Возобновление Базилики Св. Николая в Мире-Ликии

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
От публикаторов:

Святитель Николай, Архиепископ Мирликийский, Чудотворец - самый почитаемый  и любимый в нашем народе святой. Он считается покровителем детей, вдов, путешествующих, воинов, моряков, невинно осужденных, «первым помощником» крестьянина в его земледельческих трудах. В дореволюционной России счёт храмов и приделов, посвященных Св. Николаю Чудотворцу, шёл на тысячи. Особенно много их было на берегах рек и морей - благодаря бесчисленным чудесам «спасения на водах», совершенным по молитвам к святителю. Недаром Св. Николай считается одним из покровителей Русского флота, и в царской России на всех волжских пароходах непременно красовались иконы Николая-Чудотворца. Память великого святого Русская Православная Церковь отмечает три раза в году: 11 августа - Рождество Св. Николая (празднование возобновлено в 2004 г.), 19 декабря - день его блаженной кончины (в народной традиции «Никола зимний») и 22 мая - день перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари («Никола вешний»). Мощи святителя Николая с 1087 года и поныне хранятся в Бари, в гробнице Чудотворца постоянно образуется кристально чистая жидкость наподобие святой воды, никогда в течение полутора тысяч лет не иссякавшая.
Город Миры Ликийские, где долгие годы служил и после был похоронен  Святитель Николай, находится в Малой Азии, на побережье Средиземного моря, - теперь это город Демре в Турецкой провинции Анталья.
Храм, в котором служил Николай Чудотворец, сохранился до наших дней и является местом постоянного паломничества, в наше время его ежегодно посещают сотни тысяч человек из разных стран.
Но мало кто из них знает, что находившийся в середине XIX столетия  в разрушенном и заброшенном состоянии Мирликийский храм, своему возрождению и возобновлению обязан благочестивым Русским людям, и прежде всего замечательному церковному историку, духовному писателю и путешественнику  Андрею Николаевичу Муравьеву (1806 - 1874). Выкупив землю, где расположен храм, А.Н. Муравьёв с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) добился у Турецкого правительства разрешения на проведение восстановительных работ, собрал в России пожертвований до 20000 рублей (!), и на эти деньги к началу 1860-х годов были выполнены значительные работы: часть храмового комплекса была отрыта из-под земли, начато восстановление древней базилики Св. Николая в прежнем виде, в часовне у гробницы Святителя Николая было возобновлено православное богослужение.
Предлагаем вниманию читателей  статью Ев. Соколовского "ОТРЫТИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ БАЗИЛИКИ СВ. НИКОЛАЯ В MИPЕ ЛИКИЙСКОЙ",  помещенной в "Журнале Главного Управления Путей Сообщения и Публичных Зданий" за 1861 год (Кн. 4), где сообщаются подробности этого замечательного события.

Текст к новой публикации подготовила М.А. Бирюкова.

*


Ев. Соколовский

ОТРЫТИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ
БАЗИЛИКИ СВ. НИКОЛАЯ
В MИPЕ ЛИКИЙСКОЙ   (1)

(Из четвертой книжки Журнала Главного Управления Путей Сообщения и Публичных Зданий 1861 года, Отдельный оттиск).


Имя святителя Николая с благоговением произносится не только христианами, но и народами других исповеданий, которые чтут память его как мужа, ознаменовавшего святую доблестную жизнь свою многими чудодействиями. Римско-католики хранят святыню нетленных мощей чудотворца в городе Бари (в Калабрии) и прибегают к ним с молитвою в надежде на заступничество пред престолом Всевышнего. У нас русских и вообще православных, имя святителя Николая пользуется благоговейным уважением повсюду: везде воздвигаются храмы, ему посвященные, в огромном количестве распространены иконы с ликом святого; в редком доме не встретишь их. Большинство младенцев нарекают именем чудотворца Николая, память которого празднуется 6 декабря, в день его праведной кончины, и 9 мая в день перенесения святых мощей его из Миры в Бари.
У каждого народа есть святитель, который считается особенным его покровителем, который пользуется наибольшею известностию и почитанием, к которому прибегают с молитвою во все трудные минуты жизни: у русских св. Николай чудотворец признан верным заступником и молитвенником пред Богом.
Понятно после этого как должны мы дорожить теми предметами, с которыми связано воспоминание о св. угоднике; если по обстоятельствам мы лишены счастия хранить у себя св. мощи его, то верно каждый истинно верующий почтет за особую Божию благодать возможность восстановить из развалин, украсить с должным благолепием и огласить православными молитвами и пением древний храм, в котором священнодействовал угодник во всю жизнь свою; храм свидетель его духовных подвигов и благодеяний; храм, в котором уцелела еще полуразрушенная гробница, хранившая столько веков его священные останки.
Андрею Николаевичу Муравьеву, двукратно путешествовавшему на востоке и подарившему нас превосходным описанием своих странствий к Святым местам, мы обязаны открытием драгоценного памятника церковной архитектуры IV столетия, базилики св. Николая.
Мысль посетить гробницу и храм св. угодника давно уже была его заветною мыслию, но так как Мирa, небольшое селение в Анатолии (см. карту на листе VIII чер. 6), лежит вне обыкновенного пути пассажирских пароходов, желание благочестивого путешественника долгое время оставалось без исполнения. Вот как описывает он сам чудесный случай, давший ему возможность поклониться гробу святого Николая:

