Квадрология профессора Малевича

Эраст Сухановский
Квадрология профессора Малевича как дискурс-аналитика


В наши виртуально-цифровые дни в сети и в реально-натуральной жизни  часто можно встретить мнение, что кто-то «ну не понимает» «Черного Квадрата»... Если человек не знает или забыл таблицу умножения… Или не может вычислить интеграл (тоже не могу) или решить систему квадратных уравнений (я сдал и забыл) или сыграть на фортепиано попсово-классическую Лунную Сонату Людвиг Ваныча (я только фрагмент собачьего вальса Шопена) то, то что люди не делают  ибо не умеют всего этого – они  же не кричат во всеуслышание. А взять вот так прямо и сказать: «А , я, «вот ну», не понимаю Черного Квадрата Малевича» - звучит вполне нормально. Даже содержит браваду откровения, какой-то элемент безоговорочного героизма, вроде посмертного подвига Джордано Бруно или, Галилио Галиллея, как минимум... «Бога.. НЕТууу! … Прости мя грешнаго...» почти выкрикивают их храбрые голоса, срываясь на фальцет.
 
Расслабьтесь дорогой читатель, ну не буду я Вам сейчас тут объяснять как легко играется «Лунная Соната», если знается и умеется или упрощается сложное уравнение, я лишь напомню: что многим, кто с листа и вдохновенно играет фортепианную сонату №14 Бетховена – эти жуткие системы корней уравнений – темный лес и наоборот: не каждый математик или инженер сядет за рояль и «ба-ба-ба-ба»... ну вы меня поняли….

Хотя и можете возразить. Что музыка это: «не понятно, но красиво – а математика «трудно, но все сходится», а вот Ваш Малевич – это не  живопись, а голый король. «Смотришь на Джоконду Да Винчи, час смотришь, другой, есть на что посмотреть, а черный квадрат – мошенство сплошное – глянул, сразу все понял – ты лучше мне Мурку сыграй. Так и я могу.»

А  в этом все и дело!  Ну, скажем, в музыке есть «В траве сидел кузнечик» композитора Шаинского – хотя это не круто и примитивно, но и ребенку понятно. В математике есть арифметика – для  дошколят... Так и «Черный Квадрат» это и есть наиболее возможная такая понятная штука, хотя и для взрослых.  Но, взрослые делают из себя умных и сложных. И простенький черненький квадратик выпадает за их разум – ибо слишком прост.  Конечно же, они согласны, что не гении, но и не «щи лаптем», а Вы им тут квадратик нарисовали и закрасили... Вы что! Издеваетесь!!!

Спокойно, друзья в сети! А я, ведь, понимаю, что вам не понятно и чего вы не понимаете... Спасибо, что были честны с собой и окружающими.  Вам ведь не только  Соната №14 или диаграмма Максвелла-Кремоны  не понятны.  Признайтесь! Вам просто не понятно все искусство, как оно есть... Все, целиком, без исключения... Вам невдомек, например, следующее:


1. Почему Лунная Соната  сыгранная сейчас и 100 лет, да, и 200  тому назад звучит по-разному, но не просто в силу развития и менталитета людей разных эпох играющих её на разных роялях, а потому что всё, что вы видите и слышите – это  не вся сторона искусства – что-то в ваш мозг от автора и исполнителя поступает минуя органы чувств. Это некие чувственные образы... Кузнечиков все видели и живых и карикатурных. Поэтому с Шаинским  легко достигается консенсус. «Некто» взял одно яблоко…» – там тоже всё понятно.   А Лунная Соната она разная и загадочная как Луна, как Джоконда – просто баба сидит и улыбается, баба одетая – а чё тогда улыбается?

2. А потому и улыбается хитро, что за кадром (за холстом) такого напрятано!!! Такого  на-кодировано самим Да Винчи – репродукция всего этого не передаст – это полотно надо видеть живьем. Копия будет нести лишь то, что способен передать бедный внутренний мир художника –  делавшего копию... Да, возможно очень талантливого и трудолюбивого – но это был совсем другой человек, не сам Да Винчи с его прототанками, протовертолетами и препаратами альбомов органов протоанатомии позднего Ренессанса. Но, мы армия воинствующих атеистов-материалистов, в тонкие материи не верим и не играем с теми, кто думает, что верит…

3. Вот потому-то несколько закрашенных маслом квадратиков разного цвета и размера, на  холстах человека и художника с польским именем и белорусской фамилией, жившего в совершенно определенную эпоху много чего нам несут. И даже тащут. И бросаются прямо нам в третий глаз. И  не только сам примитивный символ, что видится вам. Поэтому «квадраты» и прочая геометрия, никогда не выставляются галлеристами отдельно от других работ Малевича и не для того, что бы доказать вам, что Казимир был настоящий художник и той эпохи, и той живописи тех множества течений...  А  для того, что бы помочь вам, духовно убогим, распечатать ваше воображение, как бутылку коллекционного вина, чтобы разыгралось и подключилось куда надо, и помочь увидеть что-то еще, если вы вообще способны...   Самое обидное, что в обыденной жизни этим пользуются все и каждодневно, ну или почти все, кто на робота не похож или  кому Альцгеймера не поставили … 

Выучить квадратное уравнение и сдать не так сложно, можно и компьютер запрограммировать,  программу скачать. Сложно понять и представить что за ним... Гораздо сложнее представлять себе какую такую задачу, например: про трубы с бассейнами, про самолет ли или булочную промышленность можно решить с помощью тех самых уравнений. Как применить на практике эту абстракцию – и если ребенок это понял – он никогда не уже забудет и сможет стать грамотным управленцем. Опять же, если такие скучные дядьки и тетьки, кому не стыдно не понимать даже тупого и квадратного Малевича, его не остановят...