Мат Легаля как это было?

Алексей Ратушный
Пришла!
Пришла пора рассказать о том, как это было!
Тем более, что выдалась свободная минутка!
Десять лет я работал на улицах Киева профессиональным шахматным игроком.
Я был самым маленьким профессионалом, потому что играю слабо.
Слабенько!
Но достаточно, чтобы любители отвести за доской душу отдавали мне по паре гривен за партию.
На деньги я не играл принципиально.
Строго за!
Две гривны – и лёгкая партия по пять минут каждому вам была обеспечена.
Есть двадцать гривен?
Значит пара часов приятного блица с приятным, интеллигентным, много чего слышавшим партнёром вам обеспечена.
Нет денег?
Это в соседнюю скамеечку.
Шахматы меня не кормили.
Отнюдь!
Они меня подкармливали.
И немножко подлечивали.
В парк Шевченко с памятником Тарасу Григорьевичу Шевченко, что рядом с бульваром Шевченко, где с одной стороны музей Т.Г.Шевченко, а с другой филологический факультет университета имени Т.Г.Шевченко я ходил ежедневно, как на работу.
В любую погоду!
И играл!
Играл!
Играл!!
Играл самозабвенно!
Вдохновенно!
Страстно!
Но слабо!
Слабенько…
О чём это мы?
Ах, да!
О мате Легаля!
Мат Легаля я впервые вычитал в шахматной книжечке.
Может быть даже у Майзелиса.
Или в …
Не вспомню сразу.
Так много всякого читал в раннем шахматном детстве, что боюсь ошибиться.
Вообще-то, если честно, ошибиться я совсем не боюсь.
Почему:
Да потому что давно понял: мы только то и делаем, что непрерывно ошибаемся!
Человек – существо ошибающееся.
А вовсе не «зоо пери политон», как намекал нам дивный Аристотель.
Конечно живущее.
Безусловно в полисе.
Но человеком нас делает именно способность и талант непрерывно во всём ошибаться!
Недаром самый великий наш мировой писатель – Толстой Лев Николаевич – писал в своей бессмертной «Войне и мире» - а книжечка самая шахматная в мире!!! – «Шахматист ошибается каждым своим ходом, но замечает только те ошибки, за которые его наказывают!»
Не знаю, может быть ему это и лично Фёдоров подсказал, но написал именно он!
Гениально!
Самый сильный шахматный текст из прочитанных мною у других!
А я много чего прочитал!
Лучше и глубже и не скажешь!
Не зря человек повоевал на четвёртом бастионе в Севастополе!
И там лично видел, как играет великий наш Урусов!
В шахматы!
Сразу с тремя!!
Под пулями и снарядами!!!
Вот такое лично посмотришь и выдашь подлинную мощь и глубину!
Лев, он и в Африке – лев!
А ведь мне довелось и другого «не шахматного» писателя почитать!
Он свою книжечку так прямо и начинает:
«Я люблю приходить сюда! Здесь можно увидеть самые красивые ходы и услышать самые некрасивые разговоры! Здесь подвизаются великий Филидор и хитроумный Легаль!»
Этого автора принимала с восторгом лично Екатерина Великая!
К его визиту в России вышел перевод «Характеров» Феофраста от Алексея Поспелова!
Его обожал величайший мировой теоретик классовой борьбы…
А называлась книжечка странно: «Племянник Рамо».
За точность своей версии перевода не ручаюсь.
Это я так прочувствовал великий текст.
Да!
Самые прекрасные ходы и самые паршивые разговоры!
О, Париж!
Вот, выдалась минутка, и я готов поведать вам величайшую тайну: как это было на самом деле!
Потому что наши любители шахмат от литературы с удовольствием этот мат показывают.
А вот как оно было – нигде, ничего, ни словом…
Если послушать авторов, то Легаль – реально великий мастер, а его соперник в этой партии – слабачок, который вообще играть не умел!
Надо очень долго играть за денюжки на улицах наших городов, чтобы прочувствовать реалии случившегося.
Человек – существо ошибающееся!
Непрерывно!
Во всём и всегда!
Жениться или не жениться?
Лучший ответ прозвучал в такой редакции:
«Как бы ты не поступил, всё равно будешь жалеть об этом!»
Мы реально непрерывно ошибаемся.
И реально замечаем только те свои ошибки, за которые нас наказывают.
Толстой – гений!
И один этот его текст стоит всех скрижалей мира!
И важны даже не сами по себе слова, а именно идея в них заключённая, как таковая!
Приведём один конкретный пример.
Легаль играл на ставочку.
В кафе.
В этом кафе шахматная доска и фигуры выдавались посетителям, поскольку находились в тексте меню!
Заходите в кафе.
Занимаете столик.
Знакомитесь с меню.
А там традиционный перечень блюдов и закусок.
И отдельным пунктом – шахматы!
За символическую плату!
