Актёр Юрий Горобец

Петр Панасейко
                Накануне очередного Дня Победы, 8 мая 1972 года, на экраны страны вышел фильм киностудии «Беларусьфильм» «Батька». Перед титрами зрители прочитали текст: «Герою Советского Союза Минаю Шмырёву посвящается». А потом, продолжая смотреть кинокартину дальше,   узнали, что экранного батьку тоже зовут Минай. Он – командир партизанского отряда. Фильм смотреть тяжело, ибо сюжет уж больно  трагический,  основанный на реальных событиях Великой отечественной войны, происходивших на белорусской оккупированной территории.

                Партизаны под командованием батьки Миная не давали житья оккупантам и их пособникам. К сожалению, нашлись предатели, выдавшие его детей фашистам. Последние даже на переговоры пошли с ним, требуя в обмен за жизни четверых детей сложить оружие. Тогда патриотизм немного отличался от современного (хотя, подождём всё же сегодняшнего собрания российских олимпийцев по поездке на Олимпиаду под чужим флагом), и ультиматум немцев батькой был отклонён: отряд партизан продолжал сражаться. Да так, что у захватчиков «под ногами горела земля». За это ему пришлось дорого заплатить. Всех детей изверги расстреляли. «Батьку» дать бы посмотреть «мальчику из Уренгоя», ведь убили детей те, кто «не хотел воевать».

                По словам актёра Юрия Горобца, исполнившего роль «батьки», это его одна из лучших ролей. Я пересмотрел весь список фильмов с его участием и могу сказать, что в данном случае моё мнение полностью совпадает с его. И не только наше с ним мнение. В том же году на Пятом Всесоюзном  кинофестивале в Тбилиси актёр за эту роль стал его лауреатом.
 
                Посмотрев фильм, я посчитал, что Юрий Васильевич родом из Беларуси. Тем более, что кроме «Батьки» он ещё снимался в других фильмах киностудии «Беларусьфильм». Однако я ошибся: он родился 15 марта 1932 года в семье рабочих … на Кавказе. Отец погиб на фронте в сорок первом году.

                Его мама очень хотела видеть сына военным инженером, но тот пошёл другим путём: окончив ГИТИС, попал по направлению в Ярославль и стал с 1955 года выступать на сцене местного театра имени Волкова. С 1957 года ему рукоплескали зрители Одесского русского театра, с 1961 года - Московского драматического театра имени Пушкина, с 1972 года – Театра имени Маяковского, с 1982 года – снова Московского драмтеатра, с 1989 года – МХАТа имени Горького.

              Изучая творческие биографии советских актёров, я заметил, что за редким исключением, основным местом их работы (по крайней мере, вначале творческого пути) является театр. Это относится и к нашему герою. Не покидая театр, он начинает сниматься в кино. До указанного выше фильма, за «спиной» было не так уж и мало сыгранных ролей. В том числе: проводник («Жажда»), капитан милиции («Водил поезда машинист»), ефрейтор («У твоего порога»),  подполковник («Выстрел в тумане»), комиссар («Война под крышами», «Сыновья уходят в бой»),  прокурор города («Свой»). Особо выделяется фильм «Обвиняются в убийстве», где Юрий Васильевич прекрасно сыграл в суде отца погибшего сына. Не знаю, на реальных ли событиях снята кинокартина, но сюжет вполне правдоподобный. Такие случаи в жизни случались.

               Парень (сын героя Горобца) заступился за девушку и поплатился  за это  жизнью. Казалось бы, всё тут понятно: убийцу надо судить. Дело в том , что на скамье подсудимых преступников сидело несколько, но кто ударил парня бутылкой по голове? Запуганная девушка «ничего не помнила». Вот тут и поднялся отец. Юрий Васильевич так построил речь своего героя, что девушка «вдруг всё вспомнила». Думаю, эту роль  можно поставить в один ряд с «батькой», несмотря на разные сюжеты.

               В 1974 году мы, телезрители, увидели  многосерийный телефильм (по нынешнему понятию - телесериал) «Хождение по мукам» по роману Алексея Толстого. В нём актёр сыграл одного из руководителей Белого движения, и по тем временам, ярого врага Советской власти Антона Деникина. Но вот бывает же такое: минуло несколько десятилетий с тех пор, а прах Антона Ивановича перевезли в Россию, пишут о нём книги, снимают фильмы. В связи с этим мне бы хотелось на этот счёт узнать мнение самого Юрия Васильевича.

               Принял участие Горобец и в другом известном советском телесериале «Государственная граница», кстати, снятой на киностудии «Беларусьфильм». Видимо, уж больно понравился им российский актёр, что авторы фильмы на роль польского офицера Ярёмы не нашли своей кандидатуры?

             В «копилке» актёра преобладают роли значительные: Первый секретарь ЦК компартии Белоруссии («Руины стреляют»), начальник штаба («Бой на перекрёстке»,  генерал («Постарайся остаться живым»), главный инженер завода («Время её сыновей»), директор завода («Личное счастье»), министр по заготовкам («Не ходите, девки, замуж»).

            Однако после распада СССР появились роли другого плана: бандит («Похитители воды»),  вор («МУР есть МУР»). Ничего не поделаешь: другое время, другие фильмы.

              В последнее десятилетие «Народный артист РФ» Горобец в кино не снимается. Весной он отметил свой 85-летний юбилей. В театре же, говорят, играет. Пожелаем ему здоровья, долгих лет жизни и новых прекрасных ролей. На радость  театральным зрителям.

12.12.2017 г.

Фото из Интернета (кадр из фильма «Батька»)