Овации сквозь слезы. На сцене - трагедия российски

Гуго Вормсбехер
               
                Овации сквозь слезы:
              на сцене - трагедия российских немцев    

     Долгих 75 лет после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года о выселении немцев Поволжья невозможно было даже представить себе такое событие. Ведь в советские годы писать о репрессиях, о депортации, о несправедливостях, о положении российских немцев и даже об их истории, довоенной и дореволюционной, было запрещено. И хотя еще в 1964 году обвинения, выдвинутые указом, были признаны беспочвенными и сняты, и хотя еще в 1991 году в России был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», по которому должна была быть восстановлена ликвидированная Автономная республика немцев Поволжья, и хотя уже больше 20 лет периодически заседает Межправительственная российско-германская комиссия «по сотрудничеству в восстановлении государственности российских немцев», - говорить о трагичном прошлом и безрадостном настоящем российских немцев до сих пор было как-то… ну, мягко скажем, нежелательно. А тут…

     В далекой Сибири, в небольшом городке Таре (27 тысяч жителей) Омской области, в местном театре 30 сентября 2017 года состоялась премьера. Был показан спектакль «Папин след» по известной повести Гуго Вормсбехера «Наш двор». Многие знают, что эта пронзительная повесть, написанная почти 50 лет назад, - именно о трагедии российских немцев. И что сама повесть прошла нелегкий путь, будучи под запретом почти до развала СССР.
     Премьера произвела глубокое впечатление на зрителей. И не только на российских немцев: ведь трагедия нашего народа мало или совсем не известна в стране уже нескольким поколениям. Отмечалось также, что на премьеру в Тару прибыли представители Омской областной немецкой национально-культурной автономии и даже группа молодежи из Германии.
     А затем, меньше, чем через два месяца, в Таре, в том же театре, носящем имя Народного артиста СССР Михаила Ульянова, прошел Всероссийский театральный фестиваль, посвященный 90-летию артиста. На этом фестивале вне конкурса был показан и спектакль «Папин след» (режиссер Константин Рехтин). Несмотря на то, что спектакль был внеконкурсный, он завоевал «Приз зрительских симпатий» и даже получил специальный приз жюри фестиваля «За высокие художественные достоинства и защиту общечеловеческих ценностей».
     Более того: 25 ноября спектакль «Папин след» был показан в г. Омске, где в это время проходила конференция Областной национально-культурной автономии российских немцев. И на этот спектакль был приглашен сам автор повести «Наш двор», писатель Гуго Вормсбехер, живущий сегодня в Москве. После спектакля и после долгих оваций исполнителям и режиссеру, его тоже попросили на сцену, где он сказал:

