2. Командир РПК. Личная ответственность

Альберт Иванович Храптович
         (Продолжение. Предыдущее см. http://www.proza.ru/2017/12/06/456). 

        Думаю, надо сказать несколько слов о том, в чем особенность выполнения боевых задач подводным ракетоносцем в отличие от многоцелевой подводной лодки, и о роли его командира.
 
        Нередко меня спрашивали и во время службы, и особенно после увольнения в запас - а не приходила ли Вам в голову мысль, что произойдет там, куда упадут ваши ракеты? Там ведь люди, и не только военные...

        Ответить на такой вопрос очень непросто и нелегко. Но мы твердо знали - на нас лежит колоссальная ответственность:  даже две-три наших баллистических ракеты той мощности, которая у нас на борту, не говоря уж о полном залпе, способны остановить любого противника, если он посмеет напасть на нашу страну. Особенно тот, на которого до сих пор ни одна бомба не падала и потому он потерял страх.
        Второе, что надо учитывать,  целями для ракет на  борту подводного крейсера являются ракетные установки вероятного противника с ядерными боеголовками, (понятно куда нацеленными), и в первую очередь - Командные пункты, откуда они управляются и запускаются в случае начала войны. Ну и, конечно, Генеральный Штаб и руководство страны-агрессора.
        Третье. Мы, моряки стратегических подводных ракетоносцев, фактически находимся на самой передовой позиции по защите Родины. Может случиться так, что никто, кроме нас, находящихся в любой точке мирового океана, способных нанести удар с неизвестного для противника направления, подобную задачу решить, не сможет. Отсюда, надеюсь, понятно, что означает  срыв выполнения боевой задачи ракетным подводным крейсером. В первую очередь для командира подводного крейсера лично.
        Четвертое. Мы не собираемся и на кого нападать. Но чем может кончиться всё для нападающего на нас, прекрасно знает вероятный противник. И потому вряд ли решится напасть первым, тем более применить ядерное оружие.  Еще раз подчеркну: особенно если удар по его базам и командным пунктам может быть нанесен в любой момент с неожиданного направления. И если знать, что ракетоносцы всегда на Боевом патрулировании в океане и полностью готовы в любой момент такой приказ выполнить.

        ПОТОМУ НАШИ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ И НАЗЫВАЮТСЯ СИЛАМИ СДЕРЖИВАНИЯ.

        Однако, мы, подводники, как уже было сказано, в любой момент должны быть готовы к выполнению боевой задачи. То, что такое может произойти и сегодня - не исключено, опыта в мире предостаточно. После Первой мировой войны никто не верил, что подобное жуткое кровопролитие может когда-либо повториться. А, ведь, повторилось в еще более ужасающем масштабе. На Второй мировой уже применялось даже ядерное оружие. И после её окончания, как известно, были Корея, Вьетнам, Югославия, Ирак, Ливия, Египет, Сирия и так далее. До применения ядерного оружия там дело не дошло. Но любая из подобных локальных войн в любой момент могла и может превратиться в мировую.

        Отсюда главное: наш подводный ракетоносец, находящийся в Первой линии, т.е. в составе сил постоянной боевой готовности, ГДЕ БЫ ОН НИ НАХОДИЛСЯ, в море или  в базе, должен быть готов  В ЛЮБОЙ МОМЕНТ, по особому приказу свыше, немедленно, или в точно в заданное время выполнить старт ракет.
        На многоцелевой подводной лодке, если что-то не получилось при атаке противника, или вышло из строя, можно исправить поломку, занять новую позицию, использовать другое оружие,  атаку повторить. Здесь подобное исключено. С получением специального сигнала на разблокировку и пуск ракет, (кто и откуда его дает, думаю, понятно), пуск должен состояться обязательно и точно в выверенное до долей секунды время. Весь огромный комплекс сложнейших систем и механизмов по подготовке и производству старта ракет должен сработать безукоризненно четко без единого сбоя.  После того, как началась предстартовая подготовка ракетного комплекса, в случае её срыва никакого повторения, никакого нового пуска ракет быть не может.

