Из записок странника. Часть седьмая

Сергей Корольчук
- Вся моя теория трещит по швам, - заявил мне в тот день Доктор Айболит.
Я переписал всю историю узичей начисто и принес ему для правки. А он вместо того, чтобы просмотреть ее, показал мне номер журнала «Исторический вестник».

- Вот, смотри, статья про раскопки одного древнего городища. История поселения насчитывает на тысячу лет больше, чем предполагалось раньше. Найденные артефакты доказывают, что славяне заселили эту территорию еще до прихода готов.
- Что это? – я ничего не понимал.

- Ты посмотри название деревни. Овзичи. Это официально, а на местном говоре Гузичи. Это они и есть. Г – это визитная карточка местного говора. У них нет слов начинающихся на гласные. Старинный славянский обычай, - Доктор Айболит улыбнулся и развернул карту. - Где мы их потеряли? Где-то здесь. А всплыли они на полторы тысячи километров северо-восточнее. За горами, за долами, за дремучими лесами.  На территории, которую заселял совершенно другой народ. Как-то смогли ужиться мирно. Это они. Я думаю, можно будет найти доказательства и в говоре, и в обычаях, и в характере. Но это уже не наша работа.  Хотя, конечно, за столько лет кровь там перемешалась. И от узичей остались одни воспоминания. Но все же. Выжили, выстояли, смогли. Славную страничку мы впишем в историю. Славную. Я тут подработаю немного. А ты будешь писать. И так напиши, как только сможешь, напиши. Чтобы как песня.
 
Доктор Айболит был доволен собой. Эти Доктора, как маленькие дети, всяким мелочам радуются. Бабушку мою я почти не видел, она ко мне не подходила, иногда сновала туда-сюда своей бесшумной походкой по своим неотложным делам. С кем-то разговаривала, кому-то улыбалась, снова исчезала. А дела шли своим чередом. Проходя мимо, она принесла мне книгу в новеньком кожаном переплете. Вернее книгой ей предстояло еще стать.  И я взялся за работу. Я уже продумал стиль. До мелочей продумал. Я взял в руки перо и долго не решался вывести первую букву, смотрел по сторонам, собирался с духом. Несколько раз ловил равнодушный взгляд соседки. У нее работа спорилась. На ее странице крупным планом красовался бедуин на фоне пустыни. Все пора. Я вдохнул и коснулся пером бумаги, медленно выводя овал, который должен будет превратиться в заглавную букву О.

В тот день я закончил работу пораньше и вышел вслед за девушкой-арабисткой, без всякого умысла, просто так получилось. Меня удивило, что на улице её ждала пролётка. Значит, променяла ослика на лошадь. Мужчину, который сидел в пролетке я мог видеть только со спины. Девушка, садясь в пролетку, на мгновение встретилась со мной взглядом. В её глазах я прочел триумф. Мужчина подал ей руку и повернулся ко мне. Я застыл, словно меня поразила молния. Пират. Он тоже меня узнал, едва заметно улыбнулся и тронул лошадь.

В городе я встретил жену. Я был погружен в свои мысли и не сразу её узнал, она с какой-то женщиной шла по другой стороне улицы. Шли они медленно и о чем-то разговаривали. Я их заметил издали. Чем-то они выделялись среди прохожих. Я невольно залюбовался. Знаете, есть в этом мире создания, поражающие своим совершенством. Была в них какая-то загадка. Что они делают здесь на этой оживленной вечерней улице? Так не возвращаются домой с работы, так не торопятся по срочным делам, и даже те, кто просто прогуливается по улице, делают это совершенно по-другому. Так, как шли они, ходят только те… только те… кто работает на улице. Да, именно, работает на улице. Это открытие меня ошеломило. Потом они стали переходить дорогу, и я её узнал.

- Привет. 
- Привет, привет. Что ты здесь делаешь?
- Работаю.
Она не лгала. Она не умела лгать. Это так неудобно, когда человек не умеет лгать. Почему–то мне не хотелось, чтобы она объясняла мне, как именно она работает, и чем она занимается. Еще один изъян. Слишком много изъянов.
Она стала прощаться со своей спутницей. Та приветливо посмотрела на меня и мило улыбнулась.