     «Сегодня очень необычный для всех нас день. Ведь 76 лет назад, в такое же зимнее время, мы оказались в этой же необъятной Сибири, выселенные из родных мест, обвиненные нашей же страной в предательстве, которого мы не совершали. В такое же время вскоре увезли под конвоем за колючую проволоку наших отцов, а затем и матерей – на лесоповал в тайгу, на стройки Урала, на шахты и рудники. После чего дети на годы остались одни – среди чужих людей, без собственной крыши над головой, без знания русского языка, без средств к существованию.
     Целый народ, предки которого были когда-то приглашены Россией, народ, который внес в становление и развитие Российского Государства огромный вклад, уступающий по значению только вкладу самого русского народа, был репрессирован не за конкретную вину, а превентивно. Он снова, как в годы Первой мировой войны, стал виновным. Потому что Россия и Германия к 1941 году снова, как к 1914 году, добились таких успехов и могущества, что третьи силы в мире опять столкнули два великих народа, две великих страны в кровавой бойне, чтобы ослабить их как своих соперников. И снова в России виноватыми перед ней сделаны были ее же немцы. Только потому, что были одной национальности с ее противником.
     Лишь после войны смогли родители – те, кто выжил, вернуться к своим детям – к тем, кто выжил. Но репрессии с окончанием войны не закончились. Еще 10 лет после нее мы были под надзором спецкомендатуры, были ограничены во всех правах, даже в праве на образование. И даже когда другим репрессированным народам разрешили вернуться в свои родные места и восстановили их автономные республики, немцам – не восстановили. Только в 1964 году с нас были сняты обвинения 1941 года, однако наказание осталось.
     В 1965 году две делегации российских немцев отважились поехать в Москву, чтобы добиться реабилитации, но положение только ужесточилось. Даже в центральной газете для российских немцев, издававшейся тогда в Москве, запрещалось писать об истории и проблемах народа. Запрещалось даже употреблять слово «Волга», чтобы не вызывать «ненужных мыслей». После делегаций была закрыта вся очень развитая тогда у нас художественная самодеятельность – «чтобы не порождала автономистских настроений». Нам предлагалось петь «в общем хоре» с другими…
     Повесть «Наш двор» была написана задолго до перестройки. Она тоже была запрещена к публикации. Запрет продержался 15 лет. Но и после публикации она долго оставалась под надзором. Так, ее хотели инсценировать в Немецком драматическом театре в Казахстане – «не получилось». «Мосфильм» вместе с западногерманской киностудией хотел поставить по ней фильм – «не получилось». «Театр на Таганке» в Москве лет 15 назад готовился поставить по ней спектакль – «не получилось».
     И вот сегодня, через 76 лет после начала нашей трагедии, инсценировать повесть наконец удалось. Я глубоко благодарен Омской области за то, что это удалось сделать именно на сибирской земле. Я глубоко благодарен Омской областной немецкой национально-культурной автономии за большое содействие в этом. Но особая моя благодарность – драмтеатру города Тары, его главному режиссеру, его коллективу – за мужество в выборе этой повести для спектакля, за глубокое проникновение в ее материал и атмосферу, за глубокое сопереживание трагедии нашего народа.
     Думаю, что эта работа театра будет иметь значение, выходящее далеко за пределы региона. Потому что этим спектаклем театр, можно сказать, первым в нашей стране дал начало процессу сближения наших народов через показ их истории и проблем, через устранение неведения и предубеждений. А это очень важно сегодня и для национальной политики нашей страны, и для самой нашей многонациональной страны, потому что углубляет взаимопонимание между народами, сближает их, и тем самым укрепляет их единство.
     Мы уже ощутимо чувствуем, что наступает другое время. Ведь мы еще хорошо помним, через что мы прошли сами и через что прошла вся страна. Помним и то, какой Россия досталась нынешнему ее президенту после нескольких лет беспредела в ней команды первого ее президента. Помним, что ущерб, который был нанесен стране этим беспределом, был в два с половиной раза больше, чем ущерб от Великой Отечественной войны. И мы понимаем, что тогда в стране было не до отдельных проблем, в том числе и нашей, российских немцев: всем нам тогда надо было сначала спасти наш общий дом – нашу общую страну.
     Сегодня мы видим, что страна во многом уже совсем другая, чем была еще 15 лет назад. Видим, что она опять способна решать и большие проблемы. Видим, что и на международном уровне ее, авторитет, роль и возможности неизмеримо возросли. И я думаю, мы можем надеяться, что сегодня нашей стране вполне по плечу решить и такой давний вопрос, как восстановление справедливости по отношению к российским немцам – единственному ее до сих пор не реабилитированному народу».
                ***

     Наверняка многие из нас, несмотря на всю боль от так затянувшегося прихода справедливости и к нашему народу, могут согласиться с тем, что сказал автор повести «Наш двор» своим созрителям в зале…
     Информация об этой новой работе театра расходится все более широко – достаточно набрать в интернете в Яндексе «Папин след».
     Все больше информации поступает и о планах театра, о том, что он получает предложения показать спектакль и в других регионах Сибири, в европейской части страны, в самой Москве, а также в Казахстане, и даже в Германии.
     Не только побывавшие на спектакле российские немцы испытывают чувство глубокой благодарности Северному драматическому театру Омской области в г. Тара, – за внимание к судьбе нашего народа, за следование лучшим традициям дружбы народов нашей страны, за высокое творческое достижение. И можно, наверное, надеяться, что и другие российские немцы получат возможность ознакомиться с этим спектаклем.
     И что общественные организации российских немцев, как на постсоветском пространстве, так и в Германии, сделают всё, чтобы тысячи российских немцев и людей других национальностей смогли увидеть этот спектакль и лично выразить свою глубокую признательность коллективу театра.

       Dr. (Inst. f. Orient.) Walther Friesen,
        зам. руководителя Экспертной группы
      по вопросам российских немцев (Дортмунд)

 

                Для читателей – ссылки по теме:

     1. Северный драмтеатр г. Тара:

     2. Омская Областная НКА российских немцев:
а) http://rusdeutschomsk.ru/index/nnka_omskoj_oblasti/0-10
б)
     3. Спектакль «Папин след» в г. Омске 25.11.2017.
    Фото Андреас Дель (553.7 Мб) можно скачать здесь:
    https://cloud.mail.ru/stock/oFKkxftiW6XZkipwscnVDyM5

     4. Читать повесть “Наш двор”: 
    http://www.proza.ru/2011/01/29/1759