Томас Мантон. Образ Бога невидимого

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОБРАЗ БОГА НЕВИДИМОГО
Томас Мантон
 
Который есть Образ Бога невидимого, Первенец всякой твари
Кол.1.15
 
Апостол, упомянув наше искупление, переходит сейчас к описанию Спасителя. Он останавливается на двух вещах:
Во-первых, на Его внутреннем отношении к Богу;
Во-вторых, на Его внешнем отношении к твари.
Доктрина. Большое дело для верующего - иметь глубокое чувство превосходства Искупителя, запечатленное в его уме и сердце.
Здесь я покажу: -
I. Как это изложено в этом стихе.
II. Почему это должно значить так много для наших умов и сердец.
I. Как это изложено в этом месте Писания.
1. Он есть "образ Бога невидимого"
2. и также "первенец всякой твари".
В отношении первого выражения я скажу:
1. Что принадлежит к образу;
2. В каких отношениях Христос есть образ Бога;
3. В чем Он отличается от других личностей.
1. Что свойственно образу, все то пребывает во Христе. В образе есть две вещи - впечатление и представление. Обе они есть во Христе. На Нем есть Божественная печать, и Он представляет нам Бога.
(1) Впечатление или печать. Это предполагает:
/1/ Сходство; образ должен быть похож на того, кого он представляет. Поэтому искусственное создание образов Бога, которые могут быть созданы нами, для нас запрещено. "Кому же вы уподобите Бога? И какое подобие найдете Ему" (Ис.40.18). Что среди всей твари может быть подобно такой бесконечной и всемогущей Сущности? И какой видимый образ может представлять или напоминать нам Бона?
/2/ Удержание и вывод. Изображение берется от того, кого оно предназначено представлять. Это не некоторое случайное подобие двух лиц или сущностей, которые не имеют никакого отношения между собой или зависимости друг от друга; но есть такое отношение между отцом и его сыном, как сказано об Адаме: 'Он родил сына по своему образу и подобию" (Быт.5.1), и это относится и ко Христу и Его вечному рождению, ибо Он рожден от Бога.
/3/ Это не подобие в некоторых отношениях, но полное и точное подобие, поэтому Христос как Второе Лицо Троицы назван "Образом Ипостаси Его" (Евр.1.3). Здесь существует не только сходство, но равенство. Бог не может ни создать тварь, равную Себе, ни родить сына, неравного Себе.
(2) Представительство. Образ представляет личность или вещь, образом которой он является. Если свет излучает свет, излучаемый свет представляет свет и славу своего источника, и чем более совершенно и непосредственно произведение, тем совершеннее сходство, как живое выражение рисунка или образа. И это является причиной, почему здесь добавлено слово "невидимый", потому что Бог, Который в Своей собственной природе невидим и непостижим человеку, открыл Себя и все необходимое для спасения во Христе навеки. Видимые вещи известны из их видимых изображений с большой живостью, но не с большей точностью. Образу не надо знать вещь, но здесь это иначе. Мы не можем знать Бога, но Христа: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил" (Иоан.1.18). Бог невидим и непостижим ни для кого, но Иисус Христос, Который есть Его Сын Единородный, единосущный Отцу, дивно знает Его и открывает человечеству все, что Он знает.  Итак, вы видите, что принадлежит к образу.
2. В каких отношениях Христа есть образ Бога.
(1) В отношении Своего вечного рождения. Христос есть Образ ипостаси Его не по сущности, но по существованию. Мы не говорим, что одно яйцо не отличается от другого, потому что они из того же вещества, но они имеют разное существование; поэтому о Сыне нельзя сказать, что Он иной сущности, но Он имеет иное существование. Он действительно имеет ту же сущность с Тем, Чьим Образом Он является, но сей образ имеет иное существование, хотя Он полностью и совершенно подобен Отцу. Нет совершенства в Отце, которого не было бы также в Сыне. Он вечен, всемогущ, бесконечен в мудрости, добре и власти.
(2) Как воплощенный Бог, явленный в нашей плоти; так совершенства Божества сияют в Человеке Иисусе Христе, Его Личности, слове и делах.