«Много скорбел я, не доехав в октябре месяце, до Родоса, на военном бриге из Афин, потому что тогда, оставшись на острове, я бы мог в промежутке двух пароходов съездить в Мирy и опять возвратиться в Родос, для дальнейшего пути в Сирию. Когда же в ноябре, я посетил Родос, то условился там с нашим агентом, чтобы мне на обратном пути, выдержав на острове карантин, с ним вместе ехать в Мирy на купеческом судне; а между тем он обещал собрать для меня все нужные о ней сведения и достать кусок мрамора от гробницы великого чудотворца, но святитель, мимо всех наших человеческих расчетов, все устроил по-своему и разумеется к лучшему. По необычайным бурям нынешней зимы пароход запоздал два дня в Бейруте и еще три дня в Кипре, потому что невозможно было не только пускаться в море, но даже сообщаться с берегом.
Потеряв таким образом пять дней и, имея еще в виду четырехдневный карантин в Родосе, я уже не предвидел возможности съездить на парусном судне оттуда в Мирy (которая отстоит на сто морских миль), до времени при-хода другого парохода из Бейрута; не довольно было, при нынешних жестоких бурях, пяти дней для столь трудного плавания; оставаться же еще на две недели в Родосе, до третьего парохода я не мог. И так сделав все, что было в моих силах для посещения гроба святителя, я предоставил прочее на его святую волю и только для успокоения своей совести, спросил еще раз в Кипре капитана парохода, есть ли возможность посетить Мирy? «Вы знаете строгость наших правил, запрещающих малейшее отклонение от назначенного пути, - отвечал он, - но если случится буря, которой впрочем нельзя предвидеть после нынешней, и мне необходимо будет зайти куда-либо в пристань, то я обещаю вам, вместо острова Кастель-Россо, идти в соседнюю Какаву, подле которой лежит Мирa».
До рассвета оставили мы негостеприимный берег Кипра, подле которого три дня било нас волнами; целый день плыли мы с ярким солнцем; к вечеру показались тучи, но капитан уверял меня, что на другой день мы непременно будем в Родосе и сожалел, что не может удовлетворить моему благочестивому желанию; а я с грустным сердцем прочел канон святителю вместе с вечерними молитвами и мысленно как бы говорил ему: «Ты знаешь, как я желал по-клониться твоему гробу, дабы, если возможно, восстановить из развалин церковь нового Сиона, тобою там сооруженную; если приемлешь мое усердие, даруй мне и возможность посетить твою бывшую кафедру; если же нет, буде твоя святая воля».
К ночи поднялся противный ветер и волнение сделалось чрезвычайно сильно, полился дождь, и молния страшно освещала темную зимнюю ночь; около полуночи приутих ветер, но не преставал дождь; однако мы продолжали плавать, не теряя направления к Родосу; но с рассветом усилилась опять буря и до такой степени, что уже невозможно было идти далее. Я оставался в своей каюте, страдая от морской качки, и нарочно не выходил, чтобы не искушать доброй воли капитана услужить мне: потому что он мог впоследствии отвечать за это пред своим начальством. Вдруг он сам входит ко мне и с веселым лицом говорит: «Знаете ли, куда мы идем? В пристань Какавы, потому что сего дня нечего и помышлять о Родосе; видно св. Николай услышал вашу молитву. Мы бы могли зайти в пристань Кастель-Россо, но для вас я еду в Какаву, так как это не сделает мне никакой разницы, и я знаю, что нельзя шутить священными обетами. Святитель Николай есть покровитель всех мореплавателей, пусть и от меня примет сию жертву». Вы можете представить себе мою радость. Сейчас же, в виду острова Кастель-Россо, мы поворотили в залив Какавы, отстоящий на осмнадцать миль, и сквозь ограду из утесов вошли в тихую обширную пристань».

Жалкое положение, в котором нашел древнюю обитель св. Николая наш путешественник, внушило ему мысль способствовать возобновлению дорогого для христиан храма. Усердием его была собрано до 20000 рублей, частию употребленных на покупку прилегающей к храму земли, на разрытие обширных подземных развалин базилики и на возведение новых стен до сводов, частию же потерявшихся при трансфертах вследствие плохого состояния турецких финансов. По соображению архитектора, возобновление храма должно стоить вчерне около 40 тысяч рублей. Нет сомнения, что сумма эта соберется добровольными приношениями чтителей св. угодника, для которых, так же как и для художников-строителей, не излишним будет знакомство с состоянием вопроса о возобновлении базилики и с самою формою этого здания.
В статье этой мы предлагаем краткое житие св. Николая и архитектоническое описание самого храма в теперешнем его состоянии, вместе с проектом возобновления его, составленным французским архитектором Зальцманом, и скажем также о настоящем положении работ.
Чтобы вполне оценить достоинство реставрации г. Зальцмана, считаем полезным пополнить эти описания кратким историческим очерком состояния церковной архитектуры в первые годы христианства.

