Старик и трость

Лев Светлаков
   

       Первую резную палку Старик сделал в раннем детстве. В одно послевоенное лето в деревне, где провел свою жизнь до восьми лет Старик, появилась мода среди деревенских ребят и московских дачников вырезать узоры на палках. Вырезали узоры карманными ножиками. (Такой ножик Старик приобрел за собранные пустые бутылки у старьевщика, который один раз в месяц в летний период приезжал в деревню.) Для этой цели лучше всего подходили прямые стволы молодых побегов черемухи. Кроме того кора у черемухи темного цвета и легко отделяется от сочного белого ствола. На таком фоне узоры в виде колец, ромбиков, овалов, змеек, прямоугольников, квадратиков, кружков и комбинаций из этих фигур, смотрелись красиво. Что красиво то правильно и наоборот, говорят архитекторы. 
    
       В деревне проходили настоящие соревнования, чей узор или комбинация интересней. Целое лето пацаны изводили молодую поросль черемухи на резные палки, получая от творчества удовольствие и нанося вред природе. (Кто о ней вспоминал после войны.)      
       Участвовал в мероприятиях и Старик, у которого орнамент получался интересный и симметричный. Чтобы сделать рисунок правильной формы, требовался хороший глазомер и твердая рука. Измерительных инструментов не было, чтобы делать замеры. Все действия производилось на глазок. Рука набивалась не сразу, требовалось упорство и тренировка. Тогда появились у Старика на ладони первые трудовые мозоли от ножа. Старик с детства упорный и старался делать и быть лучше своих ровесников. Кое что получалось.
      
        С окончанием лета забава с вырезанием палок забылась, а память сохранила навык в укромном месте, чтобы явиться в нужное время в нужном месте. Вспомнил Старик о своем умении резьбы по дереву лет через шестьдесят, когда неожиданно для себя оказался пенсионером и жил на дачном участке, среди реликтового леса, под Москвой в Рузском районе. Лесные места богаты грибами, орехами и ягодами.      
       Старик ходил за грибами обязательно с палкой, которую подбирал, войдя в лес, а потом выбрасывал за не надобностью. Палка требовалась, как подсобный инструмент: раздвинуть густую траву, расшевелить прошлогоднюю листву, где может прятаться хитрый белый гриб, сбить мухомор или поганку. 
    
       В лихие девяностые года Старик с женой перебрался с Разгуляя на Большую Академическую улицу по случаю предстоящего капитального ремонта дома, построенного в девятнадцатом веке. Дом для дальнейшего проживания (была возможность выбора) присмотрели в пяти минутах ходьбы от уникального московского оазиса. Это Тимирязевский парк или точнее заказник, потому что территория принадлежит Тимирязевской сельхозакадемии.

          В то время Старик по счастливому случаю завел удивительную собаку. Он трудился начальником отдела в "Агропроме" и однажды одна из сотрудниц, предложила очаровательного черного лопоухого щенка, который последним остался от выводка. Мама - коккер-спаниэль, а папа шустрый лабрадор, который во время прогулки полюбил коккершу, по недосмотру хозяек. Так бывает. Щенок вырос в замечательного песика, который взял все самое лучшее от своих породистых родителей, сам оказавшись дворянином и оказал за шестнадцать лет огромное влияние на Старика и его жену, не давая им возможности говорить, что они думают друг о друге. 
   
          Старик ежедневно выгуливал любимца в Парке. Собак в то время развелось видимо невидимо. Время разрушительных девяностых годов. Появляется на улицах множество экзотических пород, которых в Москве никогда не водилось, в том числе бойцовых. Чтобы уберечь Дика, так звали песика, от непрошеных злобных гостей,
Старик вырезал из орешника крепкую палку с загнутым концом. Получилась клюка или трость. На самом деле любая собака боится палку. Это для неё табу. Не случайно существует поговорка: боится. как собака палку.