(1). В Его Личности. «Мы видели славу Его, как славу Единородного от Отца» (Иоан.1.14). Есть подобия, которые позволяют нам несколько описать Его величие; когда мы говорим, что Он есть Царь, мы можем указать на величие Его высокого призвания, хотя мы не можем сказать этого в той же мере о любом другом царе. Таким образом, мы видели славу Его, то есть ту славу, которая достойна Единородного Сына Божьего. Христос гневался порой на Своих учеников, потому что они были слишком назойливыми, желая увидеть Отца, хотя они видели Его всегда, беседуя с Сыном: "Если бы вы знали Меня знали бы и Отца Моего, и отныне знаете Его и видели Его" (Иоан.14.7 KJV). Отец не иначе известен нам, как Он явил Себя во Христе, и увидев и зная Христа, Который есть Его образ, люди могут видеть и знать и Отца;  и когда Филипп сказал: "Покажи нам Отца, и довольно для нас» - нас всех без дальнейших споров может убедить ответ Христа: " 'Видевший Меня видел Отца » (ст.9). Они могут видеть в Нем бесконечную действующую силу Отца, мудрость Его учения, Его благость и доброту во всей жизни, так что во Христе Бог становится Человеком и Богом для нас, и Сын представляет все Его атрибуты и свойства, Его мудрость, доброту и силу.
(2) В слове, где Бог открывается нам по домостроительству, так что  мы можем быть приведены в общение с Ним, как сказано, что нам "воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор.4.4). Как Бог светит нам во Христе, так мудрость Христа сияет в Евангелии. Там для нас описаны Его учение, чудеса и цель, для которой Он пришел в мир,  и это прекрасный инструмент, с помощью которого добродетель и сила Божия передается нам, для изменения наших сердец и жизней: «взирая на славу Господню, как в зеркале, мы изменяемся в Его образ и подобие, от славы в славу» (2 Кор.3.18). Когда мы говорим о видении Бога, мы должны иметь в виду, что мы не можем иным образом уподобиться Ему; знать Бога, видя Его смертными или телесными очами, невозможно; внешние представления твари несовершенны и достаточны не для обращения, но  только для осуждения, ибо они могут лишь оставить нас без оправдания, которое скорее дало бы полное невежество (Рим.2.1), но никак не спасти душу. Если мы узнаем Его через закон или завет дел, то закон производит только гнев (Рим.4.15), сообщая нам мучительное чувство безнадежности нашего состояния. Узнать Бога лично или увидеть Его славные дела, или услышать Его славные слова - является привилегией немногих, и очень многие не воспользовались ею. Поэтому только Слово Самого Бога может привести нас в общение с Ним, и только в зеркале Евангелия мы можем видеть славу Господа, чтобы изменяться в Его образ от славы к славе, и именно это и есть знание Бога, могущественно действующее в нас для нашего спасения.
(3). В Его делах, которые все как таковые и в целом показывают, что Он есть Богочеловек. Если в Нем когда-либо проявлялись какие-либо доказательства человеческой слабости, о которые мог бы преткнуться обижающийся мир, то Он в то же время дал некоторые явные доказательства Своей Божественной силы. Когда Он лежал в яслях при Своем рождении, явидась звезда, и ангелы провозгласили Его рождение пастухам; когда Он был спеленут во младенчестве, мудрецы пришли и поклонились Ему; когда Он был в опасности кораблекрушения, Он повелевал ветрам и волнам, и они повиновались Ему; когда Он был искушаем сатаной, Ему служили ангелы (Мтф.4.1); когда от Него потребовали налог для храма, к Нему пришла рыба (Мтф.17.26); когда Его обманула смоковница, этот символ человеческого растления и невежества, Он умертвил ее, явив славу Своей Божественной силы; когда Он умер на кресте, камни расселись, гробы открылись, солнце померкло, и вся природа поверглась в ужас. Хотя Он смирился, чтобы приобрести для нас милости, тем не менее Он заверил нашу веру некими явлениями хотя бы доли Его Божественной силы. Но тогда и мы обязаны искать и находить Бога по Его печатям в этом творении, и находить в нем образ Его мудрости, благости, власти и святости, и в особенности наша обязанность - любоваться Его образом в Иисусе Христе, ибо в Его человечности сияют в высшем блеске все совершенства Божества.
