Леньчик часть вторая

Вера Гончарук
Бабушка Сара была невысокого роста, полная, пожалуй даже рыхлая, но при этом не грузная, а очень живая и подвижная. Энергия так била в ней ключом. Голос низковатый, но при этом пронзительный , слегка грассирующий и далеко слышный, кричал с балкона:
Леня, иди домой, обедать пора!! -немного растягивая слова.
И Леня бежал, потому что иначе голос бабушки превратится в оглушающий звук сирены скорой помощи, пока бабушка не добьется своего. Да и дома, при ослушании его ждала часовая лекция, а это похуже иного наказания будет. Так что весь двор знал, когда Лене пора обедать, когда он вспотел, по мнению бабушки и ему пора переодеться и прочие личные тайны.

Сара Исааковна бдительно следила за его здоровьем, питанием, отдыхом, занятиями. В общем так получилось, что она полностью заменила ему мать. Майечку Леня начал узнавать по-настоящему уже только тогда, когда не стало бабушки.

С бабушкой, наконец-то освоившейся в Москве, Леня ездил по музеям, детским театрам и в Театр Кукол. Чаще всего возила она его в музыкальный театр на детские оперы и балеты. Так-то именно бабушка приучила его любить оперу и балет. И теперь, уже взрослый, он не мыслил себе жизни, не посетив новую премьеру в Большом, или не побывав на нашумевших представлениях в зарубежных поездках.

К эстраде Леня не испытывал интереса, так как бабушка ее не любила, а соответственно волей-неволей ему прививался бабушкин вкус.

Еще в летнее время они с бабушкой довольно часто ходили гулять в лес, бывший от них на небольшом расстоянии. Особенно Леня любил прогулки на беличью полянку, куда они обязательно брали пакетик семечек или орешков. А также поход на родник. Половина района любила ходить за родниковой водой, так что в итоге туда проложился широкий тракт.

Когда Леня пошел в школу, бабушка пошла вместе с ним. Она посещала все собрания, дотошно допрашивая учительницу о Ленином поведении и развитии, чтобы если есть недовольство, все выправить, как она говорила. Учительница почти всегда Леню хвалила. Наверное в какой-то мере она жалела его, за то что он находится под такой плотной опекой.

Вплоть до пятого класса, в любую погоду бабушка встречала и провожала его, идя рядом и давая наставления по дороге в школу, а также требуя подробного отчета о проведенном дне, по дороге домой. Уже и ребята все подтрунивали над Леней и Майечка с Яшей просили ее не опекать так плотно Леню, дать ему глоток свежего воздуха - ничего не помогало. Бабушка своим привычкам не изменяла.

В общем она была, что называется классической еврейской мамой, которая всегда знает лучше сына, что ему необходимо и когда, и строго следит, чтобы все выполнялось, а в случае неповиновения шантажирует словами “Ты меня не любишь!!”, “Да чтоб мне сдохнуть, чем видеть этот срам!!” и тому подобными выражениями.

В пятом классе со второй четверти Леня ходил в школу один. У бабушки резко отказали ноги и она теперь с трудом передвигалась по квартире. И все равно умудрялась ждать его из школы сидя на балконе. При этом обед, полностью приготовленный, стоял для него  на плите.

Теперь Леня мог свободно общаться с друзьями без бдительного ока бабушки. И пару раз позволил себе задержаться из школы. Один раз они пошли с мальчишками в обзорную экскурсию в открывшийся недавно магазин.

А второй раз они зависли на пруду, где подъёмным краном извлекали свалившегося туда громадного, но насмерть перепуганного и шарахающего от людей и техники лося. Цивилизация пришла в места его обитания, а он еще не свыкся с ней. И всю картину спасения Лёня с друзьями наблюдали часа три. Можно представить себе, какого страха натерпелась за это время бабушка и какого рода наказание ждало его..

Гулял он обычно с той же стороны двора, где подъезды. Ведь их окна выходили сюда, а бабушка всегда требовала, чтобы он был у неё на виду. Он и гулял на бугре перед домом, где была расположена футбольная площадка. Гонять в футбол Леня любил, и мяч у него был настоящий не из детского мира, а из спортивного магазина. Папа постарался.

Он, как правило выходил первым, так как жил ближе всех к площадке, а следом подтягивались один за другим ребята. Ребята постарше играли в футбол на школьном дворе, но Леня с друзьями играл здесь из-за бабушки. Не хотелось ему заставлять её лишний раз нервничать.

