У нас есть Папа - рецензия на фильм

Сергей Климкович
Несколько дней думал, прежде чем написать о фильме "У нас есть Папа!" Ясно чувствовал раздражение из-за того, что финал этого итальянского фильма вышел не таким, как ожидалось мне. Нас приучили к тому, что в большинстве фильмов есть некая логическая развязка, обещание хорошего. Или обещание плохого. Нечто такое, что радовало бы, удовлетворяло или пугало (чем славятся триллеры, особенно те, что обещают продолжение).
В фильме "У нас есть Папа!" всё сложнее. И глубже.
Умирает очередной Папа Римский и конклав кардиналов собирается для того, чтобы выбрать из своей среды нового Папу (с Божьей помощью, разумеется). И с этого момента вся атрибутика церкви и её ритуалы отступают на задний план, несмотря на то, что мы видим фактически тайную, недоступную взглядам простых людей жизнь Ватикана. На первый план выступают люди. Очень пожилые люди, которые курят, пьют лекарства и очень по-человечески боятся брать на себя огромную ответственность. Мелочи показаны столь скрупулёзно, но ненавязчиво, что фильм будто складывается из пазлов, каждый элемент которого ты вынужден рассматривать очень подробно, чтобы понять, куда его уложить.
И вот представьте себе пожилого кардинала Мальвиля, на которого отчего-то пал выбор коллег.
Некие причины заставили его в далёком прошлом выбрать путь священника. И он двигался по этому пути, делал карьеру в церковной иерархии, ни о чём таком не задумывался и не ждал. Жил той жизнью, которую ему предлагали обстоятельства. Дослужился до кардинала. А конклав под аплодисменты выбирает его Папой Римским. Он едва может дышать. Он робко улыбается искренно радующимся коллегам. Белый дым над Сикстинской капеллой возвещает ликующей публике о счастливом обретении нового Папы. Папу тут же переодевают в новые одежды и предлагают выйти на балкон, чтобы поприветствовать верующих. И в этот момент на бывшего кардинала Мальвиля обрушивается осознание гигантского груза ответственности. И как у любого слабого человека у него возникает форменная истерика, он рыдает и убегает вглубь апартаментов. Тут бы включиться чувству долга - взрослое чувство взрослых людей, но этого не происходит.
И дальше уже не о делах божественных идёт речь, а о делах слабых людей, которые выбирают не свой путь в жизнь.
Новый Папа сбегает от службы безопасности и бродит по городу, пытаясь понять себя и тех людей, которые возлагают на него надежды.
Мечтал в юности кардинал Мальвиль стать актёром, но не стал, потому что осознавал свою бездарность. И выбрал путь священника, потому что это своего рода сублимация актёрства. И чем дальше он проходил этот чужой, по сути, для себя путь, тем большая настоящая ответственность ложилась на него - камешек за камешком - а потому этот груз кардинал Мальвиль не замечал. Пока не стал Папой. Вот тут игра, в которую он играл столько лет, перестала быть игрой и оказалась настоящей жизнью и настоящей ответственностью. И для него, слабого человека, это стало потрясением...
Обеспокоенные кардиналы нашли его на спектакле "Чайка" в каком-то римском театре (и это тоже важная деталь, если вспомнить эту пьесу Чехова) и вернули с почтением в Папский дворец.
Поначалу ожидаешь, что развязка будет хорошей и новый Папа примет свою участь. Однако совесть не позволяет ему это сделать. Он вышел всё же на балкон и фактически отказался от Папства, покаялся перед людьми за свою слабость.
Фильм - образец трагикомедии, что очень сейчас редко можно увидеть. И он только выглядит простым и незамысловатым. Но создатели фильма подняли очень важные вопросы - выбора, жизненного пути, совестливости, человеческой слабости.