Надлом. Часть 1. Глава 22

Любовь Голосуева
Солдат.

Весной пришла повестка Еське. Призывали его на срочную службу в армию. Хочется ему пойти в армию и боится, что обидится на него Дуня, заскучает без него. Привыкли они друг к другу, стали как родные.  Пришел он  из конторы.  Не знает с чего разговор начать.
- Дуня, это, таво сегодня повестки прислали с району. Пять хлопцев забирают. А что если меня тоже заберут. Как жить будешь?
-  Да знаю я, Еся, что забирают тебя. Ты вот что, не думай ничаво, езжай на службу.
- Так ить председатель еще в 48 годе  говорил, что я давно вышел из призывного возраста.
- Записали тебя в сельсовете, фамилию тебе присвоили Васенко, теперь ты не безродный, а солдат Красной Армии будешь. Я молиться за тебя буду, чтобы лиха не случилось с тобой.
- Спасибо, Дунюшка, сестрица моя, это я буду молиться на тебя до гробовой доски.

Пришел назначенный день Еське уходить в солдаты.
- Ково звать на проводины будем, Дуняша? Родни у меня нетути никово,  и у тебя тоже.
- Всех, Еся, будем звать и председателя позовем, пусть будет заместо отца тебе. А кому приходить, пусть сами решают. Завтра объяви в конторе всем  мужикам, чтобы приходили вечером до нас. А я женщин позову.
Гуляла по весне вся деревня. То в одном конце улице справляют проводы в армию, то в другом. Парни нахальничали с девчатами, тискали на гумне всех подряд, как будто прощались навсегда. Гуляли до утра, возвращаясь домой по хрупкому весеннему снегу. Получали тумаков от родителей, что просыпают утром на работу.
- Как родная меня мать провожала.
Тут и вся моя родня набежала, - лилась песня под гармошку далеко за пределы деревни.

Забирали Еську в один день с Петькой Копосовым. Накануне вечером он пошел к Бузейчихе, где молодые парни и девчата собрались на посиделки. Он редко бывал на посиделках, все больше около  женатых мужиков крутился, которые собирались по вечерам посудачить, обсудить новости, привезенные из района: зимой  у кого-нибудь в хате, а летом на бревнах.
Посиделки были в самом разгаре. Петька  Копосов был изрядно навеселе, лихо отплясывая цыганочку, приглашал всех  подряд в пару. Не удержалась и старая Бузейчиха. Накинула цветную шаль с кистями, вышла на середину хаты, широко раскинув руки, и пошла  по кругу за Петькой.  До того уморила парня, что увидев вошедшего Еську, он прямо в пороге раскланялся перед ним, передавая танец, а сам кинулся в кучу девчат, сидевших на скамейке.
-  Девочки-беляночки, пойдемте на гуляночки. Скоро бабы будете, гуляночки забудете, - из последних сил пропел он и уселся на освободившееся место.
- Ух, красавицы мои! Полюблю сегодня всех, а Марусю больше всех!
Он обнял девушку, пытаясь поцеловать. Маруся покраснела от неожиданности. Она сегодня первый раз тайком от мамы пришла к Бузейчихе на посиделки из любопытства. Ей исполнилось  только  шестнадцать лет.
-  Ты, Петька, Марусю не тронь, мала она еще, - обрубила ухажера Валентина, старшая сестра Маруси
-  Жди меня, приду из армии, сватов зашлю, - успел шепнуть девушке Петька. 
- Пошли, Маня, домой, пока тятя не спохватился тебя. Попадет мне, что привела тебя сюда.

Бузейчиха накинула на Еську шаль, прижала к себе и давай припевать, как молодайка:
-  Суженый мой ряженый, половиночка ты моя Богом данныя, на кого ты меня покидашь, молодицу ненаглядную. Как мне времечко коротать без тебя, одной на гуляночки не ходимши, на хлопцев не смотремши. Увяну я, как цветок сорванный, засохну, как травиночка скошенная.
Смеются парни и девчата бабушкиным причитаниям, а Еська не растерялся, да и подыгрывает:
-  Любушка моя ясноглазая. Времечко пролетит, не успеешь лен дотрепать по осени, как вернусь я домой с медалями, заживем мы с тобой в любви и согласии, - потом подождал, когда утихнет смех и объявил всем, чтобы приходили к нему завтра на проводины.

Петька Копосов утром не явился на ферму.
Иван пришел из конторы. Снял ремень и давай будить гуляку.
-  Ах, ты, сукин сын! Спишь! А коровы голодные стоят, - стеганул он ремнем сына.
- Тятька, ты чего! - подскочил парень.
- Я сейчас покажу тебе чего!
- Все равно завтра уеду, пусть другого кого назначат солому возить.
- Не тебе решать, когда и кого назначать! Марш на ферму, пока я с тебя три шкуры не снял!
- Ладно, сейчас поем и пойду, -  парень потянулся к кружке с рассолом, приготовленным для него матушкой.

- Что, нагулялся? В наше время парни вели себя достойно. Честь свою мы  не срамили, девок  не портили.
- А я что?
- Молчи сопляк! Зачем к Марусе приставал? Сегодня Устин пообещал тебе ноги выдернуть вместе с женилкой, если что плохое удумал. Гуляйте с переростками!
- Не трогал я Марусю, она соплячка еще.
- То-то же!

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/13/520