Святитель Николай родился в Малой Азии (в провинции Ликии, в городе Патара). Он был единственным сыном благородных и богатых родителей Феофана и Ноны, нарекших младенца Николаем в честь дяди его, епископа Патарского. С раннего возраста святый Николай обнаруживал необыкновенное благочестие и стремление к уединенной жизни, почему родители, исполняя совет родственного им епископа, решились посвятить сына на служение Богу. Пройдя все предыдущие степени священноначалия, св. Николай был посвящен в пресвитеры родного города и, на этом месте, ознаменовал себя мудростию, благочестием и множеством тайных благодеяний своим согражданам, к чему имел средства, получив богатое наследство по кончине своих родителей.
В отсутствие дяди, ездившего в Палестину, св. Николай управлял патарскою паствою и приобрел общую любовь и уважение. Желая поклониться гробу Господню и другим святыням палестинским, угодник Божий предпринял туда путешествие. После долговременного пребывания в Иерусалиме, он намеревался отправиться в пустыню, но по божественному вдохновению изменил это намерение и прибыл в ликийский город Миру, где собраны были христианские пастыри для избрания преемника скончавшемуся в то время Иоанну, архиепископу всей Ликии. Божиим соизволением, которое выразилось в чудесных видениях, ниспосланных избирателям, место архиепископа было предложено св. Николаю и принято им с покорностию воле Божией. Управление мирликийскою епархиею представляет ряд благочестивых подвигов святого, благодеяний, чудес и ревностного заступничества за страждущих неповинно. Неутомимый поборник православия, св. Николай горячо защищал его догматы на Никейском соборе против ереси Ария. Еще при жизни своей св. Николай был чтим как угодник Божий, не только христианами, но и неверными, слышавшими о чудесах и праведной жизни его.
После долговременной праведной жизни, св. Николай преставился в Мире 6 декабря 343 года. Нетленные мощи его были погребены в соборной мирской церкви, где совершили многие чудеса, подавая утешение и исцеление прибегающим к нему с верою и молитвою (2)  .
Когда Турки завладели восточною Римскою империею, города начали пустеть, христианские храмы разрушаться; та же участь постигла и Мирy, но мощи св. Николая были избавлены от поругания: за 50 лет до окончательного разрушения Миры и обители нового Сиона, при Папе Викторе III, преемнике Григория VII, они перенесены в Бари, город Апулии, лежащий на береге Адриатического моря.
Известность святителя Николая на западе начинается еще в IX столетии. В 807 годе Хамсид, посланный с флотом Халифа Ааруна, опустошил остров Родос и на обратном пути, проходя мимо Миры, хотел разломать гробницу св. Николая, но по ошибке сломал другую; поднявшаяся в то время страшная буря разрушила несколько судов и была приписана, самими мусульманами, могуществу святого, слава о чудесах которого с этого времени начала быстро распространяться, как видно из Мартирологии Адона и Уафарди, но особенно число почитателей его умножилось после перенесения св. мощей, о котором повествуют следующее (3) :

«В 1087 году несколько купцов отправились на трех судах из Бари для торга с Антиохиею; дорогою им пришла мысль похитить мощи св. Николая. Первая попытка была неудачна; бросив якорь у Миры, они послали одного странника осмотреть местность; из донесения его оказалось, что в городке на этот раз было много Турок, собравшихся на погребение его правителя. Продолжая путь, барийские купцы встретили в Антиохии несколько Венециан, которым, между прочим, рассказали и о мощах св. Николая. Признание Ве-нециан, что и они собираются похитить мощи, для того даже запаслись необходимыми орудиями, подстрекнуло барийцев поторопиться исполнением задуманного предприятия: наскоро окончив свои торговые дела, они пустились в море. Уже быв в виду Миры, они решились было отложить свое предприятие и воспользоваться ветром, благоприятным для их плавания на родину, но ветер вдруг переменился на Мирy, и путешественники сочли это знамением божественной воли.
Когда по предварительном осмотре оказалось, что на месте было только три инока, стерегущие гробницу, барийцы, оставив несколько человек для охранения судов, с оружием, в боевом порядке направились к новому Сиону, отстоявшему на три мили от берега. Иноки указали на то место, где погребено тело святого и, хотя пришельцы объявили им свое намерение, ссылаясь даже на повеление, будто бы полученное ими от папы, и предлагали значительное денежное вознаграждение за содействие, но монахи, убежденные в том, что святитель не попустит святотатства, не сопротивлялись; однако же из предосторожности их взяли под стражу и расставили караульных, чтобы задерживать проходящих. Всех барийцев было 44 человека хорошо вооруженных.
Когда сопутствовавшие похитителям священники Лупп и Гримуальд пропели литанию дрожащими от страха голосами, один из пришельцев, Матфей, разбил железным ломом мраморный помост, из-под которого был вынут цемент и открылась мраморная крыша гробницы. Когда Матфей разбил стену гробницы, из нее распространилось благоухание; опустив внутрь руку, Матфей почувствовал влагу, наполнявшую гробницу почти до половины, и начал вынимать из нее по частям святые мощи, доколе не обрел и честную главу. Некоторые из присутствовавших утаили частицы мощей. Все это происходило 20 апреля.
Мощи были обернуты белым полотном и положены в бочонок на корабле Матфея. Когда корабли стали медленно удаляться, жители Миры, поздно узнавшие о похищении, прибежали на берег и с слезами отчаяния и ярости смотрели на удаление дорогой для них святыни.
В течение трех первых дней дул противный ветер, и корабли подвигались медленно на веслах, но когда были возвращены раскаявшимися похитителями утаенные частицы мощей, ветер сделался попутным и корабли бросили якоря в пристани св. Георгия, за пять миль от Бари.
Хранение мощей, положенных в деревянную раку, приготовленную во время пути, было поручено игумену бенедиктинского монастыря Илии; чрез три дня прибыл архиепископ, и они торжественно перенесены в церковь св. Стефана. Когда весть о приближении святых мощей разнеслась повсюду, богомольцы стеклись толпою на поклонение им, и многие больные получили исцеление; в самый день перенесения исцелилось до 30 человек. Память этого важного события положено праздновать 9 мая, что равномерно соблюдается приверженцами западной и восточной церкви».

