Джамбул. Несломленный архимандрит

Валерий Анипко
       Что-то мне взбрело засесть за воспоминания…  Поскольку заметил, что во все времена это было потребностью людей – на склоне лет покопаться в своей памяти… Но надумал я поведать не столько о своей непоседливой жизни, хотя и она наполнена достаточно занимательными приключениями, сколько рассказать о некоторых людях, с коими непосредственно или косвенно сталкивала судьба… Ибо их жизненные перепитии мне кажутся более значимее моих, да ещё которые не могли ни запечатлеться в моей памяти…
 
       Итак, родиться мне удалось в городе-саде Алма-Ата, и в семье, вернувшегося с войны, офицера-орденоносца и девушки, сбежавшей сюда из посёлка Новичиха Алтайского края с матерью-вдовой и младшим братом от домогательств, преследовавшего её мать-красавицу,  местного НКВДешника…  Отец тогда работал в Министерстве сельского хозяйства и был очень дружен с работавшим там же героем Великой Отечественной Касымом Кайсеновым... Дядя Касым носил меня на руках, играл со мной и дарил подарки… Особенным из них был тёплый комбинезон, который для того времени был большой  редкостью… Наверно поэтому, если меня спрашивали, кем я буду, когда вырасту, то я с гордостью отвечал, что хочу быть Касымом Кайсеновым…
 
       Кстати, когда отца опять призвали служить и направили в войсковую часть города Джамбула, дядя Касым через некоторое время тоже оказался в этом городе и работал в исполкоме Джувалинского района…  Мама рассказывала, что в Алма-Ате он попал в немилость из-за квартиры, которую ему сначала выделили, а затем кто-то из более высокопоставленных надумал её забрать себе… И когда пришли его выселять – то он даже отстреливался…  Так что в Джамбул его попросту сослали…  А в Джувалах жил и Бауржан Момыш-улы, которого Фидель Кастро позднее назвал своим кумиром, поэтому – это я помню - они вдвоём приезжали к нам в гости и сидели с отцом «на арыке» в конце огорода... Там был огромный пень спиленного тополя, который служил столом, и куда моя бабушка носила им закуски…

       Ещё в детской памяти отпечатался день, когда в Алма-Ате бабушка меня тайно крестила и из церкви везла домой на санках… Она посчитала, что внуку нехристем жить негоже… А тайно потому, что как раз опять начались гонения на церковь… Как происходил ритуал крещения – я не помню, а вот то, что по дороге домой в одном месте был бугорок и я уже заранее знал, что здесь санки перевернуться и я упаду – почему-то именно это навсегда врезалось в память… Так и случилось – санки перевернулись…

       После переезда в 1951-м в Джамбул бабушка Лина уже открыто ходила в церковь, куда брала и меня… Но мне не очень нравились службы – и я потихоньку смывался из храма и ходил вокруг и по кладбищу рядом с ним… И тоже в памяти очень чётко отложился колодец во дворе, на котором  лежали маленькие книжечки с крестами, и плиты захоронений прямо у стены, на которых я по слогам читал, кто под ними лежит…

      Естественно, что я не мог запомнить лиц священников, проводивших службы в Успенском храме города Джамбул в 53-54 годах и позднее… Но по прошествии лет – теперь знаю, что надо было бы к ним повнимательнее присмотреться…  Дело в том, что один из джамбулских священников был тогда даже архимандритом и ныне причислен к лику святых Русской Православной церкви… И имя ему – Вениамин,  в миру - Виктор Дмитриевич Милов… И безусловно – я его тогда в джамбулском храме должен был видеть..
 
      А родился он в 1887 году 8 июля  в Оренбурге в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны…  В 1890г. отца перевели служить в город Яранск, где его сын поступил в духовное училище… Затем учёба в Вятской Духовной семинарии, в Казанской Духовной академии… Однако в 1918-м в Казани начались столкновения «красные-белые» и Виктор, не закончив академию, вернулся в Вятку… Но раз и там бурлили революционные страсти - он уехал в Саратов, где 6 месяцев служил  писарем в штабе Красной Армии, а затем поехал к затворнику скита Саратовской Преображенской обители иеромонаху Николаю (Парфенов) и испросил у него благословения на монашество… Ну, а тот отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, сказав: "Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок...", — как бы предрекая этим его будущее архиерейство…

       На Благовещенье 1920 года в Даниловом монастыре Виктора постригли в монахи с именем Вениамин… В том же году он уже через несколько месяцев – иеродиакон, а вскоре – иеромонах, продолжил обучение в Московской Духовной академии.. В 1923 году, после её окончания, он был рукоположен в архимандриты и назначен настоятелем Покровского монастыря…

