Живите в Сибири

Татьяна Шмидт
 

    Многие сейчас   едут  поближе к  столице, продают квартиры, дома,   всей семьей ищут доли вдали от родных мест, где жили деды и прадеды. Когда-то Сибирь считалась далекой отсталой царской окраиной, местом  ссылки, куда по  тракту нескончаемой чередой шли, гремя кандалами каторжане, в  том числе  в  большом количестве  и  политические  и  среди  них  женщины…
 
     Многие  не доходили до места заключения -  умирали в пути от голода и болезней.   А  еще шли переселенцы  из  центральных губерний  -   Орловской, Владимировской и других. Уходили от безземелья и голода, искали свою долю в далекой Сибири  и находили плодородные земли, леса  и  пастбища для скота. Селились около величавых рек и строили дома. А первыми поселенцами были казаки.
 
   Моя бабушка  -  Настасья Ивановна Кузнецова   была из рода таких казаков, одним словом, коренная сибирячка. Замуж она вышла за переселенца из Владимирской губернии и прожила  с ним  безвыездно в Колывани всю жизнь. Крепкая была Анастасия,  голосистая, певунья  и плясунья. Соседи по праздникам собирались у неё  в доме посидеть  у хлебосольной   хозяйки, послушать   казачьи песни.

    Выпив за хорошей закуской несколько стопок водочки,  запевала  Настасья  сильным низким голосом на три октавы:
             По Дону гуляет, по Дону гуляет,
           По Дону гуляет казак молодой,    -      и все за столом дружно подхватывали:
          В саду дева плачет, в саду дева плачет,
         В саду дева плачет над быстрой рекой!
 
    Засиживались  гости допоздна за большим пирогом с  рыбой,  горячими пельменями и  солониной, которую готовить   бабушка была великая мастерица.  Уходили, вспоминая  о своих не подоенных коровах, хозяйстве  и шли домой  на некрепких ногах – благо идти было недалеко.
 
    Дед  Гаврила Кузьмич  был под стать бабушке –   высокий,  крепкий,  голубоглазый и  сильный. Он был великий труженик,  только петь   не любил – скромничал и во всем подчинялся своей певунье жене. Прожили они в ладу вместе  более пятидесяти лет, отметили золотую свадьбу, на которую подарил дед жене золотые сережки   с дорогим камушком  - рубином,   а  через  несколько лет   его не  стало.
 
    Бабушка долго грустила  о  муже,    но  не  могла спать  одна в опустевшем доме  и приняла на квартиру   женщину  бойкую, хитрую, которой вскоре достались  бабушкина  цигейковая шуба, обручальное кольцо  и  золотые сережки с рубином – дорогой дедов подарочек.   Да и всё, что получше,    досталось  ей,   а главное – дом, который    нетрезвой рукой  в недобрый час  подписала Настасья Ивановна  своей квартирантке.    И остались ни с чем мы,  наследнички    -   мал  мала меньше.

       Отец  мой  -  человек нрава смирного оспаривать завещание не стал. Собрал кое-что из заветного сундука и привез нам на память бабушкины  старинные полушалки, да несколько льняных полотенец с  вышитыми на них петухами – еще из девичьего приданого Настасьи.
      Эти полушалки с диковинными птицами и полотенца с   красными петухами  любила я в детстве разглядывать,    и  мама научила меня вышивать по бабушкиному   – двойным крестом и тамбурным швом. Мама тоже была мастерица не хуже свекрови. Она умела прясть тончайшую нить из козьего пуха и вязала кружевные, тонкие, но теплые шали.
 
     Еще  она  плела   крючком  кружева из простых белых ниток.  Крючок  так и мелькал в  её умелых руках,   и   вскоре  получались   наволочки  с   чудесными узорами,  кружевные нарядные скатерти   и красивые  воротнички  нам, девчонкам.   А  какие  теплые и мягкие варежки и носки вязала мама   из смеси пуха и шерсти.  Никакой мороз в них был  не страшен!

