Тайна Дивеево

Маруся Соль Сергиева
Чудесное, замечательное утро. Как будто попадаешь в другой мир…
Дивеево... Это четвертый удел Пресвятой Богородицы, кроме Иверии (Грузии), Афона и Киева.
Небо высокое, облака…
Поют птицы…
Цветут цветы… Их много, они очень разные: голубые, розовые, желтые, белые, сиреневые, колышутся на ветру и тихо перешептываются…
Слышен шелест листьев… Как – будто деревья разговаривают с тобой и рассказывает тайны своей и твоей жизни. Если как следует прислушаться, можно найти ответы на многие вопросы.
Просто почувствовать, услышать, понять… саму себя и всех вокруг…
Дивеево погружает меня в давно забытые детские ощущения и воспоминания.
Вкус домашнего коровьего молока на губах. Ощущение легкого ветра, колышущего занавески, а когда идешь по улице – пряди волос. Кудахтанье кур, звонкие предрассветные крики петуха по утрам. Щебетание птиц, трели соловья. Почему-то не было только моего любимого стрекотания кузнечиков. Наверно, еще рано. 
Ночью видны звезды. Чувствуешь себя маленькой песчинкой в огромном всеобъемлющем мире. Мире любви и добра. И огромной необъяснимой радости.
Место святое. Здесь каждый день появляется Сама Богородица. Сама! Представляете? Это чувствуется. Когда идешь по Канавке Царицы Небесной чувствуешь себя самым счастливым человеком на свете. Просто так. Просто потому что живешь. Просто потому что здесь находишься. Просто потому что идешь по дорожке вдоль Канавки. Вернее, не идешь, а почти летишь…
«Богородице Дево, радуйся,
благодатная Марие,
Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
и благословен Плод чрева Твоего,
я;ко Спаса родила еси душ наших!»
Эти слова можно повторять бесконечно. Они сами звучат в душе…
И начинаешь по-настоящему радоваться. Радоваться какой-то необычной, духовной радостью.
Святая канавка повторяет путь, которым прошла Царица Небесная, взяв в Свой удел Дивеевскую обитель. Серафим Саровский говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
Детские такие ощущения безоблачного счастья и покоя. Когда ни о чем не думаешь, а только живешь, и от этого счастлив. Забываешь обо всем на свете, обо всех несбывшихся желаниях и мечтах, обо всем, что было или не было, или не сложилось, или не получилось. Понимаешь, что все не важно. Важно только то, что здесь и сейчас. Положиться на Бога и доверить всю себя в Его руки. Всю свою жизнь, судьбу, и даже мысли…
Мысли – главный враг человека. Часто путают человека и уводят совсем в другую сторону. Если безраздельно доверять своим мыслям, можно сильно запутаться и забыть, что такое быть счастливым. Паисий Святогорец часто пишет о добром помысле. Он очень помогает любому человеку выйти на правильную дорогу. Но большая часть мыслей обычного человека – это сплошная путаница. Читала когда-то книгу, которая называлась «Каковы твои мысли – такова и твоя жизнь…». Это абсолютная правда. Как мыслишь, о чем думаешь, так и живешь. Мне стало понятно, почему в Евангелии написано: «Непрестанно молитесь». Это для того, чтобы мысли были светлыми. Те самые, которая твоя жизнь. Молитва вытесняет из подсознания все ненужное, глупое, наносное  и то, что не твое, не от Бога, и не от тебя.
Главная борьба за человека идет именно на уровне мыслей. Враг рода человеческого внушает разные мысли. О том, что у кого-то что-то лучше, о том, что тебе нужно новое платье (пятое или пятнадцатое…), сумочки и туфли… и жить ты без этого не можешь. А когда получаешь это, понимаешь, что они ни на секунду не сделали тебя лучше, добрее и счастливее…
О том, что срочно нужно это, вот то и еще много чего… и еще как у соседа, или как у подружки.
И муж срочно нужен. А как же. У всех есть. Пусть будет. Чтобы как у всех.
Только муж как у всех тебя не устраивает. Тебе подавай такого и вот такого. В общем, такого, какого и на свете нет… или если есть, он тебя не выберет. Потому что тоже хочет такую и растакую…
И работа хорошая. И отпуск. Где-нибудь в самом лучшем месте. И квартира. И дача. И еще много чего…
Или о том, что вот тот или вот та … о тебе плохо думает или плохо относится… ну или тебе так кажется… Почему тебя опять не оценили?
Ты достойна самого лучшего.
И все одновременно. И главное – немедленно. Вот прямо сейчас. А если прямо сейчас нет – обижусь на весь мир и забуду, что такое радоваться и быть счастливой. А радоваться просто потому что здоров, ходишь, видишь, чувствуешь – это мы не умеем. Жизнь – самый большой подарок от Бога, какой только может быть. Сама по себе. Не зависимо от того, какая она.
Как Бог дает. Но и от тебя многое зависит. Строй свою жизнь с помощью правильных мыслей и главное – молитвы. Тогда все будет, даже, если на первый взгляд, кажется, что ничего нет.