       Но именно тогда под лозунгом "Религия - опиум для народа" богоборческая власть наметила полную ликвидацию духовенства... К 1925 году более 60 архиереев выслали за пределы своих епархий, причём многие безвестно сгинули... В 1927 году также были арестованы множество священников, в том числе и преемник Святейшего Патриарха -  митрополит Петр (Полянский)… В одном только Даниловом монастыре арестовали 15 архиереев, а также часть братии...  Что с ними потом стало – неизвестно…

        Конечно же, и настоятель Вениамин тоже был арестован…  Коллегия при ОГПУ  от 24.11.1929 года огласила ему приговор: «Три года концлагерей, место заключения - Архангельская обл., Соловецкий лагерь особого назначения …»… Вслед за Соловками – сразу же в 1932 году высылка на поселение в город Владимир, где в Никитском храме архимандрит 5 лет числился сверхштатным священником с обязанностями псаломщика….
      
        Однако настал год "решительного удара", когда священники тысячами арестовывались, ссылались и расстреливались... «Удар» не миновал и отца Вениамина – в октябре 1937 года он был арестован и только 31 июля 1939 года за якобы «участие в антисоветской организации» был приговорен к 8 годам ссылки в исправительно-трудовой лагерь «Устьвымлаг» на Крайнем Севере…

        После войны – для Церкви вдруг наступило послабление и в 1946 году Патриарх Алексий I вызволил отца Вениамина из ссылки… Он служит в Троице-Серниевой Лавре, с осени 1946-го преподаёт патрологию в Московской Духовной Академии в звании доцента, а с 21 января 1947 года становится заведующим кафедрами патрологии и пастырского богослужения... В июле 1948 года архимандрит Вениамин, защитив диссертацию и получив степень магистра богословия, 15 октября 1948г. был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии, которые находились в г.Сергиев Посад (ныне Загорск)…

        Однако в феврале 1949-го он снова был арестован и без суда и следствия отправлен в ссылку в Казахстан... Первые полтора года влачил жалкое существование в колхозе под Байкадамом Джамбулской области, работал писарем, сторожем, истопником... А ведь ему было уже 62 года и за плечами — 12 лет лагерей и ссылок, и 5 лет поселения… Болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой в очередной раз стали его уделом…

        Только в 1951 году он наконец-то получил разрешение на переезд в город Джамбул, где по 4 сентября 1954 года служил священником в Успенской церкви … (ныне уничтожена, находилась за гостиницей «Джамбул»)…

        Именно там я его и мог видеть.. Вернее – не мог ни видеть…

        Сохранились его письма из этой джамбулской ссылки…. Вот выдержки из них, свидетельствующие о необычайном мужестве и поразительной стойкости этого человека… Полностью же их можно прочитать в сборнике «Святая наука смирения»….
        - «…Живу в юрте на жниве. Сильно устаю на работе. Это письмо пишу ощупью, поздно вечером у юрты. Весь я в грязи. Стирка белья невозможна. Вообще, быт тяжелый. Но все надобно терпеть ради Христа…»…
        - «…Бес также не оставляет меня... Приходится все терпеть: и грязь жилищ, и неприятности по работе, длиннейшие хождения, массу тревог. Но да будет святая воля Божия. Господь знает, что мою неисправность можно очистить только большими ударами…»…
        - «…Сейчас у нас разыгрался пыльный ураган. Я заблудился в поле, за два шага ничего не было видно. Зашел в чужой колхоз. От пыли чуть не ослеп…»…
        -  «…Погибать легко нравственно, но стоять в Боге мысленно и деятельно можно только при непрерывном личном напряжении. Хотя бы это было по инерции ума…»…

        В октябре 1954 года Патриарх Алексий I вызвал архимандрита Вениамина из Джамбула и сразу же назначил настоятелем храма Святого пророка Илии в Серпухове… А уже 4 февраля 1955 года он был рукоположен епископом Саратовским и Балашовским…  Из воспоминаний его сподвижников: «Владыка служил постоянно — не только в праздничные дни, но и по будням... Храмы, где служил Владыка, всегда были переполнены молящимися... Был очень уважаем и любим..»...
         
        Епископ Вениамин скоропостижно скончался 2 августа 1955 года – и именно в день празднования памяти Святого пророка Божия Илии… Хотя внезапная кончина, обстоятельства которой так и остались неясны, до сих пор вызывают подозрения и порождают у верующих предположение о насильственной смерти этого удивительного человека…

                Продолжение следует... http://www.proza.ru/2017/12/15/1087