Независимо от того, имеем ли мы в виду совершенство Его Личности, слова или дела, мы можем сделать отсюда вывод, что то же самое совершенство пребывает в Отце. Разве ветры и море не повиновались Христу? Вся тварь находится в полном распоряжении Бога. Разве Христос не явил в Себе всю мудрость, доброту и силу Божию?  Конечно, Бог бесконечно мудр и добр. Разве Христос не свят и не непорочен? Безусловно, Бог есть Свет, в котором нет тьмы. Разве Христос не был милосерд и сострадателен, не гнушаясь самых несчастных и отвратительных, будь то в душе или теле, что приходили к Нему для облегчения? Безусловно, Бог есть Любовь, и это не будет странно для тех, кто ищет Его во Христе.
3. В чем Он отличается от других лиц. Святые также созданы по образу Бога, и призваны "облечься в нового человека, который обновляется в познании по образу Того, Кто сотворил его" (Кол.3.10). "И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф.4.24). Я отвечаю, что есть большая разница между образом Божиим в человеке и во Христе.
(1). Человек отражает Бога, но несовершенно. Человек был создан, и в настоящее время творится по образу Божию, хотя и с большой утратой этого высокого совершенства во Христе, Который  имеет все существенное совершенство Отца. В других существах есть существенное сходство, но не равенство; люди созданы по Богу, но Христос рожден как Бог.
(2). Его образ является производным от Христа. Бог восстанавливает человека из его падшего состояния, создавая Свой образ святости в нашей природе. "Кого Он предузнал, Он также и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями" (Рим.8.29). Никто не был пригоден для восстановления этого образа Божия, который был потерян, но лишь воплощенный Бог, и только через это слова Божия снова сможет воссиять в нашей природе. Бог чистый Дух, и мы существа, которые имеют действительно бессмертную душу, но это живет во плоти и делает нас подобными Богу. Если Слово стало плотью, то оно может представлять совершенство Бога в нашей природе и внедрять в нас святость через Свой пример.
Во-вторых, следующее, что усваивается Христу - это то, что Он является «первородным всякой твари", то есть Он рожден от Бога прежде чем возникла любая тварь, и рожден от сущности Самого Отца, и был равен Ему, прежде чем все было создано из ничего. Но здесь противники вечного Божества Христа могут сказать, что первенец всей твари есть тварь, то есть того же рода. Я отвечаю, что если мы допустим то, что они утверждают, они ничего не выиграют, ибо Христос имеет две природы, и Он есть Богочеловек. Как Бог Он есть Творец, а не тварь, и апостол говорит, что все Им стоит; но как Человек Он действительно есть творение. Это двойное рассмотрение не следует забывать. Кроме того, нам скажут, что Господь наш Иисус Христос был от семени Давидова по плоти, но Он есть Сын Божий по духу (Рим.1.3-4), поэтому мы должны различать между Христом по Духу и Христом, каков Он по плоти.  Я отвечу, что эти слова должны быть восприняты нами в том смысле, в котором они предназначены. Почему апостол вообще называет Христа Первенцем? Из этого выражения вытекают четыре вещи: 1. Идентичность характера. 2. Сходство с первообразом. 3. Древность. 4. Достоинство. 
Ничто другое это выражение предполагать не может, но идентичность и одинаковость природы между братьями в истинном человечестве Христа: 'Итак, как дети причастны плоти и крови, то и Ему надлежало принять оные" (Евр.2.14), и также одинаковость их положения, что истинно по той же причине: "Ибо и Освящающий и освящаемые от Единого, почему Он и не стыдится называть их братиями" (Евр.2.11 KJV). Это означает также изначальность по времени, ибо первенец предшествует остальным и их достоинству, власти и превосходству. Что из этого имеет в виду апостол? Два последних момента, а именно предсуществование Христа: "ибо Им создано все... на небе и на земле" (Кол.1.16), а также Его достоинство и власть над всем сущим, как подтверждает и обычное употребление этого слова. Первенец в семье имел власть над остальными братьями. Когда Иаков получил первородство, это было частью благословения Иакова: "И поклонятся тебе братья твои и сыны матери твоей" (Быт.27.29). Первородство предполагает суверенитет; потому Давид назван "первенцем царей земных" (Пс.89.27 KJV), как самый славный среди них. Так что все это означает не что иное, как превосходство Христа по древности и достоинству над всеми существами.
