Морской опыт

Лев Ефремов
               
        Моряки во время своей работы обязаны постоянно повышать свою квалифи-кацию.  Для этого судоходные кампании организовывают различные тренажеры,
курсы и т.д. Регулярно все моряки перед получением назначения на судно проходят переаттестацию. В каждом морском порту экипаж судна проверяется работниками портового контроля на соответствие занимаемым должностям. У
каждого моряка имеются сертификаты на право работать на судне в определенной этими документами должности. Все это делается на основании договора Международной морской организации (ИМО). Все это заставляет моряков и судовладельцев не расслабляться и совершенствоваться в своей квалификации. Но не всегда административные меры, т.е. казенщина, могут дать такой эффект, как простое общение с более опытными моряками. Там можно услышать о таких ситуациях, о которых ни в каком документе не прочитаешь, и узнать, как в таких случаях, необходимо поступать. 
         Встретились два капитана и старший механик, с которым эти капитаны ранее, в разное время, работали.  Как обычно разговоры о семье, о политике и потом начались разные воспоминания.
        - Саша, мы с Лексеичем приняли судно. Мне дела передавал Иванов, который
раньше с тобой работал. Столько там было в машине неполадок, а он, гад, мне о
них ничего не сказал. Мы в Хайфе чуть аварию не сделали. Отходим от причала
Лексеич дает малый задний ход, хорошо одной машиной. Лоцман еврей, наверное, из бывших наших,  вредный такой, наверное, ему в свое время у нас кто-то крепко «насолил» и он затаил обиду. Судно медленно отходит от причала, а тот командует: «Полный ход». Алексеич, человек опытный, слушает, но делает по- своему. По корме судна у причала стоят белоснежные, дорогущие яхты. До них остается с десяток метров. Надо судно останавливать и давать передний ход. Капитан правой машиной пытается дать ход «Малый вперед», а она не запускается. Он машинным телеграфом дает команду «Полный вперед», тоже ни какого эффекта. Хорошо, что он ранее не слушал лоцмана и работал только одной правой машиной. Он дает ход левой машиной и в нескольких метрах от яхт отходит от причала. Как мне потом объяснили помощники этого твоего стармеха, которые остались работать со мной, такие случаи с запуском правого двигателя были и раньше. Почему он при передаче дел мне это не сказал?
         - Жень, ну, а что я тебе могу сказать? Ведь, люди –то бывают разные. Работает, не пьянствует, вахту в машинном отделении  несет, что-то там делает,
но я особо в его дела не вникал, у меня, сам знаешь своих забот выше крыши.
Но были проблемы и по механической, а может по корпусной части. Везли метал-
лолом из Азова в Немрут-Бей. На рейде Стамбула встали на рейде на якорь для получения продуктов и бункера. Отработали, все получили. Выбрали якорь, и я даю машине «Полный ход». Ну, ты механик, знаешь, что сначала, чтобы ДАУ
(Дистанционное Автоматическое Управление) заработало,  даешь полный ход, а потом обороты машины уменьшаешь. Машина заработала, и начали движение.
Буквально через несколько минут получаю по УКВ распоряжение Береговой Охраны или Портконтроля порта Стамбул: «Застопорить движение и стоять в ожи-
дании катера Береговой Охраны». Опять встали на якорь. Думаю, в чем дело, что случилось? Вышел на крыло мостика, гляжу, а около судна на воде большое масляное пятно. Откуда взялось? Вызвал на мостик старшего механика, а тут вскоре и катер охраны порта подошел. Начали осмотр судна. Никаких нарушений не нашли, все клапаны сброса в воду подсланевых и хозфекальных вод оплом-бированы, следов подтекания из шпигатов замазученных вод нет. Портконтроль
Стамбула дал разрешение на продолжение движения. Отошли от рейда, выбрал
место, где  поменьше судов. Собрал механиков и вместе с ними полез по судну
искать источник, откуда могла быть утечка. Нашли. Переборка правого топливно-
го танка граничит с забортным ящиком. Эта переборка сильно проржавела и име-
ются несколько сквозных отверстий. В забортном ящике на поверхности воды плавает пленка соляра. Спрашиваю стармеха: «Куда ты смотрел, почему не при-
нимал никаких мер, мне бы сказал?»  Тот отвечает, что судно после  ремонта
освидетельствовали инспекторы Регистра, вот с них и спрос. Что делать, завари-вать переборку с топливным танком нельзя, надо сначала топливо откачать, танк
пропарить, т.е. это заводская работа. А, кто примет такое решение - поставить судно в ремонт? Сообщил, конечно, в Пароходство, и получил указание попы-
таться сделать ремонт своими силами. Ну, ты же знаешь, тебе говорят: «Вы же
человек опытный, попытайтесь исправить все сами. Если не сумеете мы тогда
примем меры». Ну, что, поставили на эту переборку цементный ящик и проходи-ло судно с  таким  ремонтом несколько лет, пока его не прихватили в Италии и
арестовали, пока Пароходство не выплатило серьезный штраф. После этого его
начали ремонтировать.
      - Ты понимаешь, что, если бы Лексеич тогда в Хайфе разбил те дорогие яхты,
то штраф был бы гораздо больше, но часть этого переложили бы на него. Ну, а
его бы, конечно из Пароходства уволили.
         Вот, так. Проходи разные курсы, тренажеры, изучай  руководящие доку-менты, но свой опыт,  интуиция и плюс советы опытных товарищей, эти все курсы,
конечно же, не заменят.