Бог – Великий Промыслитель. Каждое обстоятельство жизни не случайно. Оно пришло, чтобы рассказать тебе что-то, научить чему-то, дать  понять что-то. Каждый человек, встречающийся на твоем пути – это твой учитель. А ты ученик.
Учись, а не пытайся учить.
Учись любить, не требуя взаимности.
Учись прощать каждый день много раз и быстро.
Учись надеяться, и главное – верить.
Верить Богу безраздельно и беспредельно. Доверять Ему всю свою жизнь. Каждое обстоятельство своей жизни.
 Евангелие от Луки 18:8: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"

Умеем ли мы по-настоящему верить? Беспредельно доверять Богу? Не унывать, не отчаиваться, не смотря ни на что? Просто верить и чувствовать, что все, что ниспослано – это от Бога. «От меня это было», как пишет Серафим Вырицкий («Разговор Бога с душой»).
А раз от Бога, то и проходить по полю жизненных обстоятельств нужно тоже с Богом.
Моя бабушка часто говорила: «Жить прожить – не поле перейти». А мне почему-то жизнь представляется длинным полем, по которому идешь, как  живешь…  И разное встречается на пути: и радостное, и грустное, и горькое, и доброе … И люди тоже разные. Как на поле, которое тоже может быть разным. И горькая полынь, и душистый запах цветов.
Это детское воспоминание, когда мы ходили по полю в соседнее село пешком. Именно походы по полю пешком были почему-то самыми счастливыми. Высокое огромное голубое небо с перистыми облаками. Колышущаяся трава. Запах цветов и полыни. Игрушки, которые мы делали из придорожных колючек лопуха. И ощущение бескрайнего простора, свободы и счастья… Чувство, что именно это и есть настоящая жизнь. Путь в соседнее село – маленький кусочек жизни, но такой счастливый.
А там, в соседнем селе, ждала бабушка Дуня. Самая добрая и всепрощающая бабушка, сестра моего дедушки. Досталось ей в жизни. Ой как досталось. Но это не сделало ее ни злой, ни недовольной. Была она очень светлой, доброй, отдавала всегда и всем последнее…  Мы так уже не умеем. Готовила так, что ни у кого и никогда не ела я такой вкуснятины. Всю душу вкладывала, поэтому и еда была такая, с душой.  Мой дедушка тоже всегда говорил – вложи душу в то, что делаешь. Тогда все получится. И еще у них с дедушкой была одна на двоих присказка. Когда дыня, груша (или что-то еще) были не очень сладкие, они всегда говорили «Разве она виновата?» И понимаешь, что нет, не виновата. Поэтому и ее тоже нужно кушать и радоваться ей ничуть не меньше.
Каждую беду, печаль, горе, случающиеся с человеком, можно возложить на Бога. И ноша станет легче. Вы будете нести ее ВМЕСТЕ. А с Богом - не так страшно.
А для тех, кто  по-настоящему верит – совсем не страшно. Но таких среди нас так мало. Мы только учимся верить, надеяться, любить… И жить. Жить и быть счастливым. Просто так. Просто потому, живем… вернее учимся жить с Богом.
Один священник (Протоиерей Павел Великанов) написал: «У Бога ни одна слезинка даром не пропадает – любую беду, любое страдание, каким бы оно не представлялось невыносимым, можно вытерпеть до конца, лишь бы вера была. …Только бы не вырвать в самозабвенном горе руку свою из десницы Христовой, только бы хватило мужества меньше жалеть себя и думать о себе, несчастном, а больше молиться и благодарить Того, Кто вырвал у смерти ее жало».
Каждая минута жизни, каждая капля дождя, каждый луч солнца – он не случаен. Он – и для тебя тоже.
Когда была в Дивеево – попала под ливень. Какой это был дождь!!! Это промочил меня почти насквозь. Смыл с меня все лишнее  и ненужное… Я шла под проливным дождем и была абсолютно счастлива. Во-первых, я люблю дождь. Во-вторых, я чувствовала стихию. Она говорила со мной. Она показывала мне, как прекрасна жизнь. Даже под дождем! Когда идет дождь, он знает, что делает. Он знает, для чего он, для кого он. А я, человек, не всегда знаю, что я делаю, для кого я и для чего я. Наверно, на эти вопросы мне еще только предстоит найти ответы.
Самый сложный вопрос, который всплывает у меня из подсознания по ночам: «Для чего ты?» Страшный вопрос, потому что я не знаю на него ответа. Пытаюсь хотя бы на миг зацепиться за тех, кому я нужна. Вернее, им нужна даже не совсем я. Им нужно, чтобы я просто была. И еще им нужна моя молитва. Но и это очень не мало. Мама, папа, родные – тут все понятно. Но для Кого я, все-таки? Для Чего? Каково мое предназначение?