Здание базилики и прилегающие к ней келлии иноков в обители нового Сиона при гробе св. Николая мало-помалу разрушались и наконец совершенно истребились. Впоследствии над местом, где была гробница угодника, устроена часовня и в ней стали совершать богослужение. Вот в каком положении застал А.Н. Муравьев обитель мирликийскую в феврале 1850 года.

«Мы увидели пред собою, на довольно обширной равнине, у подошвы горы, увенчанной замком, величественные развалины бывшей обители нового Сиона, основанной дядею великого чудотворца, где сам он святительствовал столько лет, и сердце наше исполнилось живейшею радостию.
Остатки обширной ограды, сложенной из массивных камней, свидетельствуют о прежней обширности обители мирликийской; теперь несколько хижин рассеяно на этом пустыре, и из них весьма недавно Турки соседних селений вытеснили жителей греческих. Не более двух лет как Турки овладели всеми землями, принадлежавшими искони обители св. Николая и которыми бесспорно владел игумен, назначаемый из Саталии от митрополита Писсидийского. Теперь всякую зиму сходят они с соседних гор и остаются до лета в Мире, на самом дворе церковном, сделав положение игумена невыносимым, и это в такое время, когда в прочих пределах державы Оттоманской, христиане начали несколько отдыхать от тяжкого ига.
С южной стороны, сквозь тесные двери жилья игуменского, взошел я на двор церковный, украшенный мозаикою из мелких белых и серых камней, но уже отчасти заросший травою. Малая гробовая церковь святителя Николая, тесная и низкая, сложенная сводом из тесаных камней и даже отчасти подземная, представилась моим взорам, а за нею величественные развалины нового Сиона, бывшего кафедральным собором чудотворца. Над нижними южными дверями церкви был иссечен крест на мраморной плите с числом 1730 года, и чрез сию дверь спустился я несколькими ступенями в темное преддверие святилища, отделенное стеною от внутренней его части; глубокий мрак царствовал внутри храма. Когда несколько привыкли к нему глаза, и зажжены были три убогие лампады пред иконостасом и над самою гробницею, могли мы рассмотреть все горькое убожество и вместе неоцененное сокровище сей церкви: низкая четыреугольная гробница святителя, обложенная по краям мрамором, хорошо изваянным, но отчасти отбитым, с обширным отверстием по средине (4) , отколе похищена была некогда рака, уцелела еще от буйства времени и людей. Длина ее до осьми четвертей, не более трех ширина, а высота одна четверть; внутри глубокая яма, наполненная землею, которую однако я мог, хотя и с трудом, достать рукою. Как я уже сказал, верхняя доска сей гробницы сокрушена была Турками и разбиты малые столбики, которые поддерживали над нею крестообразные арки».
Из пожертвований, собранных г. Муравьевым в России, над могильною плитою устроена новая сень (лист IX чер. 2).
«В церкви налой стоял пред самым гробом и на нем лежала икона святителя, но не древняя: древней я не нашел ни одной; тут же висело серебряное кадило, единственная ценная вещь всей церкви. Иконостас кое-как складен из досок, и в нем три иконы греческие: Спасителя, Божией Матери и святителя, не совсем дурно написанные, но уже новейшие; недостаток других заменили несколько русских печатных образов, какие продаются у Спасской башни Кремля; видно, что небогатый поклонник, отклонившийся от пути палестинского, занес их сюда. В алтаре все обнажено; несколько малых икон лежало на каменном престоле, прислоненном к стене, где совершается ежедневная литургия, когда бывает игумен».

Г. Муравьев описывает также развалины нового Сиона, прилегающие к гробовой церкви с северной стороны.

«Пройдя под низкими сводами бокового придела, взошли мы во внутренность храма, достойного великого святителя. Еще сохранилась вся нижняя часть его до мраморного карниза, идущего вокруг всего здания и изящно изваянного цветами, но помост засыпан землею; из нее выходят до половины три белые мраморные колонны, еще стоящие, обозначающие иконостас; вероятно алтарь был открытый, как некогда в св. Софии Царьграда; четвертая колонна лежит тут же на своем месте, а другие четыре малые столба стоят на месте священной трапезы, ожидая только мраморной доски для совершения богослужения, прерванного уже столько веков. Еще цело и все полукружие горнего места, вероятно с сопрестолием и кафедрою, засыпанными землею; даже полусвод над сею частию алтаря сохранился, но не устоит при обновлении; только нижняя часть до карниза может оставаться в прежнем виде. Катихумены с северной стороны, или верхняя часть хор, также сохранились отчасти, и тут устроен престол во имя св. Георгия, а под ними была церковь св. апостол. Самый же собор, как и все так называемые сионы в Грузии, праздновал Успению Божией Матери, потому, что к сему дню соединился собор всех апостолов на Сионе иерусалимском. Но большая часть верхних катихуменов и западная совершенно обрушились».