В-третьих, если Христос назван Первенцем всей твари, это не подразумевает, что Он должен считаться одним из тварных существ. Это правда, что о Нем сказано, что Он является   "первородным между многими братиями" (Рим.8.29), и это значит, что Он является Главой обновленного человечества, что Он и все новые творения того же рода, в силу достоинства Его и их происхождения и звания, потому что их Бог есть Его Бог и Бог Отец Его и Отец их. Но это и значит, что Христос не Первенец среди творений, но Первенец всякой твари. И это подтверждает также, что здесь не тождество природы,  ибо Он вовсе не той же природы с ангелами - теми господствами и властями, о которых говорится в следующем стихе - и Его дело не то же самое, что у любого из них. Он назван Первенцем не среди творений, но благодаря Его Божественной природе и вечному рождению от Отца прежде всех существ. Тварь не рождена от Бога, но сотворена Им. Христос же есть Первенец и Сын Единородный, и в следующем стихе Он характеризуется не как тварь, но как Творец всех вещей. Первенец - не причина остальных детей. Петр был первым апостолом, но также братом Иакова и Иоанна, а не отцом их. Но все остальные творения сотворены Христом, и Он не может рассматриваться как один из них, ибо Он есть Образ Бога невидимого.
II. Почему это превосходство нашего Искупителя должно быть так глубоко запечатлено в наших умах и сердцах?
1. Это необходимо, чтобы показать Его достаточность для того, чтобы искупить мир. Мы оскорбили Бога, Который является бесконечным Величием; прощение есть дар вечного Бога, от Которого исходит приговор вечного наказания. Поэтому необходимо драгоценное удовлетворение, чтобы примирить нас с Богом, и чтобы мы могли быть уверены, что мы будем иметь искупление Кровью Его и прощение грехов. Есть три вещи, которые образуют столь драгоценное значение Жертвы Христа - достоинство Его Личности, величие Его страданий и заслуга Его послушания. Две последних без первой не много успокоили бы наше сердце. Если Его страдания были велики, но временны и конечны, если заслуга Его послушания велика, но конечна - то какое значение Его добродетель имеет для мира? И если Он лишь тварь, то Он исполнил Свой долг, но нам это никак не поможет. Четвертое, что здесь можно добавить - это Божье установление, которое имеет силу до конца, и ради которого Бог призвал Его; но Писание настаивает прежде всего на первом, на достоинстве Его Личности, которое придает все значение Его Жертве (Деян.20.18, Евр.9.13-14). Это ответ на все возражения. Его страдания были временными и конечными, но Его Кровь есть Кровь Бога, и Богу Он принес Себя Духом Святым.
2. Христос должен иметь главное место в наших сердцах. Нет большего аргумента для нашей любви, чем то, что Бог над всем, благословенный вовеки, пришел, чтобы избавить человека от его гибельного положения. "В том любовь, которую  имеет к нам Бог, что Он положил за нас душу Свою" (1 Иоан.3.16 KJV). Тот Человек, Который умер за нас, есть Бог. Он создал нас из праха земного, но чтобы искупить нас, Он стал как мы. Человек, Который совершил наше избавление - это Вечный Сын Божий. В людях не было ничего для того, чтобы Он, имеющий бесконечную радость и довольство в Себе, должен был прийти и умереть за нас! Но если мы познаем любовь Божию,  рассматривая, Кто есть Христос, мы будем больше всего восхищаться тем, что Он сделал для нас.
В-третьих, мы должны воздать должное почтение Христу. Бог хочет,  чтобы все люди чтили Сына, как чтут Отца, ибо Он равен Ему в силе и славе. Через Него получают свою славу все творения. Потому мы обязаны хвалить Его словом и делом, видимым образом и в сердце, и мы никогда не сможем этого сделать, если мы не понимаем достоинство Его Личности. Мы склонны низко думать о Христе, поэтому мы должны часто возвращаться к тем соображениям, которые подчеркивают Его драгоценность и всепревосходство.
В-четвертых, мы можем возложить на Него всю нашу надежду на спасение и можем применить к себе ту цель, исполнить которую Он пришел. Мы вряд ли можем вполне рассмотреть дело искупления, но некоторые важнейшие мысли возникают в наших умах; мы не можем исчерпать эту тайну, с должным уважением к истине и величию Христа, но можем обратить нашу мысль к рассмотрению достоинства Его Личности и дела. "Итак, братья, будем взирать на Господа Иисуса, великого Первосвященника нашего исповедания" (Евр.3.1).
В-пятых, мы можем лучше понять две вещи: уничижение Сына Божия и способ, как мы можем восстановить утраченный образ Божий.
