Старая школа, что стояла в центре большого села, вспоминала былые годы. На дворе каникулы. В школе тихо. Сидит в вечернее время за закрытыми дверями сторож перед экраном монитора, механического «охранника», и следит, нет ли кого рядом, или не появился ли кто-то, кто может нарушить тишину в стенах или за стенами школы. Тихо, однако. Только мерцает экран, да тихонько гудит механизм.
Вот и ночь пришла. Совсем темно за стенами. Сторож задремал, уронив голову на сложенные на столе руки. В классах, в коридорах, и залах гулкая тишина. За стенами проснулся ветер. Зашумели стоящие рядом голые тополя, заскребли голыми ветками по стенам. И опять тихо. Только полная луна глядит в окна классов и коридоров, ложится полосами света на полы и стены. Все спит вокруг.
Не спится только школе. Вспоминает она, как строили ее всем селом, и первые школьники, переступили ее порог незадолго до начала войны. Помнит она, как надели солдатскую форму мальчишки и девчонки, только что получившие аттестат зрелости и, вместо дальнейшей учебы, ушли воевать.
Вспоминает школа, как в стенах ее был военный госпиталь, и везли сюда раненных солдат. И сколько их снова ушло на фронт, и сколько остались здесь навсегда. Школа это тоже не может забыть. Да и как забыть? Стены ее и сейчас хранят солдатскую боль и кровь.
А потом село осталось в тылу. И командовали в нем фашисты. Не может она забыть, как стала в ней немецкая управа, как пытали и казнили в подвалах партизан и подпольщиков.
Но все это прошло. Война закончилась. Пришел в село мир.
В школе вновь зазвенели голоса детей. Шустрые первоклассники бегали в переменки по коридорам и кричали от восторга. Степенные старшеклассники гуляли и тихо вели разговоры между собой.
Со звонком школа утихала. Учителя расходились по классам, и начиналась учеба. А экзамены в то время начинали сдавать в 4 классе и до 10 каждый год. Школа помнит, как все затихало в эти дни. В младших классах экзамен принимали классный учитель и завуч. Все было просто, понятно и совсем не страшно.
А вот экзамены на аттестат зрелости были строгими. Да-да!
Принимала их комиссия. В комиссии представитель отдела образования района или города, завуч школы, учитель-предметник. Билеты для экзаменов были тайной. В школу их приносили только в день экзамена из отдела образования. И все проходило без лишних волнений, тихо, мирно и спокойно.
А потом, школа это помнит, появились кабинеты. Кабинет математики, физики, географии, истории и др. В перемены толпы учеников шли вниз и вверх по лестницам с этажа на этаж, сновали по ее коридорам.
Экзамены остались только в 7 и 10 классах.
После перехода к обучению 11 лет, экзамены были в 9 и 11 классах.
Да! Школа помнит, как приходили в школу ребята из других школ. Кто-то из них долго привыкал к новой школе, а кто-то осваивался очень быстро. Ну, и программа была одна по всей стране, и ребята из других школ не испытывали неудобств.
Началась Перестройка. И пошло-поехало. В каждой школе стали свои прибамбасы. И в моих стенах тоже появились классы с усиленным изучением математики, иностранных языков, литературы. И у школы появилась собственная программа обучения. Переход из школы в школу стал проблемой.
Теперь в день экзаменов школа пустует. Для всех дополнительный выходной. Могут приходить только те, у кого экзамен.
По углам школы на крыше пулеметы на 4 стороны, чтобы и мышь не прошмыгнула. У входа с двух сторон автоматчики. Ученики на входе идут сквозь металлоискатель. В коридорах, классах, даже в туалетах видеокамеры.
Даже стены мои стали страшиться. Не дай бог.
Я не переживу такого.
Видно, пришло мое время .....