Возвратившись в отечество, А.Н. Муравьев употребил всевозможные старания, чтобы содействовать возобновлению разрушенного святилища. По Высочайшему соизволению из Святейшего Синода ему выдана была книга для сбора добровольных приношений; чрез посредство нашей миссии в Константинополе получен был султанский Фирман на обновление храма.
Самым деятельным сотрудником г. Муравьева в этом деле был русский вице-консул в Родосе, г. Дуччи; ему удобнее всего было поручить заведывание работами и расходование денег; но это встретило сопротивление со стороны местного духовенства. Митрополит Писсидийский требовал, чтобы все собранные деньги были выдаваемы ему; Патриарх Константинопольский также не хотел, чтобы работами заведывал иноверец.
Однако же наша миссия устроила дело таким образом, что г. Дуччи предоставлен был негласный надзор и отчет в деньгах, а для местного надзора за работами избраны были старшины из жителей островка Кастель-Россо. Едва успели отделать внутренность новой церкви, где находится гроб святителя, и заказать для него мраморные украшения по древнему образцу, как вспыхнула Восточная война, и работы остановились. Только в 1858 году был опять испрошен Фирман султана и выдана новая книга для сбора подаяний, а г. Дуччи приступил к выбору старшин и заготовке материалов.
Случайно приехал в Родос из Палестины известный французский архитектор и археолог Зальцман. Г. Дуччи пригласил его осмотреть развалины мирского храма; это спасло их от конечного разрушения. Не имея руководителя, выборные старшины, вместо того, чтобы откопать древнюю церковь, хотели разрушить ее окончательно и из обломков выстроить новую. Хотя уже было истрачено до тысячи рублей на работу, но Зальцман решился остановить ее и остался на шесть недель в Мире для надзора за отрытием древней базилики. Оказалось, что базилика представляет превосходный образец церковного зодчества IV столетия. Зальцман снял верные копии драгоценных фресков и мозаик, открытых им в развалинах, и составил проект реставрации здания. Прежде чем приступим к описанию этого проекта, бросим взгляд на состояние церковной архитектуры в первые века христианства.

Известно, что первые христиане подвергались всевозможным гонениям от язычников, могли совершать свое богослужение только тайным образом, ночью и в местах уединенных. Для этой цели, они избирали обыкновенно катакомбы и над могилою мученика, пострадавшего за новую веру, совершали литургию. Надгробный камень служил жертвенником. При некоторых из императоров, как например при Адриане, гонения прекращались; христиане могли даже устраивать небольшие храмы для молитвы, но не иначе как за чертою городов. Император Константин, сделавшись христианином, покровительствовал своим единоверцам, но не решался еще объявить господствующею новую религию, что было сделано Феодосием.
Гонение на христиан прекратилось и, напротив, уже начали преследовать язычников, храмы их разрушались; обращать их в христианские церкви считали неприличным. Между тем, с развитием христианства потребность храмов для молитвы сделалась ощутительною; сначала были обращены в христианские церкви некоторые общественные здания, как например залы терм Диоклетиана и Агриппы; но строениями самыми удобными для этой цели оказались базилики. Еще император Константин предоставил некоторые из них в распоряжение христиан для богослужения.
Базилики составляли продолговатые четыреугольные здания, назначаемые для судилищ; в передней части находился портик с колоннами, из которого три двери вели во внутренность здания. Внутри здание разделялось на три части двумя параллельными рядами колонн, расположенных в два яруса и увенчанных антаблеманом с арками вместо архитрава. Средняя часть здания была выше и шире боковых, которые разделялись на два яруса двойным рядом колонн. В конце средней части находилась полукруглая пристройка, покрытая полукуполом; пол ее был несколько возвышен над прочею частию здания; пристройка эта называлась трибуною, так как в ней помещались судьи (трибунал) и апсидою (от греческого слова ;;;; свод), как единственная часть здания со сводчатым покрытием. По обе стороны здания, между входом и апсидою, делались боковые пристройки, которые Витрувий называет халцидиками, и по его свидетельству в них продавались различные припасы и напитки. Альберти (Della architettura lib. VII cap. XIV) называет эти пристройки каузидиками (Causidica) и полагает, что в них помещались прокуроры, адвокаты и прочее. Думают, что базилики, будучи судилищами, в то же время служили и для собраний торгового сословия, заменяя нынешние биржи.
Начало базилик относится к 204 году до рождества Христова. Порций Катон, во время своего ценсорства, устроил первую базилику в Риме; она называлась базилика порциа.
Впоследствии число их было значительно; Плиний считает их 18 в Риме; замечательнейшими почитаются базилики Павла Эмилия и Траяна (базилика ульпиа). Кроме Рима базилики встречались почти во всех других городах империи.
Рассматривая план базилики, нельзя не согласиться, что подобное здание представляет наиболее удобств для христианского богослужения. Апсида могла служить для помещения епископов и священнослужителей; перед нею устраивался алтарь с сению па колонках, под ним подземелье с мощами святого, памяти которого посвящалась церковь.
Средняя часть базилики могла служить для церковных процессий; своею продолговатою формою она напоминала корму корабля, почему христиане и называли ее navis (корабль), откуда произошло теперешнее название этой части здания: неф (nef). В боковых галлереях помещались богомольцы: слева мужчины, а справа женщины. Халцидики придавали плану здания священную для христиан форму креста, называемого латинским для отличия от равноконечного греческого, и служили для помещения ризниц (Sacristie) и крестильных купелей (baptisteres). Предвходный портик, под названием паперти (porche), служил для помещения оглашенных во время совершения таинств внутри храма, при которых они не могли присутствовать до принятия святого крещения.
Действительно удобство базилик для христианского богослужения было так велико, что впоследствии, при постройке новых храмов, им давалось то же расположение и даже название базилики было удержано за ними.
Произведения архитектуры первых времен христианства, принадлежащие латинскому, а по другим романскому стилю, не отличаются художественностию вымысла и исполнения. Это были слепки из обломков античных зданий, произведенные людьми без художественного такта и образования. В одном и том же здании того времени можно встретить поставленные рядом античные колонны разного диаметра, различных орденов и материалов, хотя большею частию драгоценных. Если высота колонн, взятых из различных языческих зданий, была не одинакова, художники, не стесняясь, подрезывали длинные и ставили на двойные базы короткие. При таких условиях невозможно требовать изящной пропорции и гармонии от подобных зданий.
Мирликийская базилика, хотя и построенная из новых материалов, очевидно относится к первоначальному христианскому стилю, колонны же, о которых говорит г. Муравьев в своем описании, вероятно взяты из развалин какого-нибудь древнего здания. Приведем описание ее в том виде, в каком сделано оно на месте г. Зальцманом, в письмах его к г. Дуччи.