Есть ли на свете человек, кому нужна буду именно я? Именно нужна, такая, как есть?  Реальная, а не придуманная? Кто сможет меня полюбить? Не захотеть, не просто добиться, а именно полюбить? Кого я тоже смогу полюбить? Не влюбиться, а именно полюбить? С кем мы могли бы быть единым целым? Разговаривать на одном языке? Смотреть в одну сторону? Понимать друг друга без слов? Уметь радоваться вместе и носить тяготы друг друга без ропота и усталости? Родить и вырастить здоровеньких деток? Вместе идти по жизни, не теряя в любви, а только укрепляясь в ней, в вере в Бога?
Я не знаю ответа на эти вопросы…
Каждому Бог дает свое. Кому-то одно, кому-то другое. Мне Бог дал очень много. Грех жаловаться. В какой-то момент мне показалось, что мы смогли поближе познакомиться с Богом, я почувствовала Его безграничную любовь ко мне, грешной.  И это стало самым прекрасным в моей жизни. После этого несколько лет я ходила с улыбкой на лице. Чувствовала близость Бога и была счастлива. Сейчас только начала унывать понемногу. Какие у меня для этого основания? Хочу того и этого? Да с чего ты взяла, что оно (он) тебе сейчас нужно (или нужен)? Если было бы нужно, Бог бы дал. А не случается…  Может, и не нужно? Или не время? Или нужен кто-то другой? Или что-то другое?
Умей смиряться  и прощать,
Не думать о плохом…
Умей любить и отпускать,
Быть женщиной во всем…
Учусь… хотя это очень сложно для меня… Смиряться… и отпускать…
«Я люблю, и значит, я живу…» Раз люблю, значит живу… Кто знает, люблю ли я? И сама не всегда понимаю…
Что такое любовь? В моем понимании это жертва. Если готов сделать для другого человека больше, чем для себя. Если готов делать не то, что хочешь сам, а то, что нужно другому. Нужно, может быть, не в конкретный момент, а в целом. И делать не один раз, а каждый день много раз. Прощать каждый день. Искать подход каждый день. Любить в каждый день жизни, не зависимо от обстоятельств и настроения. Делать маленькие такие незаметные приятные вещи, начиная от легкого прикосновения или поцелуя, любимого кушанья, строчки письма, ненавязчивой тонкой заботы…  Давать человеку не то, что ты хочешь дать, а то, что ему нужно в конкретный момент. Чувствовать другого. Уметь вовремя сказать нужно слово или промолчать. Вовремя остановиться, вовремя остановить или подтолкнуть к чему-то важному и светлому. Быть для ближнего одновременно очень мягкой и в то же время твердой. Показывать, как нуждаешься в защите и заботе, и в то же время быть с сильным внутренним стержнем. Прикрывать друг друга в сложные моменты. Не приставать с упреками и придирками в повседневной жизни. Где-то чего-то не заметить, не услышать, не ответить. Где-то схитрить, пошутить,  перевернуть с ног на голову, не обратить внимание. Может быть, даже взять вину на себя. Как говорила моя бабушка всякий раз, когда не у нее не было аргументов против упреков дедушки: «Ну что сделаешь? Дурна баба!»
Как же это сложно! Тут ради себя любимого не на все готов. А для другого… Но любви без жертвы не бывает, так мне кажется. Где-то прочитала: «Я люблю тебя – это значит, я готов взять твою боль на себя». Как это точно.
Смогла бы я полюбить так?
Сама не знаю.
А мои предки это умели и умеют. Заложена в них какая-то природная мудрость, терпение, сострадание. Природный ум, не обязательно образованность. И эта мудрость помогала сохранять семьи, и любовь в семьях. Даже представить не могли, что можно развестись и перестать терпеть… Просто не обращали на что-то внимание, привыкали и жили каждым днем, а не случающимися обидами и недомолвками.
Моя прабабушка хотела выйти замуж за одного парня. Родители хотели выдать совсем за другого. В итоге она сама для себя решила, что выйдет за первого, кто посватается. Посватался мой прадедушка. Она даже толком его не знала до свадьбы. Знала только, что у него мама добрая и хорошая. Потом только они познакомились и прожили длинную хорошую жизнь. Заботились друг о друге. И никакой влюбленности до свадьбы. А вот любовь была, забота была, уважение было. Трое детей. Когда прабабушку (уже в возрасте) парализовало, дедушка ухаживал за ней. А прабабушка до последнего дня жизни что могла, делала по хозяйству и для внуков и правнуков. Она не ныла, не стонала, а просто делала, что могла, на что было силы.
Иногда достаточно просто поговорить с бабушками, дедушками, стариками, кто еще остался в живых. Напитаться от них природной любви и мудрости… Как нам этого не хватает сейчас …  У нас почти нет хороших примеров, особенно на экранах телевизоров. Чаще всего показывают, «как не надо делать», но мы берем это за образец. Вот и мучаемся… А бабушки и дедушки очень часто забыты, даже если накормлены и напоены, и разговаривать с ними никто не хочет. А кто-то вообще в доме престарелых. Как же они передадут нам основные принципы жизни? Как? Если с ними никто не хочет разговаривать? КАК они научат нас молиться, прощать и терпеть, если не своим примером?

***
P. S. Продолжение следует по запросу читателей…