Рец. на лек. Быкова о романах воспитания

Николай Москвитин
   В данной лекции Быков очень обстоятельно разбирает возможные схемы построения романов-воспитания, возможные их варианты: роман формирования личности, роман теоретический на основе своего собственного опыта и попытка рассмотрения своей жизни как социального среза. Уважаемый Д.Л. указываети на частое наличие наставников  в таком романе. Образ наставника встречается и в Граде Обреченном Стругацких, но можно ли назвать его романом воспитания? Соответственно, совершенно правильно лектор выделяет ряд признаков отличия романа воспитания, хотя и не сравнивает этот поджанр (так будет точнее) с другими жанрами и поджанрами. Я согласен, что самоанализ, теоретическое обощение биографии и конструирование социальной биографии важны, я не согласен только с двумя точками зрения: что не надо быть как дети и что умирание души--это хорошо. Смерть души--это очень плохо, совсем плохо, на втором месте после сознательного ухода из жизни. А быть как дети завещал Христос. Но в то же время: будьте просты как голуби и мудры как змии. Будем надеяться, что волна Быковских лекций постепенно принесёт нас к какому-нибудь новому очень интересному Острову!