Мирликийская церковь (лист VII чер. 1) имеет в плане вид четыреугольника, которого длина втрое более ширины; внутренность ее (cella) разделена на три части стенами с широкими отверстиями, для прохода в боковые нефы bb; стены эти заменяют колонны древних базилик. Боковые нефы bb оканчиваются двумя притворами ее и двумя приделами dd, украшенными живописью IV века; пред тремя нефами abb расположена внутренняя паперть (esonarthex), которой предшествует дворе (exonarthex); постройка последнего относится к VIII или IX веку; им заменен древний атриум (atrium), разрушенный пожаром. Подобное же расположение повторяется и во втором этаже боковых галлерей, что представляет новое доказательство глубокой древности здания. Известный французский писатель и профессор истории архитектуры Ленуар основательно доказывает, что двух-этажные базилики древнее прочих, приближаясь по своему расположению к синагогам и к гражданским базиликам Рима, в которых женщины помещались во втором этаже на хорах, в гинекее (gynecee).
Помост (area) составлен из камней различного цвета, окаймленных мозаикою самой любопытной работы; этот помост (лист VIII чер. 2), за исключением некоторых частей, разбитых упавшими с верха камнями, сохранился в совершенной целости; он продолжается до той части, которая отделяла неф от святилища (consellum). Святилище возвышено над прочею частию здания, пол его составлен из таких же материалов, как в главном нефе, но по другому рисунку (лист VIII чер. 3).
Между нефом и святилищем расположены четыре колонны, средние две толще и выше боковых, промежутки заграждены частию мраморною баллюстрадою и закрывались занавесами. В святилище находится престол m с сению (ciborium) купольной формы на четырех колоннах. В апсиде расположены ступени (subsellia), посреди которых возвышалась кафедра епископа. Под ступенями есть проход, теперь не вполне отрытый и ведущий вероятно к подземной пещере, которой существование, впрочем, еще не доказано.
Посреди главного нефа устроен амвон l для чтения Св. Писания. Прежде все здание было украшено стенною живописью; теперь она сохраняется только в угловых приделах dd и в двух сенях или притворах ее (narthex). Эта живопись, хотя принадлежит ко времени упадка искусства, но весьма интересна как единственный почти образчик того времени.
Два притвора, о которых говорено выше, были отрыты при г. Зальцмане. Один из них, с дверью в главный неф, был достаточно освещен для того, чтобы скопировать живопись купола: она представляет причащение (лист VIII чер. 4 и 5).
Справа шесть человек, без сомнения апостолы, приближаются к столу, у которого стоит сам Иисус Христос, отличающийся от других пурпуровою одеждою; слева то же изображение, только Иисус Христос держит в руке сосуд, который подает приобщающимся. Выражение лиц удивительно схвачено: трудно представить более осязательно в одно время и благоговение и христианское смирение. Типы голов, группировка и драпировка фигур напоминают древние предания и несмотря на некоторую тяжеловатость, общее впечатление картины величественно.
В другом приделе, направо, штукатурка, по которой писаны фрески, во многих местах отстала от стены. Несмотря на то, изображение совершенно понятно; оно представляет сорок мучеников, по пояс погруженных в замерзающую воду озера.
Самый предмет дозволил художнику выразить свой талант и свои идеи, не подчиняясь преданиям; в линиях заметно живописное движение, выражение лиц наивно, иногда очень глубокомысленно, всегда разнообразно; некоторые из ликов отличаются прелестным выражением, другие поразительны своею истиною (лист VIII чер. 1). Наружный притвор украшен религиозными картинами, по стилю относящимися к VIII или IX столетию.
Наружность здания чрезвычайно проста, но величественна; кладка составлена попеременно из камня и кирпича; перемычки окон кирпичные; свет проникает во внутренность разнообразными отверстиями, сделанными в каменной перегородке окна, заменяющей рамы со стеклами, которых употребление в то время было неизвестно.
Первоначально работы велись под управлением старшин из Кастель-Россо и под надзором каменных дел мастера Карнава; они состояли в сооружении небольшой церкви над стенами древнего здания, покрытого землею на 4 сажени глубины.
Для фундамента сделана выемка в главном нефе, сломаны своды и стены и выведены столбы и арки до горизонта земли, для поддержания полов новой церкви.
Работа разрушения была очень тяжела и медленна, потому что древняя кладка, составленная попеременно из рядов тесаного камня и кирпича, связанных сильным цементом, называемым туземцами коросан, чрезвычайно окрепла, и нужно было употреблять пороховые взрывы для уничтожения драгоценных остатков, пощаженных до сих пор и людьми и временем.
Понятно впечатление, произведенное этими варварскими работами на художника-археолога г. Зальцмана, в короткое время заметившего и оценившего все историческое и художественное значение разрушаемого здания, с тем, чтобы на месте его поставить довольно уродливое произведение фантазии какого-то местного архитектора.
По сношению с г. Дуччи, Зальцман остановил работы и занялся раскопкою развалин, в которых открыл описанные выше части. Мысль о постройке новой церкви из обломков старого здания оставлена, и принято решение возобновить древнюю базилику св. Николая в первоначальном ее виде. Управление работами принял на себя г. Зальцман. Сначала он предполагал откопать все древнее строение, чтобы начать работы сообразно с его расположением и формою; но необходимость скорее открыть церковь для богослужения и многочисленных богомольцев заставила изменить первое предположение: решено было отрыть главный неф, две боковые галлереи с притворами и возобновить их.
В 1859 году была приобретена от Турок земля, прилегающая к строению, без чего некуда было свозить отрываемую землю. Местность эта имеет вид неправильного четыреугольника, частию занятого зданиями и садом, принадлежащими турецкому are, с которым г. Зальцман предвидит возможность окончить дело миролюбиво и таким образом приобрести все пространство в пределах древней ограды.
По измерениям северная и южная сторона четыреугольника имеет около 150 сажен длины, а восточная и западная около 127; сторона, параллельная северо-южной, занята садом аги и потому не могла быть измерена, но по форме четыреугольника должна быть значительно длиннее других. Вся площадь составляет около 20000 квадратных сажен. Базилика расположена не в средине этой площади, но ближе к южной стороне. По отрытии ее, двор будет находиться на четыре сажени ниже окружающей местности; он будет обнесен стенами, поддерживающими землю, с контрфорсами и водоотводными трубами, чтобы во время дождей вода не оставалась внутри выемки (лист VIII чер. 1 а).
Часовня, в которой теперь совершается богослужение, и могильная плита, служащая алтарем, построены за 160 лет до нашего времени одним благочестивым иноком; она находится во второй левой галлерее (лист VII чертеж 1). Под строением отрыта, на глубине 4 сажен, древняя мраморная гробница, которая, по всей вероятности, некогда хранила в себе останки святителя. Хотя барельефы, ее украшающие, очевидно не религиозного содержания, но это совершенно согласно с тогдашним обыкновением погребать умерших в старых гробницах, взятых с языческого кладбища; известно, что множество христиан хоронились таким образом даже и в позднейшее время.
На рисунке (лист IX черт. 1) видно, что боковая сторона гробницы почти совсем разрушена; это объясняется самым сказанием о похищении св. мощей итальянцами: массивная мраморная крыша, украшенная двумя фигурами (мужескою и женскою), в настоящее время с отбитыми головами и изувеченными ногами, представляла больше затруднений к разлому, чем тонкие стенки и, разумеется, барийцы должны были избрать более легкое средство для достижения своей цели, а потому и сломали тонкую стенку, не заботясь о том, что портили оставляемую ими древность. Расположение гробницы, как раз под алтарем нынешней церкви, и местные предания доказывают, что она хранила в себе мощи угодника; самый инок, устроивший часовню, разумеется руководствовался современными ему указаниями и преданием при выборе места для ее расположения. При возобновлении базилики нужно сломать часовню, которая держится на поверхности земли, покрывающей придел церкви, в котором расположена подлинная гробница св. Николая.