        В месте базирования или даже временного нахождения такое состояние ракетоносца называется Боевым дежурством. На Боевом дежурстве в базе на корабле постоянно находится боевая смена личного состава во главе с командиром или специально подготовленным, способным произвести подготовку к старту и пуск ракет, старшим помощником командира.

        При Боевом патрулировании в море ко всему сказанному выше прибавляется еще ряд условий.
          Во-первых, значительно усложняется прием сигнала на пуск ракет в подводном положении, да еще и в условиях противодействия противника.
          Во-вторых, возникает необходимость постоянно соблюдать  абсолютную скрытность действий в условиях стремления вероятного противника обнаружить и следить за ракетоносцем в готовности его уничтожить до начала пуска ракет с получением сигнала. Так что его обнаружение противником допускать нельзя.
          Не менее важно – постоянное знание точного места своего корабля, точного значения времени - обязательное условие для успешного поражения цели ракетами.
          Ну и, конечно,  готовность, исправность всех систем и механизмов, обеспечивающих работу ракетного комплекса и боеспособность корабля в целом при плавании в подводном положении, т.е. в особых условиях, в весьма агрессивной для подводного корабля среде. И одно из самых важных составляющих успеха в выполнении боевой задачи: высокая степень специальной подготовки, знание своего  дела, профессионализм, физическая и моральная выносливость личного состава. От матроса до командира подводного ракетоносца включительно.
          Мне кажется, излишне говорить, что на корабле всё, и техника, и оружие, и экипаж должны быть ПОСТОЯННО в полной готовности к действию. Любая малейшая неисправность может привести к тому, что не будет получен или расшифрован спецсигнал на разблокировку и пуск ракет, или не состоится из-за какой-нибудь мелкой неисправности или неточных действий хотя бы одного из членов экипажа. Что-то исправить и повторить пуск ракет, как я уже сказал, невозможно.
 
          Для поддержания и контроля постоянной готовности ракетоносца к бою во время Боевого патрулирования с Центрального командного пункта, (ЦКП), не менее одного раза за время боевого патрулирования, в обязательном порядке  проводится специальное учение по проверке нашей готовности. То-есть, оттуда ВНЕЗАПНО, в любое время суток, передается учебный  спецсигнал на условный пуск ракет. Для нас он равнозначен боевому. Его надо принять без искажений и провести все необходимые действия как при боевом пуске. В строго указанное время, в любой обстановке. Весь процесс документируется, подлежит строгой секретности и отчету. По нему на берегу производится проверка. С соответствующими выводами.

          Надеюсь, понятно, какая ответственность постоянно, ежедневно и ежеминутно лежит на командире ракетоносца за подготовку корабля и экипажа. В конечном итоге, кто бы ни передавал специальный сигнал на  ракетоносец, готовит корабль, занимает необходимую позицию по глубине, курсу и скорости, принимает окончательное решение на пуск ракет и производит их старт, поворачивая соответствующий ключ, только ЛИЧНО КОМАНДИР. А что значит для страны, государства выполнение или невыполнение его кораблем боевой задачи, из сказанного выше, мне кажется, понятно без лишних слов.

        Отсюда нетрудно понять и то, что командир постоянно должен лично знать состояние Ракетного и Навигационного комплексов, техники, оружия, самочувствия и здоровья людей на корабле. Кроме докладов от подчиненных, и сам лично обязан обходить корабль, Боевые посты, командные пункты,  проверять содержание оружия, механизмов, вникать во все детали, проводить корабельные учения и тренировки. Общаться с людьми, знать их уровень подготовки, настроение, моральное и физическое состояние. А если что-то не так или что-то вышло из строя (без того не бывает) организовывать устранение неполадок в кратчайший срок.
       
                Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/06/492