Риторический вопрос

Генна Влас
Иду я, значит, по асфальтированной дорожке между девятиэтажными домами сравнительно недавно построенного микрорайона. Его строительство проходило на закате большой страны с названием СССР. Думаю, что такую страну все ещё очень хорошо помнят.
Навстречу мне идут две женщины среднего возраста. В общем, идут мне навстречу по асфальтированной дорожке такие женщины, при виде которых я сразу мог подумать, что они успели побывать и в пионерах, и в комсомольцах, а теперь, вероятно, активные общественницы в домовом комитете. Поравнявшись со мной, женщины остановились, и одна, как бы ненароком, меня спрашивает: «Можно задать Вам один вопрос?»
- Да хоть два, - про себя думаю.
А им отвечаю: «Задавайте, пожалуйста».
- Как Вы считаете, - спрашивает одна из них. – Возможен ли мир без войны?
- Это как? – растерялся я в первый момент от такого неожиданного для меня вопроса.
- Ну, когда нигде в мире нет войны, - подключилась напарница.
Тут моя рука автоматически потянулась к тому месту, где находится мой затылок, но я её вовремя одёрнул. А про себя опять подумал: «Кажется, издеваются надо мной бабы».
- Нет, - говорю, осмелев, - невозможен.
- Вы так считаете? – уже хором задают мне дополнительный вопрос на засыпку эти милые женщины.
- Делать вам нечего, - опять про себя думаю.
А им отвечаю: «Да … Я так думаю».
И, посчитав диалог исчерпанным, иду дальше. Прошёл несколько шагов от места мимолётной встречи, и ловлю себя на мысли: «А, собственно, почему же это я так, почти не задумываясь, ответил этим милым дамам?»
Иду дальше и уже пытаюсь проанализировать только что состоявшийся диалог. Вспоминаю, что вначале я вместо конкретного ответа на вопрос собирался отшутиться. Но мне, к сожалению, в тот момент не пришла в голову ни одна из спасительных шуточек.
- Возможно, этим дамам и не требовался мой ответ. И какой-то ответ на свой вопрос у них, вероятно, был заготовлен заранее, - иду и рассуждаю далее.
Но, по мере моего удаления от места неожиданной встречи, я всё больше задумывался над вопросом, на который совсем недавно так лихо ответил.
- Ну, почему же? Наверное, может не быть нигде в мире войны хотя бы какой-то короткий промежуток времени. Правда, я теперь не могу ответить, когда это было, но возможно и было. Проще, наверное, ответить на вопрос: «Какое самое большое время не было в мире войны в ХХ веке?»
Я пытаюсь вспомнить, сопоставляю даты: Японская, I-Мировая, Гражданская, Испанская, II-Мировая … Но это же только те войны, в которых принимали участие русские и Россия.
Но, всё-таки, были же, наверное, какие-то промежутки времени, когда войны на Земле совсем не было. Но, тогда какие они?.. День, неделя, месяц, год, два …?
- Китай … - подсказывает мой внутренний голос. – Вот там и народу теперь полтора миллиарда. Но и Китай воевал и с Японией и со своими хунвейбинами. Но всё-таки, видимо, благодаря своей Китайской стене он воевал меньше. Вот и считается, что возраст Китая около пяти тысяч лет. Кто ещё может сравниться с таким долгожителем?
Помните у историка Льва Гумилёва, сына Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, каждое существующее или существовавшее в истории государство подобно живому организму проходит все те же стадии развития и угасания, что и живой организм. А период его наибольшего развития – взлёта Гумилёв объясняет тем, что в это время в государстве живут и творят наиболее активные люди – пассионарии. Эти пассионарии, двигая историю своих государств, естественно задевают историю сопредельных государств и народов. И порой, это становится возможным и достигается только через войны. Другой вопрос: «Что считать войной, и какая война может быть?»
Ведь и война-то может быть разной, а год от года букет разновидностей войны только увеличивается: горячие, холодные, спортивные, информационные, гибридные, партизанские … Ещё какие? Ну, наверное, есть войны объявленные и необъявленные. Даже, если считать только горячую фазу войны, то можно ли её вычислить? Вот, например, столетняя средневековая война между Англией и Францией не могла же проходить в активной фазе все сто лет. Иначе, видимо, совсем не осталось какой-то. А холодная война?.. Она что, совсем безобидна? Можно и словом, приправленном санкциями, успешно воевать.
Вот заявил недавно президент США, Дональд Трамп, что это Америка выиграла (т.е. победила) в двух последних мировых войнах, и у меня появилось чувство обиды за своих предков. И подумалось мне, что памятники моих близких: моего отца Сергея, моего дяди Коли, и моего дяди Миши – участников II – Мировой, зашевелились от возмущения на своих могилах, и даже скромный памятник моему Деду Тимофею – участнику I-Мировой, зароптал на такое высокомерное заявление, пусть даже не нашего президента.
Так что, думаю, я правильно ответил тем любознательным женщинам: «Война в мире идёт и не прекращается».

10 декабря 2017 года.