       Мама была хорошей хозяйкой  и нас дочерей  с малых лет приучала  к порядку, но больше всего она любила кино.   И даже одно время устроилась работать контролером в кинотеатре.  Мы смотрели тогда все фильмы подряд, а мама   больше всего  любила  индийское кино  и часто выходила  из кинотеатра с заплаканными глазами.  Так трогали ее незамысловатые  сюжеты и герои  Раджа Капура   и  других индийских  артистов. 
   Мама  прожила в Сибири всю свою долгую жизнь,   и много пришлось испытать ей лишений, голода,  потерь и  тяжелого труда.  И как всем сибирякам,   помогали    ей преодолевать невзгоды твердый   сибирский характер, житейская мудрость и веселый нрав. Сколько песен, метких пословиц и частушек слышала я от неё в детстве!   В трудное время безденежья она сметала    крошки хлеба со стола, клала их в рот   и говорила:  «Ну вот,  девчонки,  день прожили и ладно, а завтра,   что бог даст».
 
     Мать  украшала наш скромный быт,   как могла.  И не   беда, что   дом   был  небольшим –  места   и  тепла  в  нем  хватало всем.   А   рядом  -   стоило только   открыть дверь,    был   мир большой   и  прекрасный,   и он принимал нас в свои объятия, когда мы вырастали и уходили из родительского дома…
 
      И не беда, что мы родились и жили в Сибири  - солнца  и тепла  было предостаточно летом, а зима одаривала нас  своими веселыми забавами – катанием с горы на санках и лыжах. Не успевал   Чаус   покрыться льдом,  как   мальчишки очищали снег на реке, привязывали коньки прямо к валенкам и катались  там дотемна.  А в  оттепель   лепили  снежную бабу и  играли в снежки.  В общем,  веселья  хватало нам,     советским  ребятишкам  той далекой поры.
 
     Сейчас  иное время. Дети мало находятся на улице, а в основном после уроков лучшим развлечением для них стали модные гаджеты.  Да и  дворы  почти целиком забиты машинами. Ох уж  эти машины! Сколько их в большом  городе! 
 
   Я по давней привычке встаю рано, готовлю на кухне  завтрак    и поневоле подхожу к окну, а там в ста метрах от  меня  с  семи часов нескончаемый поток  машин. Они движутся  медленно  с левого берега широкой Оби  на правый  к  центру Новосибирска.  Среди них старые и новые иномарки, огромные фуры, маршрутки и автобусы- всех  не  перечесть. Люди едут на работу,  везут товары,   и   кончается   этот огромный поток лишь часам к десяти.
    
    Кажется, трудно жить в большом городе и терять время в пробках,  но люди приспосабливаются, много  работают и  покупают квартиры  в новых домах.   В сибирских городах  строят красивые удобные дома, особенно это относится к столице Сибири – Новосибирску.  Сколько тут   за последние годы выросло новых кварталов!  И зачем искать счастье где-то на стороне, когда можно жить счастливо и припеваючи в родной Сибири?

      Новосибирская область очень большая и богатая, она находится в самом центре Сибири  и насчитывает  тридцать   районов,  и  в сентябре отметила   свой  славный   80-десятилетний юбилей.
 
     Да, можно неплохо жить в Сибири.    Одно только омрачает. Вот хожу я по улицам центра города,  где столько шикарных магазинов,  банков,  дорогих ресторанов и разных увеселений  и знаю, что  всё это не для меня.   В витрине одного магазина женской одежды увидела хорошее платье и как раз моего размера, зашла, думая обновить свой скромный гардероб, спросила цену  этого  простого на вид  платья.   А продавец, миловидная белокурая девушка,  вежливо  так  отвечает:   «Сорок  семь тысяч семьсот  рублей».   Я изумилась и тихонько вышла оттуда. Цена поразила меня. 
 
   Да что я!    Еще   встречаются обездоленные люди,  которым во много раз тяжелее материально.  Дочь  моя  живет  в  новом  и  красивом доме,  и  каждое утро выношу я мусор в контейнеры,   и каждое утро  вижу людей,  которые роются  в  них, отыскивая что-то.   А так вроде бы всё ничего.   Можно  хорошо  жить и здесь  -  вон,  весь двор заставлен машинами, в том числе и дорогими  иномарками.
Живите в Сибири! Ведь должен кто-то осваивать и развивать   эти огромные  и богатейшие  просторы.