1. Уничижение Сына Божия. Когда Он пришел, чтобы искупить нас, Он был сиянием славы Отца и образом ипостаси Его. Как же Он уничижил Себя? Разве Он не оставался образом Бога в нашей природе? Да, но Его Божественная слава и величие были скрыты за завесой плоти; они мало проявлялись, и их могли видеть лишь те, кто близко наблюдал за Ним, ибо сияние Его славы не было заметно для всех. Это не все, ибо Его достоинство умалилось, ибо как умаляется достоинство лорда или рыцаря, ставшего простолюдином, так вечный Сын Божий умалился, чтобы стать Посредником, так что Он мог сказать: "Отец Мой более Меня" (Иоан.14.28).  Как Воплощенный Бог Он принял служение, предназначенное Ему Богом, и повиновался Ему во всем. Он был единосущен Ему (Иоан.10.30), но для того, чтобы исполнить Свое служение спасения душ, Он умалил Себя. Он стал не только "меньше" Бога, но ниже ангелов, будучи "соделан немного ниже ангелов" (Евр.2.7 KJV), не будучи так рожден, но соделан таковым. Человек стоит ниже ангелов в ранге и порядке существ; ангелы не умирают, поэтому воплощение Христа и Его способность умереть явились дивным уничижением Его достоинства, причем это коснулось не только Его служения, но и Его человеческой природы.
2. Это показывает нам, как образ Божий может быть восстановлен, если мы можем быть изменены в подобие Христа, потому что Он есть образ Бога невидимого. Для нас должны быть ценны не только Его заслуги, но и Его пример. Для нас является большим преимуществом то, что Он дал нам не только правило, но пример, потому что человек настолько склонен к подражанию, что пример в нашей природе является намного более действенным. Его оправдание приблизилось к нам, но что мы можем сделать с ним, будучи из плоти и крови?  Поэтому Христос пришел во плоти, чтобы быть примером святости. Он принял плоть и кровь, как и мы, и показал нам, что святая жизнь возможна для тех, кто восстановлен Божией благодатью. Он повиновался Богу в нашей природе; поэтому в той же природе мы можем повиноваться Богу и славить Его, хотя и не столь самоотверженно. Это дар, который дается нам в новом рождении. Тот же Дух, Который сформировал тело Христа в Его Матери, готов сформировать Христа в вас. Он превращает вас в новых существ; но для этого нужен не только пример Христа, но и сила Христова.
Использование.
1. Пусть всепревосходство и достоинство Личности Христа больше отобразится в ваших умах и сердцах, пока вы размышляете об этих двух понятиях - что Он есть образ Бога невидимого и что в Нем вы уподобляетесь Ему. Вы не можете иметь образ Бога так, как Он, но можете в свою меру. В Нем обитает телесно полнота Божества; вы же должны быть причастниками Божеского естества. Он показал Себя Сыном Божьим Своими делами, и когда евреи поносили Его, Он сказал, почему Он есть Сын Божий: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне" (Иоан.10.27). Он позволил бы им усомниться в Нем, если бы дела, которые Он творил, не приличествовали только Тому, Кто от Бога. Конечно, такой образ Божий - это слава человека; нет большего совершенства, чем жить в ближайшем сходстве со своим Творцом. Христос превыше всего, ибо Он прежде всего есть образ Божий.
 2. Рассмотрим, опять же, что Он есть Господь всего творения, и поэтому назван Первенцем всякой твари. Тогда мы должны внимать Его слову, и с большим усердием оказывать послушание Его святым заповедям, и использовать назначенные Им средства, чтобы получить от Него благословения, предложенные нам. От природы мы подвластны Богу, и у нас есть страх в сердцах, если мы делаем то, что Им запрещено; но если нам не хватает глубокого чувства власти Христа, то мы безответственно поступаем с религией, превращая ее из спасительного интереса в фантазии. Но в свете представленных аргументов мы обязаны чтить Сына, как мы чтим Отца, и повиноваться Его установлениям не меньше, чем заповедям, очевидным в естественном свете, ибо Он не только Посланник Бога, но Его Ипостась и Первенец всякой твари. Не верить Ему, не повиноваться и не любить Его  значит грешить, не только против нашего долга, но против средства и закона нашего выздоровления.

Перевод (С) Inquisitort Eisenhorn