О потере качества и ответственности

Друг Народа
Мы все уже привыкли к новостям об авариях и происшествиях. Их стало так много, что для того, чтобы взволновать людей уже требуется нечто неординарное, нечто совсем уж выходящее за рамки допустимого. И недавно Роскосмос, который и так уже стал одним из постоянных хедлайнеров по новостям об авариях, сумел еще раз выделиться. Очередной запуск ракеты Роскосмоса на этот раз привел к потере сразу 19 спутников. Можно добавить и к репутационным потерям, однако   вряд ли Роскосмос понес потери, связанные с репутацией, так как он уже давно приобрел другую – как организации, которая стала символом плохого качества и коррупции. 

Когда мы сталкиваемся с очередной аварией, то люди сразу вспоминают советские времена и противопоставляют их нынешним. Действительно, даже с учетом советской информационной политики, которая могла замалчивать даже крупные аварии и происшествия, не говоря о незначительных,  следует признать, что в наше время аварийность значительно возросла.  Для объективности, также следует учитывать, что аварии неизбежно сопровождают деятельность людей во всех странах. Вспомним взрыв американской космической ракеты во время взлета или аварию Шатлла при возвращении с космоса. Такой дотошный и аккуратный народ как японцы допустили взрыв на атомной станции Фукусима, последствия которого они будут расхлебывать еще долго. Но при том, что аварии неизбежны в любом обществе, следует признать, что в ведущих странах мира они не происходят с такой частотой, как в России и в других постсоветских государствах.

Что привело к росту аварий и катастроф в России и в других постсоветских странах? За многими авариями стоит элементарный износ оборудования. Ведь многие здания и техническое оборудование, введенные в строй еще в советское время, уже давно отслужило свой срок или приближается к предельному сроку эксплуатации. А с учетом того, как их содержат и как проводят профилактические работы, можно удивляться тому, почему все это еще работает. Но главной причиной аварий является потеря качества работы и одновременный рост безответственности. Когда эти две тенденции пересекаются, то, тогда образуется общественная среда, которая оказывается благоприятной для аварий. Конечно, следует добавить и коррупцию. Ее роль в росте аварий очень большая. И не только из-за воровства и взяток, а в основном значении этого слова. Ведь оно по своему первичному смыслу означает порчу определенных вещей и человеческих качеств. И мы видим, что у  многих постсоветских людей испортились качества, которые связаны с  профессиональным долгом  и элементарной ответственностью.

Как решить эту проблему? Вернуться к сталинским методам поддержания дисциплины уже невозможно. Те, кто мечтает об этом, могут вспомнить пародию на такое восстановление, которую мы наблюдали в период короткого андроповского правления.  Андропов, став генсеком, решил укрепить дисциплину в стране и организовал рейды по магазинам и кинотеатрам, с целью выявления тех, кто мог в это время прогуливать свою работу. Но не успели, ностальгирующие по сталинским временам, возрадоваться «установлению порядка», как фарс по неосталинскому восстановлению быстро выдохся, породив насмешки, анекдоты и увеличение неуважения к власти и советской системе в целом.

У советских людей конца 80-х и начала 90-х прошлого века, была инфантильная надежда на рыночные законы, которые автоматически установят гармонию в экономических отношениях между субъектами рынка и одновременно воспитают ответственных, а также постоянно пекущихся о качестве производителей товаров и услуг. Но наши люди, закаленные в суровой борьбе с советской системой, гордо отказались следовать и требованиям рынка. Они не стали, как жалкие конформисты  приспосабливаться к нему, а приспособили его к себе. В результате получился какой-то гибрид или мутант, который, если и рынок, то, скорее, колхозный, чем тот, который пытались импортировать с Запада. Такой рынок не мог сформировать ответственное отношение его участников к труду и качеству результатов своей деятельности. Как итог, потеряв советское отношение к труду, которое было синтезом страха, долга и личной заинтересованности, мы пока не смогли создать другую систему мотивации к качественному труду, не создали необходимую массу ответственных работников.

Как создать новую систему ценностей, которая будет формировать трудовые установки, способствующие созданию  качественных вещей и услуг, способной вернуть постсоветские страны в поле научно-технического прогресса? Способствующей воспитанию работников, ориентированных на инновации и  производство высокотехнологичной  качественной продукции. Если не решить задачу по формированию новой системы ценностей, то Россия, да и остальные страны постсоветского пространства, будут обречены на отставание не только от  стран первого мира, но и от других динамично развивающихся стран второго мира. Сегодня – это проблема самая важная для бывших советских республик, но и власти, и, так называемое экспертное сообщество, не говоря о широких народных массах, практически не задумываются об этом.