В заключение представим краткий отчет о работах по возобновлении базилики, произведенных под управлением г. Зальцмана с октября 1858 года по май 1859 и об его предположениях на будущее время.
Работы, произведенные под управлением г. Зальцмана с октября 1858 по май 1860 года, состояли: 1) в выемке и отвозке 6500 кубических метров (около 800 кубических сажен) земли; 2) в возобновлении стен и покрытии сводами: главного нефа, верхней части боковых галлерей и двух притворов.
Средняя поденная цена каменщиков была 3 франка 50 сантимов; она изменялась сообразно с большими или меньшими местными требованиями на рабочих.
Простому рабочему платилось в день 2 франка, десятнику 6 франков.
В материалах не может быть недостатка, ибо около самого здания находятся остатки древней римской стены, разрушенной землетрясением, представляющие превосходный строительный камень.
Раствор приготовляется на месте и обходится 2 франка за 100 килограммов.
За неимением кирпича (который приготовлять на месте очень затруднительно, хотя со временем нельзя будет обойтись без него) до сих пор употреблялся на своды легкий липдосский камень с острова Родоса; покупка, обтеска и перевозка его на берег моря в трех милях от работ обходится от 60 до 70 сантимов за штуку, смотря по величине ее.
Так как часть здания остается еще скрытою под землею, то определить в точности род и количество будущих работ невозможно; г. Зальцман предполагает нынешнюю весну посвятить окончательной раскопке, чтобы скорее дать себе отчет в том, что остается еще исполнить. Сверх того необходимо покрыть снаружи своды слоем местного раствора (коросан), для предохранения от разрушительного действия сырости, и устроить нории (водоотливные машины) для осушения выемок, залитых водою во время дождливого сезона.
На все это, по соображениям строителя, потребуется не менее 10000 рублей.
Эти и будущие издержки могут быть произведены только при помощи посильных пожертвований со стороны людей благочестивых и дорожащих древностями, в особенности если с последними связаны драгоценные исторические и религиозные воспоминания.
Всегдашняя готовность русских помочь всеми средствами своим страждущим единоверцам на востоке и благоговение их к памяти святого Николая, покровителя России, дозволяют нам надеяться, что редкий художественный памятник IV столетия не останется невозобновленным. Впоследствии, странники ко святыням палестинским, заезжая по пути в Миру, чему наверное будет способствовать Русское общество пароходства и торговли, изменив несколько направление своих обычных рейсов, поддержать по возможности восстановленную святыню.

