Уральские боги с иранскими лицами

Владислав Одегов
Благодаря всестороннему анализу серебряных вещей, найденных на местах древних святилищ, ученые пришли к выводу, что часть привозной посуды использовалась в культовых целях. Об этом говорили, в частности, отверстия на блюдах, а также различные рисунки, процарапанные на них острыми предметами.


Например, в Чердынском музее хранится иранское блюдо YII века, которое было найдено в 20 километрах от Чердыни, в деревне Большая Аниковская. На лицевой стороне блюда изображена сцена охоты царя на медведя, а поверх нее – контурные рисунки. Такие же рисунки и на оборотной стороне блюда. "В первую очередь обращает на себя внимание танцующие фигуры людей в трехрогих уборах с саблями в руках. Если вспомнить описанные путешественниками прошлого века танцы на обрядовых праздниках у северных народов, то нетрудно заметить, что на рисунках блюда изображены не просто люди, а местные шаманы. Железные вещи и сабли были их главными атрибутами. На этом же блюде есть изображение солнца, рыб, животных, что непременно связано с охотничьей магией"93.


Таким образом иранское серебро позволяет нам заглянуть и в древний мир коренных жителей северного Прикамья – коми-пермяков, узнать о их верованиях. Первым в конце XIX века указал на факты использования  населением Урала древнего серебра в языческих святилищах пермский коллекционер и археолог Ф. А. Теплоухов. Основываясь на статьях этнографов Фанша и Н.А. Абрамова, он предположил, что серебряные тарелки из остяцких святилищ "представляют не простое украшение, а существенную часть идола"94.  Эту мысль поддержал известный пермский историк А.А. Дмитриев95.


Б.Н. Чернецов указал еще на одно культовое назначение металлических блюд у хантов и манси, связанное с запретом есть жертвенное мясо из деревянных чашек96.


Другое применение серебряных блюд связано с культом духа-хозяина по имени Мир сусне хум ("за народом смотрящего человека"). Последний "рисуется как всадник, объезжающий мир на белом коне, по некоторым вариантам, - крылатом, причем конь его может опускаться на землю, не иначе, как став на четыре подставленные блюда". Поэтому "при вызове шаманом духа "за народом смотрящего человека" у задней стены юрты ставили четыре металлических тарелки. У некоторых родов, а тем более у крупных, издревле существующих святилищах  имелись для этого серебряные тарелки и блюда"97. 


Изучение эпических преданий, сказок  и песен хантов и манси позволило ученым выяснить связи этого духа-хозяина с культом солнца. В сказках и шаманских песнях его чаще всего представляют в виде всадника на белом коне, который скачет над облаками. Манси на реке Сосьве называют его "сыном золотого света", "Золотой рукой солнца" или "через окно падающим пучком солнечных лучей". В шаманских песнях его называют "Ты золотая солнечная рука восходящего солнца", "Ты золотоволосое восходящее солнце"98.  Кстати, следует заметить, что "Солнце-светило" почитали все индоевропейцы… Кони солнца – тоже общеславянский (индоевропейский) образ.

93. Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М.: Искусство,1988. С. 102.

94. Теплоухов Ф.А. Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных". Пермский край. II. 1893. С. 1.

95. Дмитриев А.А. Исторический очерк Пермского края. Пермь. 1896.

96. Черенцов Б.Н. К вопросу проникновения восточного серебра в Приобье. Труды института этнографии Академии наук СССР. (Памяти Д.Н. Анучина), М., 1947. С. 22.

97. Там же.  С. 120.

98. Лещенко В.Ю. Указ. соч. С. 113.

99. Дудко. Д. Свет из иранского мира // Заратустра. Учения огня. Гаты и молитвы. Москва. ЭКСМО-пресс. 2002. С. 374.

Предыдущую главу см. здесь:http://www.proza.ru/2017/12/01/792