Когда они с классом ездили в театр или в дом культуры, то приезжая оттуда и поглощая бабушкины блинчики со сметаной или вареньем, Леня пересказывал ей все свои впечатления, иначе она извела бы его вопросами, а так
 счастливая что с ней делятся радостью, бабушка очень даже видимо наслаждалась общением с внуком.

Сейчас Леня словно заново переживал каждое из этих мгновений и у него отчего-то сжималось сердце. Он вдруг подумал, что видимо давно не навещал бабушкину могилку и надо бы в выходные съездить.
 
После первой четверти шестого класса, в самом начале второй, после каникул, Леня пришел домой удивленный. Бабушки не было ни на балконе, ни в окне кухонном, ни в их комнате видно.
Это было непривычно. Он пробежался по квартире громко окликая её и потом услышал жалобный стон из ванной.

Открыв туда дверь, он увидел бабушку лежащей навзничь на полу. Рот у нее был перекошен, из уголка губ стекала струйка слюны и она стонала и хрипела. Поднять её ребёнок не смог и бросился звонить отцу. Отец , выслушав его не велел ничего трогать, а просил подождать его приезда.

Видимо по дороге домой он вызвал скорую, так как к подъезду и отец на такси и скорая подъехали одновременно. Врачи осмотрели бабушку, констатировали инсульт и сказали, что много времени упущено и кажется в мозгу начались необратимые изменения, так что вряд ли бабушка будет что-либо осознавать.

Её госпитализировали и в течении недели Майечка и Яша по очереди дежурили в больнице возле матери. Она умерла, так и не приходя в себя. Похоронили её не завозя домой, прямо из больничного морга на Хованское кладбище. Леня тоже ездил на похороны.



———————————+—————————————————————————+—————-


Когда бабушки не стало, он впервые по настоящему почувствовал сколь много она для него делала. Теперь Майечка готовила еду по вечерам, на следующий день и Лене после школы приходилось самостоятельно разогревать, питаться и убирать за собой. По первому времени это отнимало очень много свободы, но потом освоился, притерся и стал тратить вдвое меньше времени, а иной раз, когда лень было разогревать, обходился бутербродами с молоком или чаем.

И некому было проследить за ним, некому выговорить что он делает не так, никто не проверял его уроки их исполнение. Майечка всегда считала, что ребенок должен понимать, учится он для себя, а не для них, вот и пусть решает что ему важнее. Конечно, если бы у него не было требовательной бабушки может и скатился бы он на троечки, а так словно в память о ней Ленька старался.

Ленька вспомнил сейчас, как бабушка всегда и во всем горой стояла за него. Так однажды на футбольной площадке он ждал ребят и пришли более взрослые из соседнего двора. А бабушка только что перекликалась с ним :
- Леня, ты одел старые ботинки или новые трепать собрался?
А Ленька отвечал ей, что старые. Ребята услышали имя, которым называла его бабушка и ,отняв у него мяч, принялись бегать по кругу пасуя его друг другу и дразня Леньку:
-Леньчик, Леньчик дай мильёнчик, вот тогда получишь мяч.

Ленька сжимал кулаки от бессилия, пыхтел, но понимал, что одному ему с пятерыми не сладить, а они выбежали с площадки и припустили  в сторону своего двора, унося мячик.

И тут включилась бабушкина сирена. Она громко и внятно прокричала с балкона и её наверное было слышно от первого до шестнадцатого подъездов:
А ну, верните ребенку мяч. Я знаю вас и знаю чьи вы дети. Вот сейчас позвоню в милицию и с вас спросят спуску не дадут.
В то время милиция отзывалась на звонки населения и если дети попадались на таких вещах, то постановка на учет в милицию была обеспечена, а вскоре после нее вполне можно было загреметь в детский приют, или исправительную колонию.
Поэтому бабушкины угрозы не показались мальчишкам пустячком. Они резко швырнули мяч и он подкатился к самой площадке, где Леня его и подобрал, а сами убежали.Там и друзья подтянулись и дальнейшее прошло без эксцессов.

От того инцидента ему досталась кличка Леньчик-мильёнчик.
Сейчас Ленька улыбался вспоминая крик бабушки. Ему показалось вдруг смешным, что мальчишки поверили тому, что она знает кто они и где живут. А она ведь и не знала, а просто взяла их на испуг. Взрослые они умеют сыграть на неожиданности момента.

Уснул Ленька часам к пяти, а в восемь уже собирался на работу. Сполоснувшись холодным душем смыл с себя недосып, протерся туалетной водой и быстро одевшись и собравись пошел заводить машину. Кофе и прочее он попьет на работе. Там у него было все необходимое.