          Палка вначале была прямой, но через некоторое время, когда подсохла изогнулась в виде сабли. Старик пытался вырезать палки из разных пород деревьев, но все они при высыхании теряли первоначальную стройность. Однажды он подобрал толстый ствол орешника с красивым изгибом для рукоятки. Трость оказалась на вид устрашающе увесистой. В Парке стали называть Старика "дядька с дрыном" не только за глаза, но и в глаза. 
 
- С таким дрыном в парке гулять не страшно, если врезать, голова не выдержит и расколется, как орех,- шутили подвыпившие мужики, которые играли в Парке в домино и шахматы. 
    
        Чтобы уменьшить вес и устрашающий вид, Старик решил сделать на заготовке глубокие надрезы в виде узоров, вспомнив детское увлечение по украшению палок. Старик аккуратно, чтобы не пережечь, обжег над газовой плитой заготовку. А далее Старик забыл спорную поговорку знакомого хирурга, но которая была актуальна в тот момент. "Семь раз отмерь - один раз зарежь",- утверждал приятель Старика. Хирурги народ циничный. Работа такая. 
    
        Старик по памяти вырезал узоры, не сделав предварительный набросок на бумаге. Как будет один узор гармонировать с соседним узором, какие должны быть между узорами переходы опрометчиво не рассчитал. Получилось броско завлекательно, но пестро. Первый блин оказался комом.
      
         Простые люди в парке, тем не менее, наперебой спрашивали, где другие достают такие удивительные палки, а может Старик сам сделал?

         Позже Стариком на даче сработаны еще несколько тростей, где с каждым разом совершенствовалось качество узоров. Но трости после высыхания оставались с кривизной, несмотря на разные многочисленные попытки Старика сохранить их стройность.
      
         Однажды, работая на участке с граблями, Старик обратил внимание на черенок. Эврика! Это оказалось то, что доктор прописал. Немедленно Старик купил в Дорохово на строительном рынке несколько черенков для граблей. Отрезал нужную длину для трости и кусок для рукоятки. К тому времени Старик приобрел два разных инструментальных набора для резьбы по дереву и изрядно набил руку. За лето Старик делал по две палки. Больше не получалось. Ручная работа и особенно заключительная чистовая отделка занимала много времени. Кроме изготовления тростей для души, на даче еще масса повседневных дел.
      
         Последняя заготовка для трости была особенно ровно и тщательно обожжена. Продуманный узор следовал за узором, не повторяясь. Старик работал специальными резаками не торопясь, вымеряя металлической линейкой и циркулем расстояния между рисунками. Увлекательная работа заняла целый август. На заключительной стадии трость была покрыта дважды бесцветным лаком. В начале сентября Старик закрыл дачный сезон.
      
         За несколько лет до ухода на пенсию по возрасту со Стариком произошло, то, что всегда случается неожиданно. Он потерял частично зрение, и ему пришлось оставить любимую работу, попав на инвалидность. Старик вступил в общество слепых и регулярно стал посещать культурные мероприятия, которые там проводились, активно в них участвуя и развлекая друзей по несчастью стихами и рассказами.
      
        Однажды Московская городская организация общества слепых (МГО ВОС) решила провести среди полсотни районных организаций выставку самодельных художественных изделий, сделанных руками членов организаций.

       Старик пришел на очередное культурное мероприятие, которое проводило руководство районной первичной организации в сопровождении последней изящной лакированной трости. Руководитель местной "первички", увидев чудо - трость, встала высокой грудью на пути и убедила Старика временно передать трость на выставку художественных изделий. Старик не устоял перед напором, чего хочет женщина, того хочет Бог! 
 
         Через полгода проходило общее собрание активистов в Московском городском Доме культуры, где подводились итоги работы за год первичных организаций. Там неожиданно для себя и своей организации Старик получил за трость приз - "Комплект французского постельного белья" плюс баллы, которые помогли получить его команде "Луч" Первое место по Москве на спартакиаде. За Первое место вместе с членами команды Старик получил "Кухонный комбайн".

          Сделать красивую трость это не ёжиков лохматить!