Прилагаем к этой статье любопытный перевод Фпрмана, данного Турецким правительством на возобновление храма св. Николая.


Перевод ФИРМАНА

Ты, слава знаменитых и великодушных, ты, кто соединил в себе качества, достойные похвал и добродетели, тот, который наслаждается особыми милостями вечного повелителя, чиновник 3 класса, каймакам провинции Теке Гассан-Рушди (да умножится слава твоя), и вы образцы ученых, которые ищете истины наиб и муфтий Анталии (да возрастет ваше знание), и вы, отличенные между вам равными и вам подобными, правитель уезда и примас страны (да умножится ваше могущество) по получении сего высочайшего и августейшего указа, да будет вам ведомо:
Как греческая церковь, известная под именем церкви св. Николая, находящаяся в соседстве деревни Темре в уезде Фах, в провинции Теке, с течением времени пала в развалины, жители выше означенной деревни просили позволения поправить ее.
Эта церковь была посещена и обмерена градоначальниками, которые определили, что она имеет 43 пики длины, 40 ;  ширины и 21 высоты, три двери, десять окон по фасаду правому и столько же по фасаду левому, пять на фасаде заднем и четыре на фасаде переднем, и того 29 окон. Сверх того изведано и указано в илям и в мозбате, которые нам были представлены, что церковь действительно имеет надобность в исправлении, это было предложено нам и дарован наш верховный указ, заключавший позволение исправить и возобновить означенную церковь в ее старых размерах и в ее первоначальном виде.
Нынешний шейх-уль-ислам, первосвященник народов, сын Измаил-Бея, ученейший из ученых, который до глубины исследовал науки во всех их отраслях, превосходнейший из людей, отличных по благочестию, источник добродетели и знаний совершеннейших, мулла Хаджи-Ахмет-Ариф-Хикмет-бей (да увековечит Всевышний Бог его добродетели) был вопрошаем относительно этого дела в следующих выражениях: «Когда деревенская церковь впадет в разрушение, имеющие право могут ли поправить ее, не прибавляя ничего к ее первоначальной форме и сохраняя ее прежние размеры?».
Он дал священную фетву, содержащую ответ. «Они могут».
Вследствие того и, видя, что нет препятствия со стороны святого правосудия, мы желаем пожаловать наше высочайшее и августейшее соизволение на исправление этой церкви и по этому случаю даем этот августейший, императорский рескрипт, полный милосердия.
Мы повелеваем, чтобы действовали по смыслу нашего настоящего повеления и сообразно со священною фетвою. И по этому случаю проистекает настоящий верховный фирман, заключающий дозволение.
Да будет же ведомо вам, вышеозначенным каймакам, наиб и муфти, что наше верховное соизволение дано сообразно с соизволением священного правосудия в том, чтобы означенная церковь была исправлена под условием не превосходить ее древней формы в отношении к ее длине, ширине и высоте и размера и что если дозволите себе разрешить малейшее нововведение против ее прежней формы и возьмете по этому случаю взятку с райев, то испытаете последствия важной ответственности.
Вы, будучи о том известны, станете действовать сообразно, вы воздержитесь от противного и дадите веру нашему настоящему верховному рескрипту.
Писан первую декаду месяца раби-уль-эвель 1269 года.


ОБЪЯСНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Лист VII.
Чертеж I. План отрытой части базилики.
а. Главный неф.
bb. Первые боковые галлереи или нефы.
cc. Вторые боковые галлереи или нефы.
dd. Приделы.
ee. Притворы.
 f. Паперть.
g. Святилище.
i. Горнее место.
k. Часовня над гробницею св. Николая. (Темные штрихи означают отрытую, светлые неотрытую части; пунктир предполагаемые перестройки).
l. Амвон
т. Престол.

Чертеж 2. Продольный разрез базилики, по линии АВ.
Чертеж 3. Фасад по реставрации Зальцмана.

Лист VIII.
Чертеж 1. Поперечный разрез.
Чертеж 2. Мозаика помоста средней части церкви.
Чертеж 3. Мозаика помоста святилища.
Чертежи 4 и 5. Живопись правого придела.
Чертеж 6. Карта части Анатолии и Средиземного моря.

Лист IX.
Чертеж 1. Древняя мраморная гробница св. Николая.
Чертеж 2. Новая сень над могильною плитою в ныне существующей церкви.
Чертеж 3. Могильная плита новейшей эпохи над древнею гробницею св. Николая.


 ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Материалами для этой статьи служили в высшей степени интересные в историческом и архитектоническом отношениях документы, письма, рисунки и чертежи, предоставленные редакции журнала Г. У. Пут. Сообщ. г. камергером А.Н. Муравьевым. Ред.
  2. Книга житий святых на три месяца вторые еже есть декемврий, ианнурий и февруарий.
  3. Хроника Феофана, ст. 408, 6 декабря.
  4. Лист IX чер. 3.