Ледник

Владимир Бородин 2
Моя первая ошибка.
Это случилось в далеком 1980 году. Год для меня получился переломным. В том смысле, что я надолго "заболел" водным туризмом!
Началось это весной. Наш строительный трест раз в году организовывал поход в Карпаты. По прекрасной и бурной реке Черемош. И я в том году попал в группу. Удовольствие неописуемое!!! И, что самое важное, в том походе я сдружился с Преседателем нашего городского клуба туристов.
С этого вся жизнь дальнейшая сделала крутой поворот!!
И уже в августе того же 1980 года, я, в группе из 9 человек, отправился на Алтай! Нам предстоял сплав по красивейшей и сложной реке Катунь. Река великолепна! Во время сплава, отовсюду была видна вершина горы Белуха. Над вершиной, как привязанное, все время висела туча. Красиво и необычно для глаз жителей равнины.
Как оказалось, руководителем нашей группы был предусмотрен радиальный выход на Белуху. Что это такое - радиальный выход? А вот что...
Мы спрятали все наше снаряжение на берегу Катуни, а сами, взяв только необходимые продукты на 2 дня, отправились на гору. Вы думаете, я никогда не слыхал поговорку про умного, который в гору не пойдет? Слыхал! Как оказалось, я ее просто недопонимал!!!
И вот... мы карабкаемся все выше и выше. В нашей команде были две девушки. Через какое-то время, руководитель распределил их груз на нас, остальных. Девушкам было не выдержать! И тут мы, мужчины начали понимать другую умную поговорку - лишняя соломинка ломает хребет верблюду!
Если до этого я от всей души любовался красотой горы, восхищался каменной рекой, змеей спускавшейся с вершины, подобно настоящей реке, то теперь все внимание было переключено на тяжесть рюкзака. Стало не до красот... Хотя симпатичные суслики, сидевшие практически на каждом камне, веселили. Стояли таким столбиками, скрывались при нашем приближении и, появляясь за нашими спинами, пронзительно свистели, как бы насмехаяясь над потугами человеков покорить гору.
В общем, переночевав, командир принял решение возвращаться вниз, ведь поход требовал точного графика, иначе мы могли опаздать на самолет домой. А ночевали под самой тропой на перевал. Тропа была еле заметна, но это точно была тропа.
Мы, трое строителей, выпросили разрешение подняться наверх, пообещав догнать группу к вечеру.
Оставив рюкзаки внизу, мы бодро начали карабкаться на перевал. Почти достигли вершины, когда два моих товарища предложили возвращаться. Я никак с этим не хотел согласиться и полез вверх в одиночку. О чем я думал? Да ни о чем!!! Скорее всего, я понимал, что во второй раз мне уже никогда не посмотреть ледник, не узнать что это за зверь и с чем его едят. А мне очень хотелось!!!
И я забрался!
И замер в полном восхищении! Ледник огромным белым языком как бы сползал вниз. Там был обрыв, за которым он исчезал... я страстно захотел посмотреть куда? Кинув взгляд назад, я увидел свои спутников, уходящих вниз... Черт с вами, подумал я тогда.
Погода стояла просто замечательная!!! Одет я был в маечку с коротким рукавом и тренировочные брюки. На ногах кеды.
И я пошел вниз по леднику... Ничто не предвещало беды... я даже майку снял, подставляясь солнышку. Стояла полная тишина. Абсолютная тишина! Пологий спуск скрадывал расстояние и мне казалось, что до края ледника не так уж и далеко, дойду...
И тут... что-то стало мне мешать! Я еще, не понимая что именно, прислушался. Чтоб я сдох - это были звуки ручьев!!! Откуда? Звук все нарастал и стал уже больше похож на шум реки.
Пройдя еще несколько метров вниз, я понял, что произошло: от солнечного тепла открылись замерзшие ручейки. Они стекая вниз, соединялись в небольшую, но уже в полном смысле реку! Я прикинул расстояние, разбежался и перепрыгнул эту ледяную речку. А шум воды все нарастал и это стало меня пугать. Но я упорно продвигался вниз, к обрыву...
Снова что-то изменилось и снова я не сразу понял, что именно.
Я стал мерзнуть... Удивленно оглянувшись, увидел, что солнышко, еще совсем недавно ласково гревшее меня и ледник, начинает прятаться за тучу, висевшую над вершиной. А край ледника был уже так близко...
Надетая майка совсем не спасала от холода. Сначала я стал испытывать страх, потом (когда я плюнул на желание видеть край ледника) страх стал превращаться в ужас!!! Я помчался назад. Кеды мои скользили по льду, меня колотило от холода и... передо мной была ледяная река!!! Ее уже было невозможно перепрыгнуть!
Я метнулся влево, кинулся вправо... все бесполезно! Впервые у меня сверкнула мысль, что с горами шутки плохи! Отчаянные одиночки серьезно готовятся к таким походам, предусматривают все, а не прогуливаются по леднику в майке и кедах...
А я замерзал! Я бегал, прыгал, хлопал по себе руками и не сразу заметил, что вокруг стало тихо. Боже! Замерзал не я один! Ручейки и речки ледника тоже! Лед был совершенно прозрачный, подо льдом была видна несущаяся вниз вода. Проверить прочность льда было нечем, а я уже был близок к полному страху, к отчаянию...
Не пытаясь представить себе последствий своего поступка, я разбежался и... по льду проскользил к противоположному краю реки и выбрался на лед.
Теперь я уже мчался что есть сил к тропе, ведущей вниз. Только она мне казалась моим спасением! Вот и она... я стоял тяжело дыша. Страх еще не полностью покинул меня, но... хорошим было уже то, что снова появилось солнышко. Это выглядело так, как будто мне сказали: все позади, успокойся и никогда больше так не делай.
В ту минуту, я помню, что рассмеялся и громко сказал: умный в гору не пойдет и... я тоже не пойду.
Благополучно спустившись, я схватил свой рюкзак и кинулся догонять товарищей. К вечеру я уже был вместе со всей группой!
Когда я рассказывал, каково мне пришлось, руководитеь группы обозвал меня идиотом. А я сделал для себя вывод...
Еще ведь даже догадаться не мог, что мне предстоит 15 лет руководить своей группой и таскать их по всему Союзу. Взрослые и дети...
А вывод, который я сделал тогда, под горой Белуха, помогал мне и моей группе избежать непрятностей. Только потому, что я понял - НИКОГДА НЕ ПОТАКАТЬ ЖЕЛАНИЮ ЛЮБОГО В ГРУППЕ, ЕСЛИ ЭТО ИДЕТ ВРАЗРЕЗ С МОИМ ПОНИМАНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ!!!
Впечатлений тогда я получил море и никак не мог предполагать, что ровно через 10 лет, я совершу свою вторую ошибку - снова полезу на гору...