_____________/__/_/____/________/___________/_/_/



Рабочий день прошел на удивление легко. Новая секретарша оказалась действительно кладом. Начать с того,.что она видимо пришла на работу пораньше, чтобы успеть оглядеться и ознакомиться с рабочим местом и кругом обслуживания. Так что к приходу Леонида Яковлевича она была во всеоружии.

Поздоровавшись и познакомившись с ней, Ленька сказал, что сейчас попьет кофейку, а потом они плотно приступят к работе.
-Вам сделать кофе?- тут же отозвалась она.
-Нет,нет кофеварка есть и у меня, я справлюсь сам. Вы делаете кофе только когда нужно вам лично или для моих гостей. С остальным я привык справляться сам.
-Приму к сведению-с легкой улыбкой ответила она-а пока займусь разбором почты.

Когда они приступили к работе, Ленька удивился насколько точно и грамотно разложила она все поступившие заявки и предложения, словно давно знала, что и кто для него первоочередной. Вот что значит профессионализм наработанный, подумал он про себя.

Единственный вопрос который она задала, точнее момент который уточнила касался телефонных звонков, кого соединять немедленно, кого отфутболивать и так далее. Он продиктовал ей фамилии наиболее нужных агентов и настойчивых рекламодателей, не желательных с их продукцией, а она занесла пометки в свой телефон.

Позднее, когда Ленька освободился от разборки бумаг и поставил на всех свою резолюцию, рассортировав какие куда пойдут, в бухгалтерию, в отдел снабжения и прочее и отдав ей на исполнение, Ленька позвонил кадровику:
Боренька, хочу поблагодарить тебя. Ты откопал для меня просто клад.
Ну, а ты думал, да нечто я для друга не найду нужного человека? Раньше бы сказал, давно бы Ирина Петровна у тебя работала.
Да раньше тупил-ответил Ленька- Все казалось молодая мордашка клиентам приятней. Теперь понимаю мозги нужны и умение делать дело. А если серьезно, где ты нашел такое чудо? Насколько я понимаю работники такой квалификации на дороге не валяются и начальство, как правило их не отпускает так легко и просто.
Да ничего таинственного нет. Ирина Петровна оказалась безработной по банальной семейной причине. Тяжело болела ее мама, нужно было обеспечить уход за ней и ей пришлось оставить работу. А за те два года, что она просидела с мамой на ее месте уже прижилась другая женщина и она не захотела портить ей карьеру, вот и обратилась ко мне по соседски с просьбой помочь ей найти работу.
Понял, спасибо еще раз за такой подарок.
Да, а ты там как, может после работы заскочим по коньячку, надо же отметить удачное приобретение.
Заскочим, заскочим-рассмеялся Ленька-  попробуй тебе отказать, себе дороже.

После работы они с Борькой посидели в соседнем кафе, уговорили по коньячку для расслабления, выпили по чашечке кофе, перешучиваясь и обсуждая насущные проблемы вперемешку. Борька в очередной раз похвалился своей Цилей и детьми, а также попенял Леньке на холостячество. На что тот ответил:
    -Не родилась еще моя половинка или в другом месте ходит.
- Или ты неверный выбор делаешь-подытожил Борис.
- Скорее всего я-согласился Ленька- была бы жива бабушка, она бы быстро разобралась кто мне нужен- улыбнулся он.

Домой Ленька возвращался неохотно, никто его там не ждал и ехать в пустую квартиру не хотелось. И он снова погрузился в свои воспоминания. Теперь они уже касались родителей. Ленька помнил, как тяжело его вечно загруженная работой мама находила время на общение с ним, как она словно стеснялась их отдаленности.

Не сразу, далеко не сразу научились они понимать друг друга. А научившись вдруг поняли как они нужны друг дружке и как близки по натуре своей. Оба были обязательными, спокойными, дотошными в чем-то людьми. Оба уверенно шли к намеченной цели, оба нуждались в тепле и поддержке близких.

Отец уделял им внимание равноценно в свободное время, но так в основном был глубоко погружен в свою работу и писал книгу.
Профессиональную, не художественную. Поэтому они и сблизились друг с дружкой, что пооткровенничать с отцом не получалось, он все время пребывал в своих эмпиреях.

Так что теперь мама была самым близким для Лени человеком. В выходные дни теперь уже с мамой они ездили на выставки или в театр. Мама решила, что она должна разделять с Леней его внутренний мир, длятого, чтобы не утратить его доверие, как выражалась она. А Леня просто был ей благодарен. В чем-то она гасила его тоску по бабушке.