… Если мы в чем-то и убеждаемся, так это в следующем: разница между ЗНАНИЕМ фактов-свидетельств существования Бога и ВЕРОЙ в Бога Живого – как между разбросанными по столу буквами и сложенным текстом!
А расстояние от «Бог есть» до «Бог есть Любовь» - даже "Бог любит меня" - примерно такое же, как расстояние от стройплощадки, заваленной стройматериалами, до корпуса, сданного под ключ.

Очень хорошо сказал недавно мой друг:
«Помнишь ты давал мне книгу про священника, которого мучили в лагерях? имя не помню... Его и еще несколько человек – неверующих или маловеров, вроде нас – на ночь загнали в КПЗ. Да не КПЗ, а пустой железный вагон – да еще и в сорокаградусный мороз! Так, этот отец – вспомнил, отец Арсений! – всю ночь молился, вместе с этими людьми. А наутро, когда вохры открыли вагон, заранее матерясь тому, что «щас придется ломами отколупывать этих, от металла», вдруг увидели четырех человек, улыбающихся и со здоровым румянцем на лице.… Так вот, знаешь, что… Навряд ли, я верую в Бога ТАК, КАК верили в ту ночь эти люди. Но я не сомневаюсь в реальности этой истории!– я просто чувствую, как любовь и вера согревали этих людей, давая им надежду, давая им силы выстоять и выжить!! Причем, выжить не только «до утра», а ВООБЩЕ - вообще, выжить!»
По тому, КАК он говорил, я словно ощущал ту грань – грань незримую, но незыблемую – грань, где пыл моего друга смыкался с пылом отца Арсения и его соратников.
Почему «пыл», что еще за ПЫЛ такой?

Это условное выражение для тех… для того чувства, настроения, быть может, образа или мысли – одним словом, для того, о чем говорил - и ЧТО «ощутил» - мой друг, и что позволило тем «несвятым святым» не замерзнуть в ту ночь, ночь страшную и священную!
Этот самый «пыл» призван выразить и показать: Вера, Надежда и Любовь – это не какие-то разные вещи. Ведь невозможно, по сути, нащупать некую границу, где Вера переходила бы в Надежду – или наоборот! – или где Вера и Надежда давали бы основание (для) Любви – или наоборот!.. нет! – Вера, Надежда, Любовь действуют заодно, будучи едины и нераздельны!
Невозможно верить, если не имеешь любви. Невозможно – да и не на что – надеяться, если нет веры!.. Здесь виднеется бездна между знанием и верой: ЗНАТЬ – да сколько угодно! ВЕРОВАТЬ – никак!

Потому, наверное, и говорят Святые Отцы о тщетности и суетности так называемого Богопознания! – дело не в том лишь, что невозможно познать Бога. И не в том только, что бесполезно знать, что Бог-Творец действительно существует! (это известно и деистам-протестантам, "только в этом пользы нет!"). Должно быть какое-то чувство – не знание, не эйфория и не экзальтация! – а вот это:
Верую в Тебя, Боже мой, верую и надеюсь! – помоги же моему безверию и отчаянию… Помоги, ибо люблю Тебя, Господи – люблю, надеюсь и верую!

Тогда только возможно ИС-ЦЕЛЕНИЕ душевное и телесное - то есть, части разбросанные и рассеянные воплощаются в одно, в ЦЕЛОЕ! тогда вместо букв без смысла и без значения видим целое, исполненное смысла, Слово...

И Слово бе у Бога. И Слово бе Бог!