- До завтра, - женщина стала удаляться, и я посмотрел ей вслед.
- Ну что ж, пора и нам домой. Ты, наверное, проголодался.
- Проголодался.
- Ты никогда не спрашивал, где я работаю.
- Не спрашивал.
- Мы построили город на пустом месте. Но город, построенный на пустом месте, похож на перекати-поле. Его унесёт прочь первым же ураганом. Город должен пустить корни. Это не просто.

В городе ничего не бывает просто, город стирает твоё прошлое как ластиком, медленно и старательно. Прошлое, где много веков умелая рука с любовью и терпением прорисовывала каждую деталь. Город стирает всё начисто. Что он предлагает взамен? Яркие и дешёвые краски, несовершённые формы и замысловатые, непонятные и порой не несущие никакого смысла фигуры. И эти формы и фигуры нужно наполнить содержанием.

В нашем городе проживают представители десятков культур. Ты знаешь, человек не всю жизнь двигается вперёд. Есть момент, когда он разворачивается и начинает двигаться назад к своим истокам. И как ни странно это звучит, это тоже форма движения вперёд. У нас есть люди, хранители истории и обычаев разных народов. Люди идут к ним, и их существование приобретает новый смысл. Они получают ответы на свои вопросы. Человечество накопило достаточный опыт, чтобы дать ответы на все вопросы. Только часть ответов оно забыло. А эти люди помнят. Есть народы, которым нужен сильный вождь, который бы смог обуздать их первобытную силу и направить её в нужное русло, есть народы мудрые и рассудительные, им нужно вече, есть народы степенные и безобидные, им вообще не нужна власть, им чужда иерархия. Они умеют самоорганизоваться без посторонней помощи.
- Так где ты работаешь?
- Мы создаем атмосферу в городе. Задаем другим тон.
- Это как?
- В городе нет писаных законов. Просто принято или не принято. А откуда люди узнают, принято или не принято? От нас. 
- Как образом?

- Мы ходим обычно парами по городу, ведем беседы друг с другом. Обычно в людных местах, чтобы нас слышали. Нужно добиться, чтобы люди хотели быть такими, как мы, говорить таким тоном, каким говорим мы, говорить о вещах, о которых говорим мы, одеваться, как одеваемся мы,  мыслить, как мыслим мы, совершать поступки, какие совершаем мы.
 
- Много вас?
- Не много. Но это очень важная работа. У нас есть имиджмейкер. Женщина-интроверт, но у неё колоссальное суждение. Она подбирает каждому из нас свой стиль. Интонации, тон, нужные слова, ну и, конечно, одежду.  У каждого свой стиль и свой взгляд на вещи, а в целом получается город, каким ты его видишь.

И я вдруг вспомнил, что я действительно встречал таких людей в городе. Мужчин и женщин, одухотворенных и прагматичных, энергичных и спокойных. И у них всех было что-то общее. Они были убедтельны. Им действительно хотелось подражать. Это как в больнице медсестра показывает своим примером с каким почтением нужно относится к доктору. Они показывали своим примером с каким почтением нужно относиться к жизни.

- А на работе? - спросил я.
- А на работе… В каждом коллективе есть человек, который пользуется всеобщим уважением. Иногда этим человеком является руководитель. Иногда. Но чаще всего это кто-то другой, кто не претендует на роль лидера. Как правило, он профессионален, мудр и не агрессивен. На этих людей мы и полагаемся. Эти люди создают атмосферу в коллективах, и мы им в этом помогаем.

Мы незаметно подошли к дому. Я и женщина, но это уже была не та женщина, с которой я расстался утром. Похоже, сюрпризы здесь никогда не кончаются.

- Смотри. Смотри. Вернулся.
Я уже и сам заметил, что вернулся. У нашей калитки стоял ослик, он нетерпеливо переступал с ноги на ногу и тёрся боком о деревянный забор, в его глазах я прочел немой укор: «Ну, где вы там ходите? Я тут уже проголодался».

Продолжение следует. http://www.proza.ru/2017/12/15/1978