Сравните: сидеть на улице под дождем на скамеечке, прикрывая зонтиком доску и фигурки и ожидать случайного скучающего партнёра или расположиться в уютном кресле за приятным столиком, за чашечкой ароматного кофе! А по центру этого столика лежит чудесная деревянная доска и украшает её набор деревянных отполированных десятилетиями роскошных шахматных фигур!
Хозяин кафе понимал толк в менеджменте!
Слава этого кафе шагнула далеко за пределы Парижа и Франции.
Именно в этом кафе Анри Деникан Филидор изрёк однажды:
«Пешка – душа шахмат!»
В этом кафе поиграют потом и грандиозный Стаунтон, и непостижимый Андерсен, и непобедимый Морфи!
Здесь будут вникать в тайны позиций и гениальный Стейниц, и неистовый Чигорин, и фундаментальный Ласкер, и блистательный Капабланка!
Сам Алёхин здесь будет создавать очередной комбинационный шедевр!
Но сейчас за столиком сидел невозмутимый маэстро Легаль!
И тот, кто занимал место за столиком Легаля напротив был мастеру прекрасно известен!
Умный, решительный, весёлый, особенно выпив чуть-чуть, бесстрашный поклонник его – Легаля – таланта.
Они играли не раз и не два!
Еженедельно приходил сюда этот молодой человек, чтобы поиграть с маэстро на крошечную ставочку.
Отвести душу!
Погреть себя ароматным индийским чаем.
И сыграть!
И выиграть!
Да, это невероятно, но только не сегодня!
Сегодня, несомненно, его день!
И они приступили!
Маэстро резво вывел слона и обоих коней, а его партнёр также привычно открыл дорогу белопольному слону, который не замедлил прочно стреножить самого опасного из коней партнёра!
И здесь мудрейший Легаль задумался.
А столик уже окружила группа завсегдатаев, ожидавших великой расправы.
По тихому заключались маленькие пари на игру большого мастера.
Соперника доброго Легаля здесь хорошо знали.
Многие уже сами проигрывали ему на ставочку и потому с большим любопытством смотрели на доску.
Что-то сейчас выкинет этот остроумнейший старик!
Легаль задумался.
Лёгкая тень пробежала по лицу мастера.
Он нахмурился, и потянулся правой рукой к слону, а по пути как бы случайно задел своего прочно связанного коня!
Конь упал и как-то обиженно посмотрел на уронившего его седовласого маэстро.
- Поправляю! – воскликнул мастер и судорога отчаяния пробежала по его скулам.
- Пардон! Вы задели коня! – безжалостно возразил молодой партнёр!
- Тронул – ходи! – одобрительно зашумели зрители.
- Но ведь очевидно, что я случайно! – растерянно и расстроенно отвечал маэстро, вертя в руке поднятого коня… Не нарочно!
Но публика и партнёр желали крови!
Мастер расстроенно и безнадёжно крутил коня над доской, не решаясь выбрать поле, и затравленно смотрел на застывшую от предвкушения редчайшего зрелища аудиторию.
А его юный соперник уже держал руку наготове, собираясь незамедлительно уничтожить ферзя Легаля.
- Э-эх! – отчаянно мастер опустил коня в центр на поле, занятое защищённой пешкой.
Партнёр на миг задумался… Конечно можно взять коня, но ферзь – он и в Африке ферзь!
Слон заменил ферзя с таким торжеством, словно это победитель устанавливал флаг над поверженной крепостью…
Теперь маэстро хитро подмигнул аудитории и его слон с таким же стуком и столь же торжественно утвердился на месте пешки подле короля партнёра.
- Шах!!!
Молодой человек двинул своего короля на единственно возможное поле.
- И что далее? – он явно недооценил своё положение.
- Вам шах и мат! – маэстро Легаль был серьёзен и даже привстал, протягивая партнёру руку.
Зрители засмеялись и зааплодировали!
- Уел! Натурально уел!!
- Боже! Как красиво!!
- Вот это уж мат, так мат!
- Всем матам мира – мат!
Прошли века!!!
Но этот мат не забыт!
Миллионы, десятки миллионов любителей во всём мире смотрят с восхищением на эту неземную красоту.
На эту потрясающую ясность и лаконичность.
Полотна величайших художников мира бледнеют перед этим совершенством формы!
Маэстро умело создал ситуацию, когда разгорячённый соперник не мог чисто психологически отказаться от «подношения» в виде ферзя.
Без «случайного» задевания коня партнёр обязательно погрузился бы в тревожные раздумья о том, почему это вдруг мастер отдаёт ему столь важную и сильную фигуру. И мог вполне разобраться!
Но сюжет со «случайно тронутой» лошадкой и нервное вращение фигуры как бы от отчаяния не ведающим, что делать, партнёром ввели соперника в соблазн стремительного «естественного» и «очевидного» хода.
Это теперь, спустя два века, мы учим детишек:
«Очевидные ходы проигрывают»!
А тогда…
Воистину, человек ошибается каждым своим движением.
О, Париж!
О, мсье Легаль!!!